Подготова к Государственной итоговой аттестации. Задания с рисунком
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Сэсэгма Ринчиновна Раднаева

Материал предназначен для подготовки к  ГИА  по биологии, здесь собраны задания с рисунком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2023. Организм человека и его здоровье. Задания с рис

#1059;становите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Состоит из подвижно соединённых между собой хрящей

Б)  Внутри находятся голосовой аппарат

В)  Осуществляет газообмен с капиллярами

Г)  Состоит из хрящевых полуколец

Д)  Отходит в лёгкое

Е)  Внутренняя поверхность выстлана однослойным плоским эпителием

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Кислая среда

Б)  Начало пищеварения

В)  Расщепление белков до пептидов

Г)  Всасывание питательных веществ

Д)  Механическое измельчение пищи

Е)  Наличие складок и ворсинок

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

#1061;АРАКТЕРИСТИКИ

А)  Формирует желчь

Б)  Обеззараживает токсины

В)  Запасает гликоген

Г)  Выделяет трипсин

Д)  Расщепление пептидов до аминокислот

Е)  Три пары

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

#1059;становите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Участвует в осуществлении дыхательных движений

Б)  Слизистая имеет большое количество фагоцитов, которые уничтожают микроорганизмов

В)  Переносит воздух из гортани в бронхи

Г)  Содержит мелкие волоски, которые задерживают крупные пылевые частицы

Д)  Образована поперечнополосатыми мышцами

Е)  Разделяет грудную и брюшную полость

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

#1061;АРАКТЕРИСТИКИ

А)  Прилегает щитовидная железа

Б)  Открываются гайморовы и лобные пазухи

В)  Состоит из сети волокон соединительной ткани

Г)  Соединяет глотку с трахеей

Д)  Содержит голосовые связки и мышцы

Е)  Находятся органы обоняния

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

Задание 6. По рисунку головного мозга установите соответсвие:

undefined

1)

продолговатый мозг

2)

таламус

3)

гипоталамус

4)

гипофиз

5)

промежуточный мозг

6) Мозжечок

#1042;ыберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение почки человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

undefined

1) мочеиспускательный канал

2) извитой каналец

3) почечная лоханка

4) корковое вещество

5) почечная пирамида

6) нефрон

#1042;ыберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображён головной мозг человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

undefined

1)

большое полушарие

2)

мост

3)

мозжечок

4)

гипоталамус

5)

продолговатый мозг

6)

6. промежуточный мозг

#1055;роанализируйте таблицу «Строение кожи человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Слои кожи

Образующие типы ткани

Функции

Эпидермис

Эпителиальная

__________(В)

__________(А)

Соединительная

Обменная, рецепторная

Подкожная жировая клетчатка

__________(Б)

Терморегуляционная, запасающая

Список терминов и понятий:

1)

соединительная

2)

мышечная

3)

эпителиальная

4)

дерма

5)

надкостница

6)

защитная, обменная

7)

опорная, сенсорная

8)

амортизационная, терморегуляционная

#1055;роанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х». В эксперименте использовали мышей с раковой опухолью, в качестве контроля использовали здоровых мышей. В каждой группе одну часть мышей поили чистой водой, а другую водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания
Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.

Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х.

Вещество Х ослабляет организм.

Вода стимулирует иммунный ответ организма.

Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

F01ECE


undefined

#1053;азовите структуры уха человека, обозначенные на рисунке буквами А
и Б. Какие функции они выполняют?
Какая часть сенсорной системы расположена в изображённом органе?

#1056;ассмотрите рисунок с изображением строения кожи человека. Укажите название, функцию слоя кожи, обозначенного вопросительным знаком. Определите тип ткани, которая его образует. Заполните пустые ячейки, используя понятия
и функции, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующую функцию из предложенного списка.

undefined

Название слоя

Тип ткани

Функции

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Список понятий и функций:

1)

соединительная

2)

эпителиальная

3)

дерма

4)

эпидермис

5)

подкожная жировая клетчатка

6)

осязательная, терморегуляторная

7)

барьерная, защитная

8)

запасающая, регуляторная

undefined

#1042;ыберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)

пищевод

2)

печень

3)

толстая кишка

4)

прямая кишка

5)

поджелудочная железа

6)

тонкая кишка

#1059;становите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга человека, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А)

содержит центры вдоха и выдоха

Б)

участвует в терморегуляции

В)

участвует в формировании чувства жажды

Г)

контролирует сердечную деятельность

Д)

регулирует чувство голода и насыщения

1)

1

2)

2

undefined

#1042;ыберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

undefined

1)

вставочный нейрон

2)

аксон чувствительного нейрона

3)

синапс

4)

тело двигательного нейрона

5)

серое вещество

6)

аксон двигательного нейрона

undefined

#1042;ыберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение головного мозга человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)

большое полушарие

2)

мозолистое тело

3)

мост

4)

гипоталамус

5)

средний мозг

6)

промежуточный мозг

undefined

#1059;становите соответствие между функциями и отделами головного мозга человека, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

А)

образует нейрогормоны

Б)

поддерживает тонус скелетных мышц

В)

управляет поворотом головы на резкий звук

Г)

формирует чувства голода и насыщения

Д)

регулирует обмен веществ

1)

1

2)

2

#1059;становите соответствие между признаками и видами тканей, представленными на рисунках 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

undefined

undefined

Рис. 1

Рис. 2

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ТКАНЕЙ

А)

сокращается с максимально большой скоростью

Б)

состоит из веретеновидных клеток

В)

участвует в образовании стенок кровеносных сосудов

Г)

имеет одно ядро в клетке

Д)

содержит волокна с тёмными и светлыми участками

Е)

обеспечивает движение тела в пространстве

1)

1

2)

2

19. Проанализируйте график зависимости массы тела пациента от возраста
в течение первых 24 лет.

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1)

Масса тела исследуемого пациента практически не менялась после 16 лет.

2)

Пациент перестал расти в 16 лет.

3)

Наибольшая скорость роста массы тела наблюдалась в 1416 лет.

4)

Рост человека и масса его тела взаимосвязанные показатели.

5)

Масса тела человека зависит от его образа жизни.

FABB0F


#1055;роанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Компоненты

Состав

Функции

Тканевая жидкость

__________(Б)

Транспорт веществ между кровью и клетками организма

__________(А)

Вода, белки, лейкоциты

Обеззараживание и возвращение в кровь жидкости

Кровь

Плазма и форменные элементы

__________(В)

Список терминов и процессов:

1)

лимфа

2)

плазма

3)

вода, соляная кислота, пепсин

4)

вода, лейкоциты, тромбоциты, минеральные соли

5)

вода, продукты клеточного метаболизма

6)

перенос ферментов

7)

транспорт газов, питательных веществ, антител по организму

8)

транспорт АТФ

#1055;роанализируйте таблицу «Показатели познавательных способностей и психологического состояния у туристов при восхождении на Эверест и спуске с горы».

Показатели

На уровне моря

Восхождение

Спуск до

1300 м

на высоту 3500 м

на высоту 5300 м

Познавательные способности

Построение маршрута (с)

25

27

22

20

Вычёркивание символов по определённым правилам (с)

72

87

77

77

Тест на подстановку чисел (количество верных подстановок)

59

60

62

64

Тест на слухоречевое заучивание (количество запомненных слов)

54

60

57

58

Психологическое состояние

Нервозность (усл. ед.)

31

32

34

26

Депрессия (усл. ед.)

7

8

11

9

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

При подъёме до высоты 3500 м запоминание слов улучшается, но затем ухудшается.

Чем выше нервозность, тем лучше выполнение теста на подстановку чисел на протяжении всего путешествия.

При недостатке кислорода нервозность возрастает и человек впадает в депрессию.

Спуск с Эвереста с высоты 5300 до 1300 м не оказывает существенного влияния на проявление познавательных способностей.

Утомление ухудшает запоминание слов.

#1055;роанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови
и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Деление клеток костного мозга происходит чаще при подъёме в гору.

Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.

Систолическое давление крови возрастает с подъёмом в гору значительнее, чем диастолическое.

При подъёме в гору максимальное потребление кислорода возрастает, наполнение артериального гемоглобина кислородом снижается.

Снижение температуры с подъёмом в гору вызывает повышение максимального потребления кислорода.



Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2024. Тема «Митоз и мейоз».

Задание № 1. Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

Задание № 2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?

Задание № 3. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Задание № 4. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Задание № 5. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Задание № 6. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.



Предварительный просмотр:

Работа с таблицами. Тема «Митоз и мейоз».

Задание № 1. Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

Задание № 2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?

Задание № 3. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Задание № 4. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Задание № 5. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Задание № 6. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

Ответы:

Задание № 1. Пояснение.

1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1.

2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, комбинативная изменчивость

Задание № 2. Пояснение.

1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.

2) Обоснование: Митоз — равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.

2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.

Задание № 3. Пояснение.

1) митоз

2) метафаза — заканчивается формирование веретена деления: хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка

3) Набор хромосом и число молекул ДНК: 2n4c – в интерфазе в синтетический период: происходит удвоение (репликация, редупликация) ДНК

Задание № 4. Пояснение.

Элементы ответа:

1) Мейоз

2) Метафаза мейоза II

3) На схеме изображен мейоз - метафаза II мейоза, так хромосомы имеют по две хроматиды, но представлены одной парой (нет гомологичной пары)

На схеме изображена метафаза, так хромосомы выстроены на экваторе клетки в одну линию,

Задание № 5. Пояснение.

Элементы ответа:

1) Мейоз

2) телофаза II (цитокинез)

3) На схеме изображен мейоз - телофаза II мейоза, так две хромосомы имеют по одной хроматиде, представлены одной парой (нет гомологичной пары)

На схеме изображена телофаза, так как вокруг групп хромосом уже образуется ядерная оболочка, но цитокинез ещё не завершен.

Задание № 6. Пояснение.

Элементы ответа:

1) Мейоз

2) Метафаза мейоза I (2n4c)

3) На схеме изображен мейоз - метафаза I мейоза, так хромосомы имеют по две хроматиды (представлены двумя парами). Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.



Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2024. клетка

#1042;се перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания структуры клетки, обозначенной на рисунке вопросительным знаком. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка


C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\клетка.jpg

1) белки 2) фосфолипиды 3) транспорт веществ 4) рибосомы

5) целлюлозная оболочка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже структур содержатся в животной клетке?

1) митохондрия 2) хромосома 3) клеточная стенка 4) нуклеоид 5) аппарат Гольджи

6) центральная вакуоль

#1055;еречисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики органоида клетки, обозначенного на рисунке вопросительным знаком. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\2 клетка.jpg

1)мембранный органоид 2) репликация 3) расхождение хромосом 4) центриоли

5) веретено деления

#1042;се перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания структур, изображённых на рисунке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\1)образуют веретено деления 2) участвуют в синтезе РНК 3) состоят из белковых структур 4) обеспечивают расхождение хромосом 5) транспортируют аминокислоты к рибосомам

5. 1) микротрубочки 2) полисахариды 3) веретено деления

4) цитоскелет 5) клеточная оболочка

#1042;се перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\

1) митохондрии 2) нуклеоид 3) эукариоты 4) хлоропласты 5) микротрубочки

6. Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка

1) митоз 2) фагоцитоз 3) крахмал 4) хитин 5) мейозC:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\

) хлоропласт 2) клеточная стенка 3) вакуоль с клеточным соком

4) нуклеоид 5) фагоцитоз

#1042;се перечисленные ниже понятия, кроме двух, можно использовать для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка)

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\

1)мембранные органоиды 2) клеточная стенка из муреина 3) плазмида

4) дыхание в митохондриях 5) деление надвое

9. 1) прокариоты 2) ДНК 3) вакуоль с клеточным соком

4) рибосома 5) ядро

#1042;ыберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить

1) клеточную стенку 2) рибосомы 3) вакуоль

4) микротрубочки 5) эндоплазматическую сеть

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,

под которыми они указаны. Какие понятия характеризуют клетку, изображённую на рисунке?

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\1) хемосинтез 2) клеточная стенка 3) нуклеоид

4) гетеротрофное питание 5) биосинтез белка 6) муреин

12. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке органоида.

C:\Users\Админ\Documents\ЕГЭ\ТЕОРИЯ БИОЛОГИЯ\

1)формирование транспортных пузырьков 2) модификация молекул белка

3) синтез органических веществ из неорганических 4) синтез АТФ 5) образование лизосом

#1042;се перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка

1) синтез органических веществ из неорганических

2) расщепление биополимеров до мономеров 3) накопление продуктов биосинтеза

4) упаковка гормонов в гранулы 5)образование лизосом

14. ПРИЗНАКИ А) состоит из большой и малой субъединиц

Б) включает в себя две центриоли В) участвует в синтезе белковых молекул

Г) формирует веретено деления Д) состоит из белков и нуклеиновых кислот

Е) обеспечивает расхождение хромосом

ВИДЫ ОРГАНОИДОВ

1) рибосома2) клеточный центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...

Задания по комбинаторике для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материаал представляет собой задачник. Задания разделены на две части; задания первой части и задания второй части. Сборник можно использовать при подготовке к урокам, при проведении индивидуальных и ...

Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части.  Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...

Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части.  Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....