Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
статья по биологии
Доклад-выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti_na_urokah_biologii.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
Современный мир ставит перед педагогами все более сложные задачи. Задача современного педагога – воспитать конкурентоспособную личность, обладающую функциональной грамотностью.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность является частью функциональной грамотности наряду с математической, читательской и финансовой грамотностью.
Естественнонаучная грамотность является основной целью школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Я, как учитель биологии на своих уроках стремлюсь развивать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Мои ученики должны не только заучивать, запоминать понятия и явления, они должны уметь решать жизненные задачи и применять полученные знания на практике.
В своей работе, я опираюсь на следующие методы для формирования естественнонаучной грамотности:
1. Практико-ориентированная деятельность: в темах школьного курса я применяю задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни. Я использую метод «Ситуационные задачи», «Проблемные вопросы» материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения.
Знакомлю учащихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, Это способствует профориентационной работе и позволяет пробудить интерес к предмету.
Привожу примеры из жизни, занимательные истории из дополнительных источников информации.
В любой теме обращаю внимание на практическое значение полученных знаний.
2. Для того чтобы обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения, я применяю беседы, дискуссии.
3. Для того чтобы формировать способность говорить «нет», когда все говорят «да», при этом понимая, что большая часть не обязательно право, я применяю следующие методы и приемы: «Найди ошибку», «Что не так?», привожу примеры ошибочных гипотез, доказывая с ребятами их ошибочность и т.д.
4. И все же, учебник – самый доступный, надежный и удобный в использовании источник информации. Для работы с текстом, я применяю технологии осмысленного чтения «Усовершенствовать учебник», «Математические методы в биологии», «Инсерт» и пр. Данные технологии переводят механическое заучивание учебника в самостоятельную осмысленную работу, что способствует лучшему усвоению знаний и повышению познавательного интереса.
Примеры некоторых приемов, которые я использую на уроках биологии для формирования естественнонаучной грамотности:
1. «Ситуационные задачи». В теме «Биология бактерий», обобщение знаний, 10 класс.
Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.
Задание:
-Объясните явление;
-Кто из учёных открыл процесс обработки молока?
-Как можно использовать эти данные в повседневной жизни?
Ответ:
Пастеризация — процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин. Технология была предложена в середине XIX века французским микробиологом Луи Пастером. Применяется для обеззараживания пищевых продуктов, а также для продления срока их хранения.
При такой обработке в продукте погибают вегетативные формы микроорганизмов, однако споры остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться.
Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и ценные компоненты (витамины, ферменты)
2. «Проблемный вопрос». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс
В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья у растений. К чему это может привести? Если в нашем мире волшебник уничтожит все листья, что произойдет?
Ответ: Растения погибнут, потому что растение получает органические вещества, необходимые для выживания, в процессе фотосинтеза. А фотосинтез происходит в зеленых частях растения в хлоропластах клеток. Соответственно, растение лишается возможности получать органические вещества и погибает без питания. Прекращается обогащение атмосферы кислородом. Живые организмы и планета погибают.
3. Прием «Научная дискуссия». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс
-Предположим, что ученые не открыли бы микроскоп. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?
-Как бы это повлияло на другие отрасли науки? На нашу повседневную жизнь?
Ответ: Были бы изучены только внешние особенности животных. Человечество определяло всё, что видит невооружённым глазом. И не было бы изучено подробно внутреннее строение живых организмов. Без микроскопов мы не сможем увидеть микробов и бактерий. Также будет невозможным изучение строения и состава клетки. А классификация живых существ на эукариотов и прокариотов так и останется - до сих пор не открытой...
4. Прием «Усовершенствование учебника». В теме «Основы наследственности и изменчивости», 10 класс.
Задание:
По рисунку учебника составить текст параграфа, тема «Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость»
Ответ: Изменчивость - это способность организмов приобретать новые признаки. Выделяют два типа изменчивости: генотипическая и фенотипическая. Генотипическую подразделяют на мутационную и комбинативную. Из названий следует, что генотипическая изменчивость затрагивает изменения генотипа, тогда как фенотипическая касается фенотипических изменений.
5. Прием «Биологическая статистика». В теме «Строение и жизнедеятельность растительного организма. Питание растений».
Задание:
Изучить текст параграфа, провести подсчеты основных понятий. Сколько раз в тексте встретились понятия – почва, удобрения, растения. Составить вывод о значении этих понятий в теме.
Ответ: Почва – 7
Удобрения – 12
Растения –19
На основе проведенных подсчетов, можно сделать вывод, что ключевыми понятиями в теме являются - «растения» и «удобрения». Текст учебника позволяет узнать о роли удобрений в жизни растений.
Трудности, с которыми я столкнулась в работе:
-Малое количество часов.
-Снижение познавательного интереса у школьников среднего звена в сравнении с начальной школой.
-Большое количество разных методов и приемов и необходимость выделить для себя наиболее эффективные и результативные.
Все перечисленные мною приемы и методы позволяют формировать у учащихся естественнонаучную грамотность, быть не только слушателями, но и активными участниками научной жизни. Использовать изученное для решения жизненных ситуаций.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...
"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "
Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...
"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».
Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе соц...
Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"
Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Статья "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"...