Решение задач на закон Харди-Вайнберга
презентация к уроку по биологии (10, 11 класс)
Презентация для подготовки учащихся 10-11 классов к решению задач на закон Харди-Вайнберга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 331.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два ученых английский математик Г. Харди и немецкий медик и статистик В. Вайнберг в 1908 году одновременно и независимо друг от друга открыли математическую зависимость между частотами аллелей аутосомных генов и частотами генотипов. Уравнение Харди — Вайнберга
1 . Частота генотипа – это доля особей, имеющих данный генотип, среди всех особей популяции. Например, если аутосомный ген имеет два аллеля : аллель А (доминантный) и аллель а (рецессивный). Представим, что популяция состоит из 120 особей, из них 40 имеет генотип Аа . Тогда частота этого генотипа Аа определяется как р(А)= 40/120=0,333 или 33,3%. 2. Частота аллеля - доля конкретного аллеля среди всех имеющихся в популяции аллелей изучаемого гена. Частота аллеля А обозначается p(А). Данный аллель присутствует у гомозиготных (АА) особей и у гетерозиготных ( Аа ) особей и отсутствует у гомозигот по рецессивному гену ( аа ). Основные термины и понятия в популяционной генетике
В идеальной популяции частоты аллельных генов и генотипов из поколения в поколении остаются постоянными. Данный закон называется законом Харди — Вайнберга и описывается уравнением: р2 (АА) + 2рq ( Аа ) + q2 ( аа ) =1
неограниченно большая численность; свободное скрещивание - панмиксия ; отсутствие мутационного процесса; отсутствие естественного отбора ; отсутствие миграции особей; все аллели равно влияют на жизнеспособность гамет; потомки от всех возможных скрещиваний имеют равную выживаемость. Идеальная популяция имеет следующие признаки:
Частоты аллелей не изменяются из поколения в поколение без внешнего воздействия на них. Зная частоты аллелей и предполагая их случайные скрещивания, можно предсказать равновесные частоты генотипов (при условии, что на них не действуют факторы эволюции ). Нельзя избавиться от рецессивного аллеля в популяции. Чем меньше частота рецессивного аллеля (q), тем больше частота доминантного аллеля (р), а, следовательно, увеличивается доля гетерозигот в популяции (2рq), которые с равной вероятностью образуют гаметы, содержащие рецессивный аллель (а) и доминантный аллель (А ). Если на ген не действуют какие-либо факторы эволюции и при этом частоты генотипов не находятся в соотношении, определенном уравнением Харди – Вайнберга , то они достигнут равновесия за одно поколение. Из закона Харди – Вайнберга следует четыре важных заключения:
1. Выучить наизусть два уравнения: р+q =1 р2 (АА) + 2рq ( Аа ) + q2 ( аа ) =1 Они нужны для вычисления частот аллелей, частот генотипов и для идентификации популяции (определения соответствия популяции равновесию Харди- Вайнберга ). ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЗАКОН ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА?
2. Выучить все основные понятия и символы в формулах Харди- Вайнберга р(А)– частота доминантного аллеля , q(а ) - частота рецессивного аллеля , р2 (АА) - частота особей, гомозиготных по доминантному аллелю (частота генотипа АА) q2 ( аа ) - частота особей с рецессивным признаком (частота генотипа аа ) 2рq - частота гетерозиготных особей (частота генотипа Аа ) р2 (АА) + 2рq ( Аа ) - частота особей в генотипе которых имеется доминантный аллель. 2рq ( Аа ) + q2 ( аа ) – частота особей, в генотипе которых имеется рецессивный аллель.
3. Научиться представлять данную по условию задачи частоту генотипа в долях единицы, используя для этого десятичные числа. В популяционной генетике применяют различные способы выражения частот генотипов. При решении задач частоты аллелей и генотипов выражают в виде долей единицы, например, 0,28 или 0,00031. Часто в условии задачи исходная частота выражена иначе, и прежде, чем приступить к решению задачи, бывает необходимо выразить значение исходной частоты в виде долей единицы. Различные способы выражения частоты аллеля или генотипа Расчет частоты, выраженной в долях единицы В исследуемой популяции 330 особей из 440 имели доминантный признак. 330: 440 = 0, 75 В популяции кроликов белая окраска (рецессивный признак) составляет 12 %. 12: 100 = 0,12 Частота заболеваемости равна 10 -3 . 10 -3 = 1: 1000 = 0,001 В популяции заболеваемость составляет 0,1 на 1000 новорожденных 0,1: 1000 = 0,0001 Заболеваемость встречается с частотой 1: 25 000 1: 25 000 = 0,00004
4. При необходимости нужно уметь десятичные числа частот генотипов переводить в проценты и по процентам уметь находить количество особей с конкретными признаками . 5. Научиться решать уравнения закона Харди- Вайнберга , применяя навыки элементарных арифметических действий с непрограммируемым калькулятором.
По условиям задачи запишите какие гены доминантные, какие рецессивные, какие у них могут быть генотипы. Определите : о численном значении какого символа формул закона Харди- Вайнберга говорится в условиях задания Представьте эту информацию в долях единицы, используя десятичные числа. Определите : численные значение каких символов в формулах закона Харди- Вайнберга необходимо найти. Составьте наглядный план действий (на основе каких известных частот какие можно найти, используя для этого формулы закона Харди- Вайнберга ). Выполните запланированные действия в установленной вами последовательности. Проверьте еще раз, все ли вы нашли, что требовалось найти по условию задачи. Общий алгоритм решения заданий на применение закона Харди- Вайнберга
Задание из демо 2024. 27. В популяции растений ночной красавицы ( Mirabilis jalapa ) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга . Ответ поясните. Первый тип заданий. Дается общее количество особей и количество особей с определенным признаком. Нужно найти частоты всех аллелей и частоты всех возможных генотипов.
1 ) частота растений с ярко-красной окраской венчика (частота генотипа АА-р ) составляет 6/150 = 0,04; 2) красную окраску имеют растения с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких растений составляет р2; 3) частота аллеля p(А) в популяции составляет 0,2 4) частота аллеля q(а) в популяции составляет 1 – p = 0,8 (1-0,2=0,8); 5) частота генотипа Аа (розовая окраска) в равновесной популяции составляет = 2pq = 0,32 (2 х 0,2 х 0,8 =0,32) 6) частота генотипа аа (белая окраска) в равновесной популяции q2 =0,64 (0,8) Схема решения задачи включает следующие элементы:
В популяции гороха посевного ( Pisum sativum ) из 700 особей 112 растений имеют зелёную окраску семян. Рассчитайте частоты аллелей жёлтой и зелёной окраски семян, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга . Определите процент особей с доминантным признаком. Ответ поясните. Пример задания.
1) Зелёную окраску семян имеют растения с генотипом аа 2) Частота генотипа аа q2 составляет 0,16 (112:700=0,16) 3) Частота аллеля зеленой окраски q в популяции составляет 0,4 (√0,16=0,4) 4) Частота аллеля желтой окраски в популяции составляет p= 1 − 0,4 = 0,6. 5) Частота генотипа AA (жёлтая окраска) в равновесной популяции равна p2 = 0,36 6 ) Частота генотипа Аа (жёлтая окраска семян) в равновесной популяции равна 0,48 (2pq ( Аа ) = 2 х 0,6 х 0,4. 7 ) Особей с доминантным признаком 84% 8 ) Доминантный признак проявляется в гомозиготе и гетерозиготе (р2+ 2рq). Схема решения задачи включает следующие элементы:
У растения львиный зев красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гетерозиготы по данным генам имеют розовую окраску. В популяции, состоящей из 900 растений, содержалось 180 красных растений. Рассчитайте частоты доминантных и рецессивных аллелей в популяции, а также частоты всех генотипов, если популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга . Ответ поясните. Пример задания.
1) красная окраска проявляется в гомозиготе АА 2 ) по частоте встречаемости красных цветков находим частоту генотипа р2 (180/900)= 0,2 3) По частоте генотипа АА находим частоту аллеля доминантного аллеля р=√0,2 =0,44 4 ) Зная р, по формуле р+q =1 находим q=1-0,44=0,56 5 ) Находим частоту генотипа аа : q2 =0,56 2 =0,31 6 ) Находим частоту гетерозиготного генотипа 2рq( Аа )= 2 х 0,44 х 0,56=0,49 Схема решения задачи включает следующие элементы:
Пример задания. В популяции черных кроликов, насчитывающей 500 особей, 4% составляют альбиносы. Рассчитайте частоты аллелей черной окраски и альбинизма, а также частоты всех возможных генотипов и количество носителей гена альбинизма в популяции, если популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга . Ответ поясните. Второй тип заданий. В условиях даются процентные значения особей с определенным признаком. Нужно найти частоты аллелей, частоты всех возможных генотипов и количество носителей гена (количество разных фенотипов).
1) частота генотипа аа : q2 = 4/100 = 0,04 2) частота рецессивного аллеля : q (а) = √0,04 = 0,2 3) частота доминантного аллеля : р(А) = 1 – 0,2 = 0,8 4) частота генотипа АА: р2 = 0,8 х0,8=0,64 5) частота гетерозиготного генотипа 2рq = 2 х 0,2 х 0,8 = 0,32, или 32%; 6) носители гена альбинизма всегда имеют генотип Аа . 7 ) определяем количество гетерозигот : 500 особей – 100% x особей – 32%; x = 160 носителей гена альбинизма. Схема решения задачи включает следующие элементы:
У людей ген курчавых волос неполностью доминирует над прямыми волосами, гетерозиготы имеют волнистые волосы. В популяции людей острова Тилос , состоящей из 750 человек 12% имеют курчавые волосы. Рассчитайте частоты аллелей прямых и курчавых волос, а также частоты возможных генотипов, количество людей в популяции по каждому фенотипу, если она находится в равновесии Харди- Вайнберга . Ответ поясните. Пример задания.
1) курчавые волосы проявляются только в гомозиготе АА 2) частота генотипа АА: р2 = 12/100 = 0,12 3) частота доминантного аллеля : р(А) = √0,12= 0,34 4) частота рецессивного аллеля q(а)=1-0,34=0,66 5 ) частота генотипа аа : q2 =0,662=0,43 6) частота гетерозиготного генотипа 2рq = 2 х 0,34 х 0,66 = 0,45 7) количество людей с курчавыми волосами: 750 – 100%, x – 12%, x =90 чел. 8) количество людей с прямыми волосами : 750 – 100%, x –43%, x =322 чел. 9) количество людей с волнистыми волосами : 750 – 100%, x –45%; x =338 чел. Схема решения задачи включает следующие элементы:
Полидактилия встречается в популяции людей с частотой 1,5:1000 новорожденных. Рассчитайте частоты доминантных и рецессивных аллелей, частоты гомозиготных генотипов, если популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга . Определите процент носителей рецессивного гена. Ответ поясните. Третий тип заданий. В условиях дается частота встречаемости признака в виде соотношения чисел. Нужно найти частоты аллелей, частоты всех возможных генотипов и процент носителей гена.
Примечание: дети по «умолчанию», должны знать, что полидактилия доминантный ген. И здесь есть подвох: те, кто это не помнит, может решить, что полидактилия -рецессивный ген (ведь у большинства людей пять пальцев!) и найти носителей гена неправильно. Поэтому надо детям по генетике человека давать перечень доминантных и рецессивных генов у человека . 1) частота полидактилии (АА + Аа ) = 0,0015 (1,5/1000) 2) частота пятипалости q2 ( аа ) =1- 0,0015=0,9985 3) частота аллеля а q = √ 0,9985= 0,9992 4) частота аллеля р= 1- 0,9992= 0,0008 5) частота генотипа р2 (АА) = 0,00000064 6) носители рецессивного гена всегда имеют генотип Аа 7) частота гетерозигот 2рq ( Аа ) = 0,00159 (2 х 0,9992 х 0,0008) 8) процент носителей рецессивного гена составляет 0,159% (0,00159 х100) Важно помнить, что полидактилия проявляется при гомозиготе и гетерозиготе . Схема решения задачи включает следующие элементы:
В популяции имеется три генотипа по аутосомному гену в соотношении 9 АА: 6 Аа : 1 аа . Рассчитайте частоты доминантных и рецессивных аллелей, частоты всех возможных генотипов. Соответствует ли такое соотношение равновесию в популяции, выражаемому формулой Харди- Вайнберга ? Ответ поясните. Четвертый тип заданий. В условиях даются соотношения генотипов. Нужно определить частоты аллелей и генотипов, является ли популяция равновесной.
1 ) находим общее число частей: 9+6+1= 16 2) частота генотипа q2( аа )= 1/16 = 0,0625 3) частота аллеля а - q = 0,25 (25%) 4) частота генотипа р2 (АА)= 9/16= 0,5625 5) частота аллеля А- p = 1 – 0,25 = 0,75 (75%) 6) частота гетерозигот 2рq ( Аа ) = 2 х 0,25 х 0,75=0,375 (или 6\16=0,375) 7 ) По закону Харди- Вайнберга сумма частот аллелей и сумма частот генотипов должна быть равна 1 (р(А)+q(а)=1 и р2 (АА) + 2рq ( Аа ) + q2( аа )=1) 8 ) Сумма частот аллелей р+q =0,75+0,25=1, сумма частот генотипов равна 1. 9) Соответствует (популяция находится в равновесии Харди- Вайнберга ) Схема решения задачи включает следующие элементы:
В популяциях людей в Танзании альбинизм встречается с частотой 1:1400. Определите генетическую структуру популяции. Находится ли она в равновесии Харди- Вайнберга ? Ответ поясните. Анализ условий задания: ген альбинизма является рецессивным (в условиях не сказано, но по «умолчанию» нужно это знать). Чтобы определить генетическую структуру популяции (соотношение частот генотипов), надо определить частоты всех генотипов. Пятый тип заданий. В условиях дается частота встречаемости признака в виде соотношения чисел. Нужно определить генетическую структуру популяции и идентифицировать популяцию.
1) частота рецессивных гомозигот (q2) в долях единицы: q2 = 1/1400 = 0,0007 2) частота рецессивного аллеля составит: q = √0,0007 = 0,026 3) частота доминантного аллеля А по формуле р+q =1 р = 1 – 0,026 = 0,974 4) частота генотипа АА, то есть р2 =0,948 5) частота генотипа Аа , то есть 2рq = 2 х 0,974 х 0,026 = 0,05 6) генетическая структура популяции: 0,948АА: 0,05Аа: 0,0007аа Схема решения задачи включает следующие элементы:
Теория и советы по выполнению заданий на неравновесную популяцию. В заданиях открыто не пишется, что она не находится в состоянии равновесия Харди- Вайнберга . Надо самим это «увидеть» в условиях задания. Так как популяция не находится в равновесном состоянии НЕЛЬЗЯ применять уравнение Харди- Вайнберга . Частоты генотипов рассчитываются исходя из численности особей, а частоты аллелей рассчитываем исходя из общего количества аллелей и количества особей с определенными генотипами. ЛАЙФХАК: можно не тратить время на расчеты частот аллелей (р и q) . Найдите частоты генотипов АА(р2) и аа (q2), а частоты аллелей будут такие же, то есть частота аллеля А будет равна частоте генотипа АА, частота аллеля а будет равна частоте генотипа аа (это если в условиях задания не просят показать эти расчеты). Но если в условиях это будет прописано (например, объясните определение частот аллелей), то это надо показать. Поэтому надо знать, как рассчитывать. Шестой тип заданий . Задания на неравновесную популяцию: дается количество особей с определенными признаками. Нужно найти частоты аллелей, частоты всех генотипов при условии равновесности популяции, количество поколений через которое наступит равновесное состояние.
Частоты генотипов рассчитать легко: количество особей с данным признаком делим на общее количество особей. А вот как рассчитать частоту аллелей? Надо помнить, что все особи диплоидные, а значит, у каждого организма по одному признаку есть два аллеля (гены, определяющие альтернативные признаки по одному признаку). У особей с генотипом АА – только доминантный аллель (два аллеля А), у особей с генотипом Аа ( гетерозиготы ) половина аллелей А и половина а, у особей с генотипом аа – только рецессивные аллели (два аллеля а).
Допустим, гомозигот по доминанте (АА ) - 15 особей, значит у них 30 аллелей гена А, гетерозигот - 20 ( Аа ), значит всего аллелей 40, из них доминантного аллеля А - 20, рецессивного аллеля - 20 , гомозигот по рецессивному признаку ( аа ) - 10 , значит, рецессивных аллелей 20. Всего особей - 45 (15+20+10), значит, всего аллелей 90. Чтобы найти частоты аллелей количество конкретного аллеля делим на 90: р= (30+20) /90=0,555 и q= (20+20)/90=0,444. Суммарное число 0,999 (округляется до 1).
27. В популяции растений ночной красавицы ( Mirabilis jalapa ) 96 растений имеют ярко- красную окраску венчика, а 54 – белую. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окрасок в популяции. Какими были бы частоты всех генотипов, если бы популяция находилась в равновесии? Если представить, что все условия равновесной популяции начнут выполняться, то за сколько поколений популяция придёт в равновесие? Задание из методических рекомендаций ФИПИ 2023.
1 ) частота растений с ярко-красной окраской венчика (частота генотипа АА) составляет: 96/150 = 0,64; 2) частота растений с белой окраской венчика (частота генотипа аа ) составляет: 54/150 = 0,36; 3) аллель А в популяции представлен только в красных растениях, а аллель а – только в белых; 4) частота аллеля А = р = 0,64 (96 х2=192 /300 аллелей (так как 150 диплоидных особей) 5) частота аллеля а = q = 0,36; (54 х 2= 108 /300= 0,36) 6) равновесные частоты генотипов: f(АА) = p2 = 0,4096, f( aa ) = q2 = 0,1296, f( Aa ) = 2pq = 0,4608; 7) за одно поколение. Схема решения задачи включает следующие элементы:
Пояснение к последнему вопросу задания (если представить, что все условия равновесной популяции начнут выполняться, то за сколько поколений популяция придёт в равновесие?) Изучая генетические процессы в естественных популяциях, английский ученый Карл Пирсон в 1904 году вывел закон стабилизирующего скрещивания, или закон Пирсона: при любом исходном соотношении частот гомозигот и гетерозигот при первом скрещивании внутри популяции устанавливается состояние равновесия, если исходные частоты аллелей одинаковы у обоих полов.
Нужно запомнить, что не соответствуют равновесию Харди- Вайнберга все популяции, где нет особей с тремя видами генотипов (АА , Аа , аа ). Такие популяции при свободном скрещивании уже после первого скрещивания приходят в состояние равновесия, так как появляются особи с тремя разными генотипами. Это можно легко проверить. 1 ) Если в популяции особи только гомозиготные (АА, аа ). При свободном скрещивании возможно только три вида скрещиваний: АА × AA---F1: все АА, AA × aa ---- F1: все Aa , aa × aa --- F1: все aa . Появляются все три генотипа, популяция придет в равновесное состояние. 2 ) Если в популяции особи только с доминантным признаком (АА, Аа ). При свободном скрещивании возможно только три вида скрещиваний: АА × AA---F1: все АА, AA × Аa ---- F1: 50% АА, 50%- Аа , Аa × Аa --- F1: 25%АА, 50%Аа, 25%- aa . Появляются все три генотипа, популяция придет в равновесное состояние. 3 ) Если в популяции особи только гетерозиготы ( Аа ). При свободном скрещивании возможен только один вида скрещиваний: Аa × Аa --- F1: 25%АА, 50%Аа, 25%- aa . Появляются все три генотипа, популяция придет в равновесное состояние .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Решение задач на закон сохранения энергии».
Предлагаю конспект урока "Решение задач на закон сохранения энергии" с использованием ЭОР.В план включены:1. Презентация для фронтального опроса (составлена мной).2. Задачи качественного и расчетного ...

разработка урока "Закон Харди-Вайнберга"
Разработка урока может быть использована при изучении темы "Популяционная генетика" для изучении биологии на углубленном уровне и на дополнительных занятиях при подготовке детей к ЕГЭ на базовом уровн...

презентация Закон Харди-Вайнберга
Презентация «Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение» знакомит учащихся с понятием «популяционная генетика», законом Харди-Вайнберга. Помогает научиться решать разные типы зад...

Решение задач по теме "Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга"
В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащимся предлагаются различные биологические задачи по генетике, образцов решения которых нет в учебниках, в том числе, и на закон Харди-Вайберга. В работе представлены ...

Решение задач по теме «Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга»
Начальные этапы эволюционных процессов протекают в популяциях на основе закономерностей наследования. Изучение генетической структуры популяции связано с выяснением генотипического состава. В подобных...

Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...

Разработка урока «Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга»
В курсе общей биологии, в 10 – 11 классах, рассматривается закон Харди-Вайнберга. Данная тема достаточно сложная, так как уравнение Харди — Вайнберга является теоретической базой популяцио...