«Рабочая программа факультативного курса «Основы биологии»
рабочая программа по биологии (10 класс)
«Рабочая программа
факультативного курса «Основы биологии»
Основная цель факультатива дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Большое место в курсе отводится изучению общебиологических закономерностей как наиболее трудных для понимания.
Основные задачи программы:
- Формирование системы знаний об основных закономерностях живой природы. - систематизация ранее полученных знаний на уроках ботаники, зоологии и анатомии.
- Формирование навыков самостоятельного добывания знаний путем рационального использования различных источников информации (учебника, научно- популярной литературы, технических средств).
Биология является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают живые существа. Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы у обучающихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.
Факультативный курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение биологических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рабочая программа
факультативного курса «Основы биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Основы биологии» составлена на основе Федерального ФГОС СОО, учебного плана МБОУ СОШ №48 на 2020-2021 учебный год. Курс факультатива рассчитан на 36 часа, проводится 1 час в неделю. Содержание курса является дополнением школьного курса общей биологии в старшей школе, для полного раскрытия содержания курса общей биологии.
Основная цель факультатива дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Большое место в курсе отводится изучению общебиологических закономерностей как наиболее трудных для понимания.
Основные задачи программы:
- Формирование системы знаний об основных закономерностях живой природы. - систематизация ранее полученных знаний на уроках ботаники, зоологии и анатомии.
- Формирование навыков самостоятельного добывания знаний путем рационального использования различных источников информации (учебника, научно- популярной литературы, технических средств).
Биология является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают живые существа. Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы у обучающихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.
Факультативный курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение биологических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 | Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.) Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.) Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты. |
2 | Многообразие форм жизни.(2 ч.) Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты. |
3 | Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.) Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. |
4 | Растения (4 ч.) Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. |
5 | Беспозвоночные животные (3 ч.) Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. |
6 | Позвоночные животные (4 ч.) Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. |
7 | Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч) Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч) Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. |
8 | Клеточный уровень организации жизни (2 ч) Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. |
9 | Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч) |
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. | |
№ п/п | Темы занятий |
10 | Способы передачи генетической информации (4 ч) Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса |
11 | Реализация генетической информации (4 ч) Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. |
12 | Клеточный метаболизм (4 ч) Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№ п/п | № занятия по теме | Содержание | Количество часов |
I. «Многообразие организмов» | 16 | ||
#1041;иология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере | 1 |
1 | 1 | Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы. | |
Многообразие форм жизни | 2 | ||
2 | 1 | Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. | |
3 | 2 | Клеточная и неклеточная формы жизни. | |
Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли | 2 | ||
4 | 1 | Низшие жизненные формы. Протисты, грибы. | |
5 | 2 | Лишайники, водоросли. | |
Растения | 4 | ||
6 | 1 | Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые). | |
7 | 2 | Ткани и органы высших растений | |
8 | 3 | Основные семейства цветковых растений. | |
9 | 4 | Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения» | |
Животные. Беспозвоночные | 3 | ||
10 | 1 | Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. | |
11 | 2 | Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. | |
12 | 3 | Моллюски. Членистоногие. | |
Животные. Позвоночные | 4 | ||
13 | 1 | Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые. | |
14 | 2 | Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся | |
15 | 3 | Характеристика классов Птицы, Млекопитающие. | |
16 | 4 | Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные» | |
II. «Клетка как биологическая система» | 19 | ||
Клеточная теория. Химический состав клеток. | 3 | ||
17 | 1 | Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки. | |
18 | 2 | Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. | |
19 | 3 | Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества | |
Клеточный уровень организации жизни | 2 | ||
20 | 1 | Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов. | |
21 | 2 | Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки» | |
Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации | 2 | ||
22 | 1 | Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | |
23 | 2 | Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. | |
Способы передачи генетической информации | 4 | ||
24 | 1 | Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. | |
25 | 2 | Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. | |
26 | 3 | Жизненный цикл клетки. Интерфаза. | |
27 | 4 | Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса | |
Реализация генетической информации | 4 |
28 | 1 | Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. | |
29 | 2 | Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. | |
30 | 3 | Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. | |
31 | 4 | Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации» | |
32 | Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации | ||
Клеточный метаболизм | 3 | ||
33 | 1 | Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. | |
34 | 2 | Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. | |
35 | 3 | Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. | |
III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» | 1 | ||
36 | 1 | Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» | 1 |
ИТОГО: 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""
Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ, дана подробная расчасовка тем по предметам...
Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс
Рабочая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Занятие элективного курса "Основы биологии" для 11профильного класса.
Тема занятия:"Загадки живой клетки". Занятие разработано для учащихся 10 класса изучающих биологию на профильном уровне.Главная цель занятия: На примере клеточной организаци...
Элективный курс "Основы биологии"
Элективный курс "Основы биологии"...