Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
статья по биологии

Светлана Геннадьевна Приходько

Доклад-выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.

Современный мир ставит перед педагогами все более сложные задачи. Задача современного педагога – воспитать конкурентоспособную личность, обладающую функциональной грамотностью.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучная грамотность является частью функциональной грамотности наряду с математической, читательской и финансовой грамотностью.

Естественнонаучная грамотность является основной целью школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.  

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Я, как учитель биологии на своих уроках стремлюсь развивать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Мои ученики должны не только заучивать, запоминать понятия и явления, они должны уметь решать жизненные задачи и применять полученные знания на практике.

В своей работе, я опираюсь на следующие методы для формирования естественнонаучной грамотности:

1. Практико-ориентированная деятельность: в темах школьного курса я применяю задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни. Я использую метод «Ситуационные задачи», «Проблемные вопросы» материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения. 

Знакомлю учащихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, Это способствует профориентационной работе и позволяет пробудить интерес к предмету.

Привожу примеры из жизни, занимательные истории из дополнительных источников информации.

В любой теме обращаю внимание на практическое значение полученных знаний.

2. Для того чтобы обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения, я применяю беседы, дискуссии.

3. Для того чтобы формировать способность говорить «нет», когда все говорят «да», при этом понимая, что большая часть не обязательно право, я применяю следующие методы и приемы: «Найди ошибку», «Что не так?», привожу примеры ошибочных гипотез, доказывая с ребятами их ошибочность и т.д.

4. И все же, учебник – самый доступный, надежный и удобный в использовании источник информации. Для работы с текстом, я применяю технологии осмысленного чтения «Усовершенствовать учебник», «Математические методы в биологии», «Инсерт» и пр. Данные технологии переводят механическое заучивание учебника в самостоятельную осмысленную работу, что способствует лучшему усвоению знаний и повышению познавательного интереса.

Примеры некоторых приемов, которые я использую на уроках биологии для формирования естественнонаучной грамотности:

1. «Ситуационные задачи». В теме «Биология бактерий», обобщение знаний, 10 класс.

Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.

Задание:

-Объясните явление;

-Кто из учёных открыл процесс обработки молока?

-Как можно использовать эти данные в повседневной жизни?

Ответ:

Пастеризация — процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин. Технология была предложена в середине XIX века французским микробиологом Луи Пастером. Применяется для обеззараживания пищевых продуктов, а также для продления срока их хранения.

При такой обработке в продукте погибают вегетативные формы микроорганизмов, однако споры остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться.

Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и ценные компоненты (витамины, ферменты)

2. «Проблемный вопрос». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс

В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья у растений. К чему это может привести? Если в нашем мире волшебник уничтожит все листья, что произойдет?

Ответ: Растения погибнут, потому что растение получает органические вещества, необходимые для выживания, в процессе фотосинтеза. А фотосинтез происходит в зеленых частях растения в хлоропластах клеток. Соответственно, растение лишается возможности получать органические вещества и погибает без питания. Прекращается обогащение атмосферы кислородом. Живые организмы и планета погибают.

3. Прием «Научная дискуссия». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс

-Предположим, что ученые не открыли бы микроскоп. Как  это отразилось бы  на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?

-Как бы это повлияло на другие отрасли науки? На нашу повседневную жизнь?

Ответ: Были бы изучены только внешние особенности животных. Человечество определяло всё, что видит невооружённым глазом. И не было бы изучено подробно внутреннее строение живых организмов. Без микроскопов мы не сможем увидеть микробов и бактерий. Также будет невозможным изучение строения и состава клетки. А классификация живых существ на эукариотов и прокариотов так и останется - до сих пор не открытой...

4Прием «Усовершенствование учебника». В теме «Основы наследственности и изменчивости», 10 класс.

Задание:

По рисунку учебника составить текст параграфа, тема «Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость»

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/02/12/s_63e8ba790f3bc/php7KNY8e_Formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-na-urokah-biologii_html_37c574c969789c1f.jpg

Ответ: Изменчивость - это способность организмов приобретать новые признаки. Выделяют два типа изменчивости: генотипическая и фенотипическая. Генотипическую подразделяют на мутационную и комбинативную. Из названий следует, что генотипическая изменчивость затрагивает изменения генотипа, тогда как фенотипическая касается фенотипических изменений.

5. Прием «Биологическая статистика». В теме «Строение и жизнедеятельность растительного организма. Питание растений».

Задание:

Изучить текст параграфа, провести подсчеты основных понятий. Сколько раз в тексте встретились понятия – почва, удобрения, растения. Составить вывод о значении этих понятий в теме.

Ответ: Почва – 7

Удобрения – 12

Растения –19

На основе проведенных подсчетов, можно сделать вывод, что ключевыми понятиями в теме являются - «растения» и «удобрения». Текст учебника позволяет узнать о роли удобрений в жизни растений.

Трудности, с которыми я столкнулась в работе:

-Малое количество часов.

-Снижение познавательного интереса у школьников среднего звена в сравнении с начальной школой.

-Большое количество разных методов и приемов и необходимость выделить для себя наиболее эффективные и результативные.

Все перечисленные мною приемы и методы позволяют формировать у учащихся естественнонаучную грамотность, быть не только слушателями, но и активными участниками научной жизни. Использовать изученное для решения жизненных ситуаций.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...

"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».

Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе соц...

Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"

Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Статья "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"...