Программа учебной дисциплины ОУП.08 Биология
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Программа учебной дисциплины "Биология" для профессии "Оператор информационных систем и ресурсов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oup._08_biologiya.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение __
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 08 БИОЛОГИЯ
-2024-
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, и в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
И.А. Белоконева , преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Ф.И.О., должность
Программа рассмотрена и рекомендована к использованию ЦМК «Общеобразовательных и социально-экономических дисциплин»
Протокол № 8 от « 25 » июня 2024 г.
Председатель _________________ Е.В. Назаренко
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………... | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..………………….. | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….. | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………. | 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Образовательная дисциплина «Биология» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели общеобразовательной дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины «Биология» направлено на достижение следующих целей:
- Формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях;
- Формирование понимания строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественнонаучных наук;
- Развитие умения определять живые объекты в природе, проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений;
- Формирование навыков проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
- Развитие умения использовать информацию биологического характера из различных источников;
- Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний;
- Формирование понимания значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В процессе изучения дисциплины обеспечивается формирование и развитие таких общих компетенций ФГОС СПО как:
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Уметь: - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | Уметь: - различать внутреннее строение клеток растений и животных; - различать способы бесполого размножения; - выявлять взаимосвязи между эволюционными процессами и их проявлениями; - характеризовать основные объекты природы, их изменение в ходе эволюции; - демонстрировать суть природных процессов окружающего мира на примере схем, моделей |
Знать: - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств | Знать: - особенности клеточного строения живых организмов; - особенности полового и бесполого размножения организмов; - основные положения теории эволюции органического мира и человека | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Уметь: - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности), осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; - организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона | Уметь: - использовать принципы рационального природопользования в повседневной жизни и профессиональной деятельности; - демонстрировать приемы бережного отношения к природе |
Знать: - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - пути обеспечения ресурсосбережения; - принципы бережливого производства; - основные направления изменения климатических условий региона | Знать: - основы рационального природопользования/принципы бережливого производства |
В процессе изучения дисциплины обеспечивается формирование и развитие таких профессиональных компетенций ФГОС СПО как:
ПК 2.1. Создавать визуальный дизайн элементов графического пользовательского интерфейса.
ПК 2.2. Подготавливать графические материалы для включения в графический пользовательский интерфейс
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | |
Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. | ЛР 20 |
Профессионально-трудовое воспитание | |
Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности. | ЛР 28 |
Экологическое воспитание | |
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. | ЛР 33 |
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействующий сохранению и защите окружающей среды. | ЛР 34 |
Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве. | ЛР 35 |
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности, способствующий его приобретению другими людьми | ЛР 36 |
Ценности научного познания | |
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. | ЛР 38 |
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. | ЛР 39 |
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | ЛР 41 |
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности | ЛР 42 |
Таблица соответствия результатов обучения ФГОС СОО и ФГОС СПО
Общие компетенции | Планируемые результаты | |
Общие (личностные, метапредметные) | Дисциплинарные (предметные) | |
0К 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, иинформационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - уметь критически оценивать информацию биологического содержания, рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; - уметь создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из различных источников, грамотно использовать биологическую терминологию |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В части экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности. | - уметь применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни; - понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
В том числе: | |
Основное содержание, в том числе: | 60 |
теоретическое обучение | 48 |
практические занятия | 12 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля), в том числе: | 10 |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 8 |
Промежуточная аттестация, в том числе: | |
Комплексный дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия | Объем часов | Формируемые компетенции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | ||||
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Современные отрасли биологических знаний, связь биологии с другими науками. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. | 2 | ||
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Содержание учебного материала | 6 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической и эукариотической клеток. Химический состав клеток. | 2 | ||
2 | Строение и функции клетки. Неклеточные формы жизни – вирусы. Особенности строения, поведения в клетке. Разнообразие вирусов, методы борьбы. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Сравнение растительной и животной клетки, выявление сходств и различий между изучаемыми объектами. | |||
Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы. Нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства. | 2 | ||
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция, типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез. | 2 | ||
Тема 1.5. Митоз. Мейоз. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Клеточный цикл и его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Конъюгация и кроссинговер. Биологическая роль мейоза. | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Раздел 2. Строение и функции организма | ||||
Тема 2.1. Строение организма. Формы размножения организмов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и систем органов в многоклеточном организме. Бесполое и половое размножение, их виды. Гаметогенез, спермо и оогенез. Строение половых клеток. Двойное оплодотворение у растений. | 2 | ||
Тема 2.2. Онтогенез растений, животных и человека | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период, его стадии развития у человека и животных. Прямое и непрямое развитие. Старение и смерть. Онтогенез у растений. | 2 | ||
Тема 2.3. Закономерности наследования | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы генетики Г. Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов, правило чистоты гамет, неполное доминирование признаков. | 2 | ||
Практические занятия | ||||
1 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при гибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания. | 2 | ||
Тема 2.4. Сцепленное наследование признаков | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания. | |||
Тема 2.5. Закономерности изменчивости | Содержание учебного материала | 8 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновений. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. | 2 | ||
2 | Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 2 | ||
Контрольная работа | 2 | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания. | |||
Раздел 3. Теория эволюции | ||||
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Первые эволюционные концепции – Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы и движущие силы эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. | 2 | ||
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Макроэволюция, формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. | 2 | ||
2 | Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. | 2 | ||
Тема 3.3. Происхождение человека - антропогенез | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | |
1 | Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличие человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение путей расселения человека по планете. Выявление факторов окружающей среды, оказавших влияние на приспособленность человека к разным условиям среды. | |||
Раздел 4. Экология | ||||
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02, ОК 07 ЛР 33,34,35,38, 39,41,42 | |
1 | Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора, классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха, закон толерантности в. Шелфорда. | 2 | ||
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02, ОК 07 ЛР 33,34,35,38, 39,41,42 | |
1 | Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида, экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Основные показатели экосистемы. Решение практико-ориентированных задач по переносу вещества и энергии в экосистемах, составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии. | |||
Тема 4.3. Биосфера – глобальная экологическая система | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02, ОК 07 ЛР 28,33,34,35, 38,39,41,42 | |
1 | Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. | 2 | ||
2 | Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. | 2 | ||
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02, ОК 07 ЛР 28,33,34,35, 36,38,39,41,42 ПК 2.1, 2.2 | |
1 | Загрязнение как вид антропогенного воздействия. Антропогенное воздействие на оболочки Земли и на биотические сообщества. Глобальные экологические проблемы современности. Отходы, образующиеся на рабочем месте. | 2 | ||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 2 | |||
Практические занятия | ||||
1 | На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов, агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующуюся на рабочем месте. | |||
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02, ОК 07 ЛР 20,28,33,34, 35,36,38,39,41, 42 ПК 2.1, 2.2 | |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 2 | |||
1 | Здоровье и его составляющие. Условия на рабочем месте, положительно и отрицательно влияющие на здоровье человека. Проблемы техногенного воздействия на организм человека (электромагнитные поля, избыточный шум, условия освещения, радиация и др). Адаптация организма к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. | |||
Контрольная работа | 2 | |||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | ||||
Раздел 5. Биология в жизни | ||||
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ЛР 28,38,39,41, 42 ПК 2.1, 2.2 | |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 2 | |||
Практические занятия | ||||
1 | Поиск и анализ биоэкологической информации из различных источников, выполнение практических заданий на анализ информации о направлениях и методах, научных достижениях в области современной биотехнологии. | |||
Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ЛР 28,38,39,41, 42 ПК 2.1, 2.2 | |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 2 2 | |||
Практические занятия | ||||
1 | Выполнение кейсов на анализ информации о развитии биотехнологий в промышленности. | |||
2 | Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | |||
Комплексный дифференцированный зачет | 2 | |||
ВСЕГО: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Естественнонаучных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, в том числе на электронных носителях;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийной установкой;
- коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные печатные издания
1. Константинов В.М.Биология: учебник для студентов учреждений СПО/Рекомендовано ФГУ «ФИРО»/ Под ред. В.М.Константинова. – 8-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 320с.,
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с.
3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с.
4. Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 208 с.
3.2.2. Электронные издания
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-534-15630-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509241
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494034
3. Павлова, Е. И. Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 190 с.
3.2.3. Интернет-ресурсы
1. www. sbio. info - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека
2. www. window. edu. ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии
3. www. bril2002. narod. ru - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | ||
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Выполнение практической работы |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42
| Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 1.5. Митоз. Мейоз. | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка |
Раздел 2. Строение и функции организма | ||
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 2.1. Строение организма. Формы размножения организмов | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 2.2. Онтогенез растений, животных и человека | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42
| Тема 2.3. Закономерности наследования | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Составление структурной схемы/рисунка Выполнение практической работы |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 2.4. Сцепленное наследование признаков | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Выполнение практической работы |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 2.5. Закономерности изменчивости | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка Выполнение практической работы |
Раздел 3. Теория эволюции | ||
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция. | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка |
ОК 02 ЛР 38,39,41,42 | Тема 3.3. Происхождение человека - антропогенез | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление структурной схемы/рисунка Выполнение практической работы |
Раздел 4. Экология | ||
ОК 02,07 ЛР 33,34,35,38,39,41,42 | Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
ОК 02,07 ЛР 33,34,35,38,39,41,42
| Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Выполнение практической работы |
ОК 02,07 ЛР 28,33,34,35,38,39,41,42 | Тема 4.3. Биосфера – глобальная экологическая система | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
ОК 02,07 ЛР 28,33,34,35,36,38,39,41,42 ПК 2.3 | Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Выполнение практической работы |
ОК 02,07 ЛР 20,28,33,34,35,36,38,39,41, 42 | Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты |
Раздел 5. | ||
ОК 02 ЛР 28,38,39,41,42 ПК 2.3 | Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Выполнение практической работы |
ОК 02 ЛР 28,38,39,41,42 ПК 2.3 | Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности | Устный опрос Тестирование Решение кейсов (ситуационных задач) Составление ментальной карты Выполнение практических работ |
ОК 02,07 ЛР 20,28,33,34,35,36,38,39,41, 42 ПК 2.3 | Выполнение заданий комплексного дифференцированного зачета |
Разработчик:
_Преподаватель ГБПОУ РС(Я)
«Сангарский многопрофильный лицей»__ _________________ __И.А.Белоконева__
(должность, место работы) (подпись) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 БИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для профессий начальног...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология
Рабочая протрамма для групп СПО, по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология
Рабочая программа для групп СПО...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...