план-конспект урока "Адаптации" 11 кл.
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА (11класс)
2023г
Тема урока: Адаптация организмов к условиям среды».
Цель:познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.
Задачи:Образовательныесформировать понятие о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Развивающие:способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;
Воспитательные:продолжить формирование у школьников экологической культуры, убеждения в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:формировать умения управлять своей учебной деятельностью,умение реализовывать теоретические познания на практике; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение;
Метапредметные:способствовать развитию умений использовать научные методы познаний, развивать умения работать с информацией, способности к анализу и самоанализу, внимание, речевые навыки.
Предметные: познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.
Новые знания:адаптация, анабиоз, спячка.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока:изучения нового материала.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Учебно-методический комплекс: Общая биология А.С. Агафонова В.И. Сивоглазов.
Информационно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Электронные ресурсы:
1. Открытый урок. Первое сентября — http://festival.1september.ru/
2. Инфоурок - https://infourok.ru/
3. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/
4. Педсовет - http://pedsovet.su/.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность класса к уроку. Приветствует. | Готовность к уроку. Приветствуют. | 1 |
2. Актуализация знаний. | тест по теме ЕО и его формы | пишут и проверяют тест | 10 |
3. Мотивация | Прочитайте и объясните высказывание: «Чтобы выжить, надо быстро изменяться» Л. Кэрролл («Алиса в Зазеркалье») Жить - значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой. П.Грассэ | Объясняют высказывание | 3 |
4.Сообщение темы и цели | Тема сегодняшнего урока: «Адаптация организмов к условиям среды» Цель: «познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности». | Записывают дату и тему урока | 1 |
5. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала | В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной:? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (можно поместить схему на доску или на слайд) Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.Свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ = АДАПТАЦИЯ Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций: 1) пассивные активные, адаптации 2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации, 3) сложные, простые адаптации, 4) устойчивые и неустойчивые и т.д. Многообразие адаптаций. Задание. Давайте вместе попробуем соотнести признаки и дать название первому типу адаптаций. Признаки: - забота о потомстве улучшает выживание - молодых животных, повышает устойчивость их популяций - образование отдельных пар в брачный период, а - зимой объединение в стаи. Что облегчает - пропитание и защиту (волки, многие птицы) - запас корма на зиму. бобер, белка, сова - сезонные миграции. северный олень, - перелетные птицы - птичьи базары. кайра, тупик, чайка-маевка - отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс) - замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы) - предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма Каково значение приспособлений? От чего зависит формирование того или иного приспособления? Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет. | Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды. - Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях). | 22 |
6. Осмысление | Задание «Приложение 1.» | Выполняют задание | 5 |
7. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний | Опрос: 1) Что такое адаптация? Какие виды адаптаций вам известно? 2)Что представляет собой анабиоз? 3)Опишите поведенческие адаптации животных? | Ответы: 1) Адаптация – приспособленность. Примеры. | 3 |
8. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание | Вы сегодня познакомились с адаптацией организмов к условиям среды 1)Что вы считаете для себя главным на уроке? 2)Что было трудным? Выставление оценок | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. | 1 |
9. Домашнее задание | Прочитать параграф: § 10.«Адаптация организмов к условиям среды». Выполнить задания Девочки и мальчики. Подумайте и запишите в тетрадь признаки взаимных приспособлений хищников и жертв. | Записывают в дневниках домашнее задание | 1 |