Презентация по разделу высшая нервная деятельность для подготовки к ОГЭ по биологии, 9 класс.
презентация к уроку по биологии (9 класс)
В презентации представлен основной материал в сжатой форме по разделу высшая нервная деятельность. Рассмотрены основные ключевые понятия раздела , классификации видов памяти, темперамента, мышления, рисунки по типам темперамента, встречающиеся в заданиях. Материал будет полезен для повторения при подготовке к экзамену для учащихся 9 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И. М. Сеченовым , что позволило распространить рефлекторный принцип работы и на психическую деятельность человека. Идеи И. М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова , который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.
Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях. Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым , считавшим его эквивалентным понятию «психическая деятельность». Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности . Основная роль в осуществлении высшей нервной деятельности у высших животных и человека принадлежит коре больших полушарий Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий . Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизнеспособен.
Высшие психические функции Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира. Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Ощущения дают материал для восприятия и мышления, т. е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности. Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации.
Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма. Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов: запоминание; хранение; воспроизведение информации. Различают следующие виды памяти: сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд; оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Она также необходима при чтении и помогает удерживать информацию из предложения, которое только что было прочитано, чтобы понять смысл следующего предложения. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью; кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов); долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём.
Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным: произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий; непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения. Непроизвольное воспроизведение информации возникает под влиянием мыслей и чувств, вызванных деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, просмотр кинофильма, разговор и т. п.). Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации. По способу запоминания: механическая память; зрительная память; слуховая память.
Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей. Их делят на три основные группы: биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями; социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными; духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями
Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоциональные состояния реализуются в определённых поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей. Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями; высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
Сознание — субъективные переживания действительности, протекающие на фоне уже существующего опыта. Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю. Темперамент- врожденная особенность человека . Гиппократ выделил 4 типа. Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: силой, уравновешенностью (балансом) и подвижностью. сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя; уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях; подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды. Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
Мышление (интеллект) — процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого. Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития. Мышление построено на двух функциях высших нервных центров: на анализе и синтезе информации и ответных действий организма. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов. Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи мышление человека становится обобщённым и опосредованным.
Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения . Первая сигнальная система — это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная территория занята, и т. д. Вторая сигнальная система — словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом; развивается только у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни.
С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами, служит основой мыслительной деятельности. Язык — это форма существования мысли. Язык делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного (зона Брока ) и речеслухового анализаторов (зона Вернике).
Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме , И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности: К художественному типу относятся люди с преобладанием восприятия первосигнальных раздражителей. Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира (художники и музыканты). У представителей этого типа преобладает образный тип мышления. К мыслительному типу относятся люди, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"
Урок - презентация по теме ВНД человека...
презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...
Презентация по теме: Высшая нервная деятельность
Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе . Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на...
Презентация к уроку по биологии по теме "Высшая нервная деятельность"
Презентация к уроку...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"
Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...