Викторина "Растения полезные и вредные"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)
Цель:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, через бережное отношение к родной природе. Формирование ЗОЖ.
Задачи:
Создание условия для реализации интеллектуальных и социальных потребностей детей.
Воспитание бережного отношения к Родной природе;
Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Формирование у детей экологических знаний.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово 2.Комплектация команд 3. Конкурс: «Дай ответ» 4. Конкурс: «Да или нет» 5. Конкурс: «Угадай-ка»
6. Конкурс: «Анаграммы» 7. Конкурс: «Собери пословицу» 8. Подведение итогов и награждение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_rasteniya_poleznye_i_vrednye.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина: « Растения полезные и вредные»
Цель:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, через бережное отношение к родной природе. Формирование ЗОЖ.
Задачи:
Создание условия для реализации интеллектуальных и социальных потребностей детей.
Воспитание бережного отношения к Родной природе;
Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Формирование у детей экологических знаний.
Место проведения: кабинет, оснащенный компьютером и интерактивной доской для демонстрации презентации.
Форма работы:
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация фотографий, картинок)
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
2. Комплектация команд
3. Конкурс: «Дай ответ»
4. Конкурс: «Да или нет»
5. Конкурс: «Угадай-ка»
6. Конкурс: «Анаграммы»
7. Конкурс: «Собери пословицу»
8. Подведение итогов и награждение
Время занятия: 30- 40 мин.
Аудитория: Дети в возрасте 8-14 лет. Участвуют команды.
Ведущий: читает строки стихотворения. (Слайд 2)
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовем мы их растения
Ведущий: Здравствуйте ребята. Мы сегодня собрались с вами, что бы провести викторину под названием «Растения полезные и вредные».
Ведущий: Наша планета удивительна и уникальная. Много тайн и загадок таит природа. Кто только не обитает вокруг: животные, растения, грибы, микроскопические организмы. Прогуливаясь возле дома, школы, в лесу, ребята вы видите красивые и незнакомые растения, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной.
Ведущий: (Слайд 3)
Растения приносят пользу: повышают влажность воздуха, охлаждают летом воздух за счет испарения, отфильтровывают частички пыли в воздухе, фильтруют воздух от вредных веществ, концерогенов, понижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают содержание кислорода в воздухе, способствуют снятию стрессов и улучшают самочувствие. Известно, что нас окружает свыше 500 тыс. растений.
Ведущий: (Слайд 4) Растения не только приносят пользу. Ребята, вы должны помнить о том, что даже самые прекрасные из тех, что выращивают на клумбе для букета или озеленения могут скрывать опасность для здоровья и жизни человека. Многие растения являются ядовитыми и представляют опасность для людей, животных. Но химические вещества ядовитых растений в малых количествах являются лекарственными. Известно, что нас окружает свыше 10 тыс. ядовитых растений.
Ведущий: (Слайд 5) Сорняки или бурьян — это растительность, размножающаяся на возделываемом участке помимо культивируемых овощных культур. Их больше 2 тысяч видов. В их числе примерно 100 — опасные сорняки, они ядовиты или вредны для человека и домашних животных. Сорняки группа дикорастущих растений, доставляющая растениеводам большие неприятности, хлопоты, а также мешает развиваться культурным растениям: отнимают от культурных растений влагу и пищу, стесняют рост, затеняют посевы и этим резко снижают урожайность культурных растений.
Ведущий: (Слайд 6) Не стоит сорняки относить к бесполезным, вредным растениям. Многие сорняки могут использоваться в лечебных и кулинарных целях. Из них готовят компрессы, настойки, отвары. Некоторые сорняки съедобны и полны витаминов, используются в народной медицине( крапива, лебеда). Во многих странах культивируют «дикарей»: в Англии медуницу, во Франции и Японии – одуванчик, в Индии - лебеду. В Японии на грядках выращивают лопух и репейник. Сорные растения являются защитниками наших садов и огородов от вредителей и болезней. Сорные растения на полях являются хорошими медоносами (чертополох, зверобой, осот, одуванчик, ромашка, клевер, репейник, вьюнок и др.) Зная о потребностях сорных трав, можно узнать какая почва на участке. На плодородной почве растут лебеда, мокрица, подорожник и др. На кислых почвах растет хвощ полевой, щавель курчавый, василек луговой и др. На щелочных почвах – вьюнок полевой, мать и мачеха. На истощенных, плотных почвах растут пастушья сумка, ярутка.
Ведущий: Ребята, это не значит, что такие растения нужно истреблять.
Все растения необходимы в природе. Каждое уникально по- своему и об этом мы должны знать. Даже «вредное» для нас растение приносит пользу в природе, являясь пищей, убежищем, лекарством для диких животных.
Ведущий: Ребята, сегодня вы проверите свои знания о растениях.
Ведущий: И так, мы переходим к викторине.
Викторина проводится по заданиям, за каждое задание начисляется определенное количество баллов. Из числа воспитателей я представлю
жюри (перечисляются члены жюри). У каждого члена жюри имеется «Оценочный лист команд». (Приложение1).
Ведущий: (Слайд 7)Ребята, я попрошу вас поделиться на две команды. Первое задание такое - вам предстоит выбрать капитана команды и придумать название команды согласно тематике викторины « Растения полезные и вредные».
Ребята: Делятся на команды, представляют капитана команды и название.
Задание оценивается 2 баллами.
(Подсказка ведущего: Возможные варианты: « Девясил», « Ромашка», «Чертополох», «Вороний глаз» и т.д.).
Ведущий: Конкурс: «Дай ответ». (Слайд 8 и 9)
Я зачитываю вопрос, а у вас имеется карточка с заданием. Вам необходимо из нескольких вариантов ответов выбрать верный. Максимальное количество баллов 8. После того, как ребята ответят на вопросы, карточки передаются жюри. Капитаны команд отдают листочки членам жюри. (Приложение 2).
1. Какой фрукт полезно употреблять во время простуды. (банан, слива, яблоко, лимон).
2.Этот фрукт полезно употреблять при анемии. В этом фрукте содержится железо. (апельсин, яблоко, мандарин, груша).
3. Ты натер ногу в пути. Какое растение нужно сорвать, что бы оказать первую помощь? (Полынь, мать - и - мачеха, подорожник, ромашка).
4. Быстро убивает вредные бактерии? (Клюква, цикорий, чеснок, мокрица).
5. У этого растения плоды от прикосновения взрываются, разбрасывая семена? (недотрога, крапива, подорожник, лопух).
6. Какую траву и слепой узнает? (лопух, мать- и-мачеха, мята, крапива).
7. Это растение зацветает в конце июня в начале июля, хороший медонос? ( хвощ, папоротник ,медуница, липа).
8.Ягоды этого растения излюбленное лакомство для медведей. Люди используют ягоды в народной медицине как жаропонижающее средство? ( костяника, ежевика, малина, брусника)
Ведущий: Викторина продолжается.
Ведущий: Конкурс: «Да или нет». (Слайд10) Ребята, вы соглашаетесь или нет на поставленные вопросы. Команды отвечают на вопросы по очереди.
Ведущий после каждого ответа команд на вопрос, комментирует правильность ответа, за что жюри начисляют каждой команде максимальное количество 5 баллов за конкурс. Правильный ответ оценивается 1 баллом. Вопрос команде №1… Вопрос команде №2
1. Комнатное растение кактус снимает излучение от компьютера (нет)
2. Бананы поднимают настроение (да)
3. Морковь замедляет процесс старения организма (да)
4. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
5. Нужно вести борьбу с ядовитыми растениями и уничтожать их (нет)
6. В большинстве случаев отравление растениями происходит из-за того, что человек не знает, ядовито растение или безвредно (да)
7. Лук источник витамина С (да)
8. Дикорастущие растения не нуждаются в защите и охране(нет)
9. Используются ли сейчас лекарственные растения (да)
10. Растения без человека выживут, а человек без растений (нет)
Ведущий: Конкурс: «Угадай-ка». (Слайд 11)
Я зачитываю вопрос. Команда дает ответ. Верный ответ 1 балл. Кто быстрее из участников команд поднимет руку, та команда и отвечает. Максимальное количество баллов 10.
1.Листья какого растения используют при ушибе и кровотечении?( Лопух, подорожник)
2.Сок этого растения используют вместо йода? ( Чистотел)
3.Какие фрукты, овощи,(одним словом растения)используют для понижения температуры и лечения простуды? ( Чеснок, липа, малина, лимон).
4.Растение, от которого люди плачут? ( Лук, хрен)
5.Это растение светочувствительно. Под прямыми солнечными лучами оно выделяет густой сок, который попадая на кожу, вызывает химическую реакцию. Это может привести к ожогу. ( Борщевик Сосновского)
6. Парижская академия объявила конкурс, обещая выдать премию тому, кто укажет новые продукты питания. На конкурс откликнулся аптекарь Пармантье. Он написал сочинение об этом растении. За это он был удостоен премии. Он устраивал обеды из блюд, приготовленных только из этого растения. Что это за растение? ( Картофель)
7. Название этого растения в переводе с греческого означает « здоровье».
(Полынь)
8. Перевод с латинского названия ядовитого растения означает «ласточкина трава». Было замечено, что зацветает оно с прилетом ласточек, отцветает с их отлетом? (Чистотел).
9. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» из этого растения Элиза плела кольчугу для спасения своих братьев – лебедей. ( Крапива).
10. Этим увлекались мужчины и дамы. Долго держалась мода нюхать это растение. Пушкин посвящает насмешливое стихотворение «Красавице, которая нюхала…»? Как называется стихотворение? («Красавице, которая нюхала Табак»).
Ведущий: Я объявляю Конкурс: «Анаграммы». (Слайд 12и13)
Анаграммы – слова, образованные перестановкой букв исходного слова
Нужно собрать слово из набора букв, которые написаны на карточках. Кто справиться с заданием, получит за каждое слово 1 балл. На выполнение задания дается 2 минуты. После этого ведущий проверяет задание, ответы по карточкам дают самые взрослые по возрасту участники. Приложение 3.
Ведущий, может поинтересоваться у ребят о значении полученных слов в пользе укреплении здоровья.
1. Лкапрогу – Прогулка
2. Тоспр – Спорт
3. Атлас – Салат
4. Кпар -Парк
5. Раги - Игра
6. Мошкара - Ромашка
7. Садреки - Редиска
8. Кашакорт -Картошка
9. Танывими –Витамины
10. Рафол – Флора
Ведущий: Конкурс: «Собери пословицу». (Слайд 14и15)
Каждой команде необходимо как быстрее продолжить пословицу, начало которой зачитает ведущий. Максимальное количество баллов 8. За правильный ответ 1 балл.
1.Чисто жить – Здоровым быть
2.Здоровье – Дороже всего
3.Чистота – Лучшая красота
4.Чеснок да лук - От семи недуг
5. Лук и капуста - Болезнь не пустят
6.Зелёный наряд - Радует взгляд
7.Много леса — Не губи, мало леса — Береги, нет леса — Посади
8. Растенье — Земли украшенье
Ведущий: Наша викторина закончилась.
Я, попрошу жюри подвести итог викторины.
( Жюри подчитывает результат).
Подведение итогов и награждение.
Ведущий: Ребята, пока жюри подсчитывает результаты, давайте мы с вами сделаем вывод по нашей встрече. О чем вы должны помнить и не забывать?
Ребята дают ответы:
Ведущий: Ребята, я с вами согласна. Я рада, что вы много запомнили и усвоили ,что
Вывод: «…Нельзя забывать, что растения это источники: красоты, доброты, здоровья, радости, хорошего настроения, чистого воздуха.
Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – в природе, в саду, дома».
Ведущий: Соблюдение ЗОЖ неразрывно связано с правилами поведения в природе.
Ребята, назовите мне эти правила.
Ребята отвечают: Правила поведения в природе. (Слайд 16)
1. Не шумите на природе!
2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
5. Берегите прекрасный мир растений!
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Жюри: Объявляет итоги викторины. Благодарит детей за хорошие знания. Желает всего доброго в приобретение новых знаний о растениях и о внимательном отношении к своему здоровью. Призывает детей заботиться о своем здоровье и вести ЗОЖ.
Ведущий: Ребята, вот и подошло к завершению наше мероприятие. Спасибо ребята вам за активное участие. До свидания. (Слайд 17)
Источник информации:
- Стихи детские про растения https://advour.ru/poems/stihi-pro-semena-rastenij.html
- Инфоурок. Другое. Другие методические материалы. Дидактический материал – Альбом "Детям о лекарственных растениях. https://infourok.ru/didakticheskiy-material-albomdetyam-o-lekarstvennih-rasteniyah-3836345.html
- Пословицы и поговорки о растениях. https://www.kladovayalesa.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-rasteniyah
- 50 простых анаграмм для детей - Игры, развитие и обучение детей https://sibmama.ru/anagramma.htm
- Развитие интеллекта и памяти у детей, рабочая тетрадь для детей 6-8 лет «Развитие обоих полушарий мозга. Тренировка интеллекта за 21 день» https://shop.amelica.com/?attachment_id=6501
- Что такое сорные растения.https://vosadu-li-vogorode.ru/sornak-amerikanka-kak-borotsa-6-sposobov-i-profilaktika-poavlenia/
Приложение 1
Таблица для оценки результатов команд
при участие в викторине
« Растения полезные и вредные»
Максимальное количество баллов | Команда №1 | Команда №2 | |
Комплектация команд | 2 | ||
Конкурс: «Дай ответ» | 8 | ||
Конкурс: «Да или нет» | 5 | ||
Конкурс: «Угадай-ка» | 10 | ||
Конкурс: «Анаграммы» | 10 | ||
Конкурс: «Собери пословицу» | 8 | ||
Подведение итогов и награждение |
Приложение 2
Конкурс: «Дай ответ»
Вам необходимо из нескольких вариантов ответов выбрать верный. Максимальное количество баллов 8.
1. Какой фрукт полезно употреблять во время простуды. (банан, слива, яблоко, лимон)
2.Этот фрукт полезно употреблять при анемии. В этом фрукте содержится железо. (апельсин, яблоко, мандарин, груша.
3. Ты натер ногу в пути. Какое растение нужно сорвать, что бы оказать первую помощь? (полынь, мать - и - мачеха, подорожник, ромашка).
4. Быстро убивает вредные бактерии? (Клюква, цикорий, чеснок, мокрица).
5. У этого растения плоды от прикосновения взрываются, разбрасывая семена? (недотрога, крапива, подорожник, лопух).
6. Какую траву и слепой узнает? (лопух, мать- и-мачеха, мята, крапива)
7. Это растение зацветает в конце июня в начале июля, хороший медонос?
( хвощ, папоротник ,медуница, липа).
8.Ягоды этого растения излюбленное лакомство для медведей. Люди используют ягоды в народной медицине как жаропонижающее средство?
( костяника, ежевика, малина, брусника).
Приложение 3
Конкурс: «Анаграммы»
Анаграммы – слова, образованные перестановкой букв исходного слова
Нужно собрать слово из набора букв, которые написаны на карточках.
№ карточки | Буквы | Слово |
1. | Лкапрогу | |
2. | Тоспр | |
3. | Атлас | |
4. | Кпар | |
5. | Раги | |
6. | Мошкара | |
7. | Садреки | |
8. | Кашакорт | |
9. | Танывими | |
10. | Рафол |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Полезные и вредные привычки"
этот классный час проводился в рамках акции "Спорт как альтернатива пагубным привычкам". Во время этой акции ребята рисовали рисунки, писали сочинения, выпускали буклеты....
Классный час ."Привычки: полезные и вредные"
Выявление уровня знаний о полезных и вредных привычках.Показ альтернативы вредным привычкам.Воспитание умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки...
"Трение -полезное или вредное явление"
Презенцация для 7 класса. Этот урок позволяет повысить интерес у учащихся к изучению предмета....
Разработка урока в 9 классе "Полезные и вредные привычки"
Разработка о полезных (Спорт, здоровое питание) и вредных привычках (курение, неправильное питание)...
Конспект занятия "Полезные и вредные продукты питания"
Работа включает в себя презентацию и текстовое сопровождение к ней. Расширение знаний учащихся о полезных и вредных продуктах питания, их значении в жизни человека....
урок физики в 7 классе "Инерция полезная и вредная"
Урок физики в 7 классе разработан в соответствии с ФГОС ООО....