Экологическое воспитание на уроках биологии
статья по биологии
На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем. Поэтому важное значение в образовании имеет экологическое воспитание и образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_obuchayushchihsya_na_urokah_biologii.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание на уроках биологии
Т.В. Кальян, учитель биологии и химии
На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем. Поэтому важное значение в образовании имеет экологическое воспитание и образование. Главной задачей экологического образования является вооружение студентов определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.
Формирование экологической культуры обучающихся осуществляется как в учебном процессе, так во внеурочной деятельности и во внеклассной работе по предмету.
На уроках биологии у ребят формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать студентам по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
Внеклассная работа по биологии в школе требует от обучающихся достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности.
Формы экологической работы в школе могут быть различными:
- исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
- конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
- игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
- познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
- продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение рекреаций и др.).
В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. Проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии. На своих уроках я добавляю элементы экологических знаний и часть времени отвожу на решение биологических задач с экологическим содержанием.
При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль самих обучающихся в этом процессе.
Особенно акцентирую внимание обучающихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.
В содержание практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.
Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания обучающихся.
Использованная литература:
- Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2020.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста.- М.: АРКТИ, 2014.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2020.-
- Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках биологии
Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...
Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.Слово «экология» и его произво...
Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...
Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...
Экологическое воспитание на уроках биологии
Современному обществу нужны граждане, умеющие на практике анализировать экологическую обстановку, выявлять экологическую ситуацию, определять пути решения и прогнозировать последствия воздействи...