Образование и педагогика 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс)
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.69 КБ |
![]() | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа — интернат»
Методическая разработка по биологии 7 класс.
Тема: «Овощные пасленовые. Томат.»
Учитель биологии
Галунова Людмила Николаевна
Тема: «Овощные пасленовые. Томат.»
Цель : познакомить учащихся с овощными пасленовыми, томат. Создать условия для поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся с использованием ИКТ
Личностные результаты: Положительное отношение к учению, принятие позиции обучающегося. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.
Метапредметные результаты: Умение классифицировать и обобщать понятие овощные пасленовые; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для обобщения внешних признаков; построение логического рассуждения, включающее установление причинноследственных связей;
Регулятивные: формирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; анализ и сравнивание предметов, выявление и выражение в речи пизнаков их сходства и различия, выделение и формирование проблемы , отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания, использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других, использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Предметные результаты: формировать представление о овощных пасеных, томате, узнать о разнообразии пасленных. Уметь самостоятельно формулировать тему урока, делать вывод, осуществлять самооценку учебной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток.
Развивающая: Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.
Воспитательная: Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма. Способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.
Оборудование: тетрадь, ручка, учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Эмоциональный настрой.
2. Проверка домашнего задания.
Вопрос - ответ.
3. Актуализация знаний.
Целевая установка:
-сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями
- будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;
Что это за елочки,
Нет на них иголочек?
Что за красные шары,
Но не видно мишуры?
Так красиво вдоль забора
Летом спеют... (помидоры)
4. Изучение новой темы.
Вам предстоит познакомиться со строением растения томата, формой плода и некоторыми его биологическими особенностями. А также мы поговорим о значении томата в нашей жизни. К овощным пасленовым растениям относятся несколько видов важных овощных растений, широко распространенных в тропиках и субтропиках. Наиболее ценными среди них являются: томат (помидор) — самая распространенная в мире овощная культура, баклажан, сладкий перец, а также острые перцы.Питательная ценность пасленовых растений сравнительно невысока, однако они довольно богаты минеральными солями и витаминами. Все овощные пасленовые растения очень теплолюбивы, оптимальная температура для их роста и развития +22...+25 °С. При температуре ниже +12...+13 °С процесс их роста приостанавливается.
Для выращивания пасленовых растений предпочтительна плодородная почва. Если же почва менее плодородна необходимо внесение огранических удобрений - перегной, навоз и др.
Томат.
История томатов Родина томатов – Центральная и Южная Америка, отсюда и начинается история томата. Древние жители Мексики, ацтеки, выращивали томат задолго до открытия европейцами американского континента и называли это растение «цитотомат». Положив в основу это название, термин «томат» ввел в сельскохозяйственную литературу итальянский ученый М. Гиландини в 1572 году. Несколько раньше, в 1554 году, итальянский ботаник Ц. Маттиоли впервые описал растение томата, назвав плоды его «золотыми яблоками» (помодори): отсюда второе название – помидоры (помидор).
Травянистое многолетние растение с рассеченными душистыми листьями. Плоды томатов – крупные ягоды. Незрелые плоды содержат ядовитые вещества. А когда плоды созревают, они становятся съедобными, очень сочными, вкусными и содержат витамины. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена.
Корневая система томата во многом зависит от условий выращивания растения. При выращивании посевом семян в грунт главный (стержневой) корень достигает 1-1,5 м. При выращивании рассадным способом корни располагаются на глубине 30-60 см. Стебель – прямостоячий, поэтому требует подвязки.
Цветки мелкие , желтые. В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик.
Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых. Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет и древеснеет. В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. (Слово пасынки вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух). Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения.
Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. (Слово гофрированные вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух).
Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью (Словосочетания цветочная кисть , соцветие-завиток вывешиваются на доске, учащиеся записывают их в тетрадь и проговаривают вслух). Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.
Плод томата – помидор. Это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.
Томаты теплолюбивы, поэтому их оберегают от холода. Обычно сначала выращивают рассаду в парнике или дома, а затем высаживают на грядки в открытый грунт. А сейчас давайте посмотрим на слайд и еще раз повторим строение растения томат.
- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.
-Что же такое пасынки? (боковые побеги)
Цветочная кисть? (цветки томата, собранные в соцветие – завиток)
- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата:
Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение. Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили.
Вопросы:
- Какие условия нужны для выращивания томата?
- Как влияет освещенность на развитие томата?
- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?
Содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
Выполняем задание.
Заполните таблицу «Характеристика растений семейства Пасленовые»
Корневая система | |
Стебель | |
Листья | |
Соцветие | |
Цветок | |
Плод | |
Семя |
Признаки паслёновых
Корневая система | стержневая |
Стебель | Прямостоячий |
Листья | Простые, с сетчатым жилкованием |
Соцветие | Одиночные цветки, кисть |
Цветок | Формула цветка картофеля: 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик |
Плод | Коробочка или ягода |
Семя | две семядоли |
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетрадях.
Рассмотрите рисунок «Строение растения томата» и подпишите его части.
(После выполнения задания правильность ответов учащиеся проверяют на слайде, если допущены ошибки, исправляют их в тетрадях самостоятельно).
2. Игра: «Мешок с вопросами»
Вопросы:
Как человек использует плоды томата?
Какие по форме бывают плоды томата?
Как называется боковой побег томата?
Какие по цвету бывают плоды томата?
Какие условия нужны для выращивания томата?
Если кто-то затрудняется ответить, остальные учащиеся могут дополнить.
3.Допиши предложения:
1.По распространению, томат среди овощных культур в южных районах занимает _________ место.
2. Из плодов томата можно приготовить: ______________, ________________, _________________.
3. Плоды томата используют _________________________________, _____________________,
________________________________________________________________________________.
6. Подведение итогов урока.
Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа — интернат»
Методическая разработка по биологии 7 класс.
Тема: «Папоротники.»
Учитель биологии
Галунова Людмила Николаевна
Тема урока: «Папоротники».
Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.
Задачи урока:
Личностные результаты: сформировать у детей представление о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными.
Регулятивные результаты: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; анализ и сравнивание предметов, выявление и выражение в речи пизнаков их сходства и различия, выделение и формирование проблемы , отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Предметные результаты: формировать представление о папоротниках. Уметь самостоятельно формулировать тему урока, делать вывод, осуществлять самооценку учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся представления о папоротниках. Знать их особенности, значение.Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов.
Развивающая: Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.
Воспитательная: Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма. Способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.
Оборудование: тетрадь, ручка, учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Эмоциональный настрой.
2. Проверка домашнего задания.
Вопрос — ответ по теме: мхи.
Почему мхи относят к растениям?
- Сравните строение мхов и цветковых растений?
- Что у них общего и чем они различаются?
- Как ми всасывают воду?
- Как люди используют торф?
- Как в строении мха сфагнума отразились особенности среды обитания?
3.Изучение нового материала.
Прошу учащихся рассмотреть растение на рисунке стр.89 и растение на карточках.
Кто из вас видел это растение?
Где? В каких местах?
Рассказ учителя о папоротниках, их строении, размножении, местах их произрастания, их роли в образовании каменного угля:
1. Историческая справка
Учитель.
В древние времена папоротники образовывали на Земле обширные леса из высоких растений. В настоящее время папоротники так же процветают в разных условиях
2. Рассмотрите их на рисунке . Стр. 89 и плакат на доске.
Как выглядят современные лесные папоротники?
3. Роль папоротников в жизни человека.
1. Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.
2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.
3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.
4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).
5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.
6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.
(демонстрация каменного угля и продуктов его переработки)
Т.О., папоротники играют большую роль в жизни человека.
Значение папоротников в природе.
Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.
Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.
Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.
Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.
В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу республики Бурятия: (презентация ученика)
Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.
Что мы можем сделать для сохранения редких видов?
4.Закрепление.
1. Работа с учебником: Прочитав текст учебника на стр. 88-89, ответьте на вопросы:
- Какое органы есть у папоротников?
- В чем различие и сходство папоротников и мхов?
- Как образовался каменный уголь?
- Какое значение для человека имеет каменный уголь?
2.Работа в рабочих тетрадях:
Выполните задания 82, 83 на стр. 35-36.
3.Обобщение.
5.Итог урока.
С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?
Выставление поурочного бала.
6.Задание на дом: стр. 88-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1091726-1544431154.jpg)
Реферат «Воспитание и образование – предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Природа человеческих способностей. Способности и талант »
Такие явления как способность, одаренность, талант представляют неотъемлемую часть друг друга.Иллюстрация того, как развиваются творческие способности учащихся художественного отделения Детской школы ...