Урок биологии на тему: "Ботаника - наука о растениях"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Конспект урока по биологии 6 класс на тему: "Ботаника - наука о растениях" по учебнику В.В.Пасечника Москва: Просвещение, 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_kl._botanika_-_nauka_o_rasteniyah.docx | 463.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии
«Ботаника – наука о растениях»
6 класс.
Разработал учитель биологии
Астахова Татьяна Егоровна
Цель урока: сформировать понятие о ботанике – как науке о растениях; познакомить учащихся с разнообразием и значением растений.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование представления о науке ботанике; ознакомление с разнообразием и значением растений.
- Развивающие: формирование умений делать выводы; развитие умений работать с текстом и учебником, развитие умения сравнивать и обобщать получаемые знания.
- Воспитательные: формирование осознанного экологического мышления на примере важности растений в природе и жизни человека; воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: Учащиеся углубляют и систематизируют знания об основных царствах живых организмов; могут давать определение термину "ботаника"; могут объяснять роль растений в природе и жизни человека.
Использованная литература:
Пасечник, В. В. Биология. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2023
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Какие царства живой природы мы с вам известны? (Царство грибы, бактерии, животные, растения)
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое царство живой природы мы сегодня будем изучать? (Растения.)
А как называется наука, изучающая царство растения? Ботаника
3. Целеполагание
Давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся ставят цели, учитель помогает )
Как вы думаете, мы сможем достигнуть все поставленные цели только за один урок? (Нет) Почему?
Правильно, Царство растения очень разнообразно, и мы должны его рассмотреть с разных сторон. Как вы думаете, с чего мы начнём и какова же будет главная цель у нас сегодня?
Познакомиться со значением растений в природе и в жизни человека.
В этом году мы продолжаем изучать биологию и помогать нам будет в этом учебник. Давайте познакомимся со структурой учебника. (Знакомство с рубриками, оглавлением, справочным материалом)
4. Изучение нового материала
Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека.
Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370-286 гг. до н.э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Общее число ныне живущих описанных видов растений около 380 тыс. Теофрасту было известно 600 видов.
Одни растения живут в воде, другие на суше. Одни микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. В безводных пустынях, в Арктике и Антарктике – их можно встретить везде. Они бывают дикорастущими и культурными, выращиваемыми человеком.
- Как вы думаете, почему важно изучать растения? (Версии учеников)
- А какое значение имеют растения в нашей жизни? Вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, значение засчитывается только тогда, когда оно будет подкреплено примером растений.
Игра «Значение растений в жизни человека»
- Использование в пищу
- Лекарственные растения
- Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
- Изготовление жилищ и построек
- Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
- Отопление жилища (дрова)
- Получение каучука (гевея, фикус ластичный)
- Изготовление музыкальных инструментов
- Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
- Декоративность
- Красители (морковь, свекла, апельсин).
- Яды (волчье лыко, оканит).
Когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений - это не только пища, он интересен и многообразен. Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения играют не только большое значение в жизни человека, но и природы
Физкультминутка.
Мы продолжаем нашу игру, но теперь вам нужно записать в тетрадь:
Значение растений в природе
1. Поглощают углекислый газ, выделяют кислород
2. Растения - источник пищи для животных
3. Растения очищают воздух от пыли
4. Насекомые опыляют растения
-Помните, в начале урока я говорила, что Царство растений мы будем рассматривать с разных сторон, мы рассмотрели только одну. Это значение. Как вы думаете, что мы будем рассматривать дальше? Давайте посмотрим учебник на с. 6-7.
- Ботаника – это комплекс наук о растениях. Внешнее строение изучает морфология, внутреннее – анатомия, физиология рассматривает процессы жизнедеятельности растений, систематика делит растения на группы по сходным признакам. А такие науки как география растений, экология растений и палеоботаника, имеют «Говорящие названия»
- Попробуйте определить, чему посвящены эти науки?(работа учащихся с учебником, в случае затруднения учитель помогает или просит посмотреть значения терминов в учебнике).
Говоря о науке экологии следует обратить внимание ребят на экологические факторы, влияющие на организмы, а также вспомнить среды жизни.
Изучение Царства растения потребует от вас больших усилий и внимательности, поэтому на сегодня мы заканчиваем обсуждение и давайте закрепим то, что мы сегодня узнали.
5. Закрепление изученного материала.
- Я предлагаю вам помочь мне заполнить схему Что изучают ботанические науки? (схема на слайде или рабочих листах )
6. Рефлексия, оценочный этап, домашнее задание.
Растения особые организмы, и для того, чтобы их изучить, необходимо быть очень внимательными.
- Мы достигли поставленной цели?
- Что было новым для вас на уроке?
- Что вам было интересно?
- Какие у вас остались или возникли вопросы?
- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке.
Запишите домашнее задание: прочитать «Введение», ответить на вопросы на с. 8, подготовить сообщения о профессиях, для которых могут пригодиться ботанические знания.
§ 17. Разнообразие, распространение, значение растений
- Какие растения вы знаете?
- Где обитают растения?
- Как человек использует растения?
Разнообразие растений. Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м (рис. 54).
Рис. 54. Размеры растений
Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладают зелёной окраской (рис. 55), но некоторые не имеют её, например заразиха (рис. 56).
Рис. 55. Тысячелистник и гвоздика-травянка
Рис. 56. Заразиха
Где встречаются растения. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живёт в морях и океанах, озёрах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений на лугах, в степях и лесах! Их можно найти в тёплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.
Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Значение растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.
Значение растений в жизни человека. Невозможно представить себе нашу жизнь без растений. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырьё для различных отраслей промышленности и для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники.
Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.
Древний человек искал и собирал дикие съедобные и лекарственные растения (рис. 57). С переходом к оседлому образу жизни человек стал выращивать злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало новых знаний об отношении растений к среде, о свойствах различных культур и их сортов, о том, как следует обрабатывать почву и ухаживать за ней, чтобы получить хорошие урожаи, и т. п.
Учёные выводят новые высокоурожайные и устойчивые к болезням сорта культурных растений. Это помогает обеспечить население достаточным количеством разнообразных пищевых продуктов.
Рис. 57. Лекарственные растения
Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия — одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.
Что изучает ботаника. Ботаника (от греческого слова «ботанэ» — зелень, трава, растение) — наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы — низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» — зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
У высших растений тело расчленено на органы — ли-стостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.
Новые понятия
Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом
Вопросы
- Что изучает ботаника?
- Какое значение имеют растения в природе?
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Почему нужно охранять растения?
- Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
- В чём отличие низших растений от высших?
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Задания
- Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
- Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
- Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
Знаете ли вы, что...
- Более 500 видов растений, нуждающихся в охране, занесены в Красную книгу Российской Федерации.
- В настоящее время человек выращивает около 2 тыс. видов культурных растений, наибольшие площади занимают такие ценные культуры, как пшеница, рис, кукуруза, картофель и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"
Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Половое размножение растений"
ПреУрок биологии в 6 классе по теме: «Половое размножение покрытосеменных растений».Цель: сформировать у учащихся знания о половом размножении покрытосеменных растений....
Тест к уроку биологии в 6 классе "Половое размножение растений"
ПреТест создан в программе Microsoft Office Excel c автоматической обработкой результатов...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Презентация к уроку биологии. Тема: Важнейший метод науки
Биология, 7-й классПрезентация к уроку 1 по §1Учебник «От амебы до человека»О.В. Бурский, А.А. Вахрушев, А.С. РаутианАвтор презентации:Попова Юлия Сергеевна...
Урок биологии в 5 классе "Наука о живой природе"
Урок в 5 классе "Наука о живой природе" отражает содержание урока по основным этапам, использована технология проблемного обучения....
урок биологии в 5 классе "Науки о природе"
Урок потроен на основе проблемно-диалогического обучения...