Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии
На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование естественнонаучной грамотности
на уроках биологии»
из опыта работы
учителя биологии МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
Полухиной Валентины Николаевны
Естественнонаучная грамотность является основной целью школьного естественнонаучного образования.
Современный грамотный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации
Я, как учитель биологии на своих уроках стремлюсь развивать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Мои ученики должны не только заучивать, запоминать понятия и явления, они должны уметь решать жизненные задачи и применять полученные знания на практике.
В своей работе, я использую различные технологии: технологию проблемного обучения, технологию развития креативного мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, ИКТ, кейс-технологии и др.
В темах школьного курса я применяю задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни. Часто использую метод «Ситуационные задачи», «Проблемные вопросы. Привожу примеры из жизни, занимательные истории из дополнительных источников информации.
Знакомлю учащихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, способствует профориентационной работе и позволяет пробудить интерес к предмету.
В любой теме обращаю внимание на практическое значение полученных знаний. Для того чтобы обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения, я применяю беседы, дискуссии, круглые столы.
Разрабатываю и использую систематически на уроках различные типы заданий по разным темам
Разработка различных типов заданий
по естественнонаучной грамотности
по теме «Кровь и Кровообращение»
(8 класс)
Группы естественнонаучных умений |
Задания | Типы заданий: (Выбор всех правильных ответов; Задания на сопоставление; Задания на исключение неправильных суждений и др.) |
Умение находить и извлекать информацию | Задание 1 Выберите все правильные суждения Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается: 1) увеличением числа лейкоцитов в крови 2) свёртыванием крови 3) расширением кровеносных сосудов 4) активным фагоцитозом 5) образованием оксигемоглобина 6) повышением артериального давления Ответ 1,3,4 Задание 2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их . 1) Сердце у человека располагается в грудной полости. 2) Его предсердия сообщаются между собой . 3) Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4) Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка – в легочную вену. 5) Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6) Его работоспособность объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков. Ответы: 2) Предсердия не сообщаются друг с другом.3) Створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков.4) Из правого желудочка кровь течет в легочную артерию.) Задание3 По представленным рисункам сделайте объяснения Ответ: В плазме крови всегда содержится 0,9% хлорида натрия (NaCl). И если эритроциты поместить в физиологический раствор, они не изменятся (Рис. 2) Если поместить красные кровяные тельца (эритроциты) в среду с более низким содержанием NaCl (0,2), то они начнут поглощать воду до тех пор, пока не лопнут. (Рис. 3)При этом образуется очень красивая и яркая «лаковая» кровь, не способная выполнять функции нормальной крови. Вот почему при кровопотерях нельзя вводить в сосуды воду. Если же эритроциты поместить в раствор, содержащий более 0,9% NaCl(2,0), то вода будет выходить из эритроцитов, и они сморщатся. (Рис. 1) | Задание 1 на выбор всех правильных ответов Задание2 на исключение и исправление неправильных суждений Задание 3 на сопоставление (с объяснением) |
Умение интегрировать и интерпретировать информацию | 1 задание Вставьте необходимые ответы
2 задание Числовой диктант на «слух»:
Задание3 Изобразите в рисунке - схеме информацию о скорости движения крови с учетом площади сечения сосудов Чем больше общая площадь сечения сосудов, тем меньше скорость движения крови, самая большая площадь сечения в капиллярах, поэтому скорость в них меньше. Наименьшим просветом обладает аорта, в связи с чем скорость движения крови здесь наибольшая — 50−70 см/сек. В средних артериях она равна 20−40 см/сек, в артериолах — 0,5 см/сек. Наибольшей суммарной площадью просвета обладают капилляры (у человека она примерно в 800 раз больше, чем просвет аорты). Скорость движения крови в капиллярах — 0,05 см/сек. Очень низкая скорость движения крови по капиллярам — один из важнейших механизмов, позволяющих протекать обменным процессам между кровью и тканями. По мере приближения вен к сердцу их суммарный просвет уменьшается, следовательно, постепенно растет скорость движения крови. В полой вене скорость равна 20 см/сек. Ответы в виде рисунков -схем с обозначениями | Задание 1 на выбор всех правильных ответов Задание 2 на сопоставление Задание3 на установление соответствия (текст-рисунок схема с указанием площади сечения и скорости) |
Умение осмыслять, оценивать содержание и форму текста | 1 задание Осмыслите несколько фактов из различных текстов: А) У лягушки, лишенной головного мозга, сохраняются рефлексы; Б) Изолированное от тела сердце лягушки, если его положить на ватку, смоченную физиологическим раствором, продолжает сокращаться20-30 минут; В) Сокращаются при раздражении и другие изолированные мышцы лягушки; Г) Человека можно оживить в фазе клинической смерти; Д) У трупа несколько дней продолжают расти волосы Объясните: 1.- о каких свойствах свидетельствуют эти факты; 2 -дайте биологическое обоснование данным фактам 2 задание
Прочитайте текст и составьте схему взаимодействия веществ внутренней среды организма: У высших животных и человека внутренняя среда организма образована кровью, тканевой жидкостью и лимфой. Тканевая жидкость омывает клетки, которые поглощают из нее питательные вещества и кислород и выделяют углекислый газ и продукты метаболизма. Между тканевой жидкостью и жидкой частью крови – плазмой через стенки капилляров постоянно осуществляется обмен веществ путем диффузии. Кровь отдает в тканевую жидкость вещества, необходимые клеткам, и поглощает выделяемые клетками продукты обмена. Лимфа образуется из тканевой жидкости, поступающей в лимфатические капилляры, которые берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды. Лимфатические сосуды собираются в два сосуда, впадающих в крупные вены груди. Ответ : представленная схема может быть любой, но оценивается правильность в ней взаимодействия компонентов внутренней среде | Задание 1 на осмысление и объяснение фактов из текстов Задание 2 на составление схемы по содержанию текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии
Формирование естественнонаучной грамотности в обучении биологии может осуществляться с использованием коллективных форм деятельности. Рассмотрим формирование на примере организации индивидуально-групп...
Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...
"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "
Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...
"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».
Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...
Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"
Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Статья "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"...