«Рабочая программа факультативного курса «Основы биологии»
рабочая программа по биологии (10 класс)

Огнева Галина Николаевна

«Рабочая программа

факультативного курса «Основы биологии»

Основная цель факультатива дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Большое место в курсе отводится изучению общебиологических закономерностей как наиболее трудных для понимания.

Основные задачи программы:

- Формирование системы знаний об основных закономерностях живой природы. - систематизация ранее полученных знаний на уроках ботаники, зоологии и анатомии.

- Формирование навыков самостоятельного добывания знаний путем рационального использования различных источников информации (учебника, научно- популярной литературы, технических средств).

Биология является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают живые существа. Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы у обучающихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.

Факультативный курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение биологических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Рабочая программа

факультативного курса «Основы биологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Основы биологии» составлена на основе Федерального ФГОС СОО, учебного плана МБОУ СОШ №48 на 2020-2021 учебный год. Курс факультатива рассчитан на 36 часа, проводится 1 час в неделю. Содержание курса является дополнением школьного курса общей биологии в старшей школе, для полного раскрытия содержания курса общей биологии.

Основная цель факультатива дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Большое место в курсе отводится изучению общебиологических закономерностей как наиболее трудных для понимания.

Основные задачи программы:

- Формирование системы знаний об основных закономерностях живой природы. - систематизация ранее полученных знаний на уроках ботаники, зоологии и анатомии.

- Формирование навыков самостоятельного добывания знаний путем рационального использования различных источников информации (учебника, научно- популярной литературы, технических средств).

Биология является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают живые существа. Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы у обучающихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.

Факультативный курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение биологических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные результаты:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных

биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,

анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций

с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1

Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.)

Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.) Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.

Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.

Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.

2

Многообразие форм жизни.(2 ч.)

Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.

Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.

3

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.)

Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в

биосфере, значение для человека.

4

Растения (4 ч.)

Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

5

Беспозвоночные животные (3 ч.)

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

6

Позвоночные животные (4 ч.)

Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

7

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)

Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч)

Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система.

Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие

макроэргические вещества.

8

Клеточный уровень организации жизни (2 ч)

Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

9

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч)

Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

п/п

Темы занятий

10

Способы передачи генетической информации (4 ч)

Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

11

Реализация генетической информации (4 ч)

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка.

Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

12

Клеточный метаболизм (4 ч)

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

10 класс

№ п/п

№ занятия по теме

Содержание

Количество часов

I. «Многообразие организмов»

16

#1041;иология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

1

1

Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации.

Компоненты биосферы.

Многообразие форм жизни

2

2

1

Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы.

Экологические группы организмов.

3

2

Клеточная и неклеточная формы жизни.

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

2

4

1

Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.

5

2

Лишайники, водоросли.

Растения

4

6

1

Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).

7

2

Ткани и органы высших растений

8

3

Основные семейства цветковых растений.

9

4

Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам

Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»

Животные. Беспозвоночные

3

10

1

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.

11

2

Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.

12

3

Моллюски. Членистоногие.

Животные. Позвоночные

4

13

1

Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.

14

2

Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся

15

3

Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.

16

4

Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам

Беспозвоночные, Позвоночные животные»

II. «Клетка как биологическая система»

19

Клеточная теория. Химический состав клеток.

3

17

1

Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.

18

2

Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты,

АТФ и другие макроэргические вещества.

19

3

Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты,

АТФ и другие макроэргические вещества

Клеточный уровень организации жизни

2

20

1

Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды

клетки представителей разных таксонов.

21

2

Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам

Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации

2

22

1

Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в

клетке.

23

2

Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

Способы передачи генетической информации

4

24

1

Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.

25

2

Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.

26

3

Жизненный цикл клетки. Интерфаза.

27

4

Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

Реализация генетической информации

4

28

1

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.

29

2

Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.

30

3

Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в

клетке.

31

4

Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»

32

Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации

Клеточный метаболизм

3

33

1

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.

34

2

Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.

35

3

Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация

организмов по способам питания.

III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

1

36

1

Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по

темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

1

ИТОГО: 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс

    Рабочая программа разработана на основе  программы среднего (пол­ного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности» ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Занятие элективного курса "Основы биологии" для 11профильного класса.

Тема занятия:"Загадки живой клетки".  Занятие разработано для учащихся 10 класса изучающих биологию на профильном уровне.Главная цель занятия: На примере клеточной  организаци...

Элективный курс "Основы биологии"

Элективный курс "Основы биологии"...