Урок "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Цель урока: углублять знания о внутренней среде организма и гомеостазе; познакомить с составом крови и ее функциями; разъяснить механизм свертывания крови.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krov_i_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма §17
Цели урока: Развивать знания обучающихся о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями ее компонентов, механизмом свертывания крови; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний; ввести понятие малокровие
Задачи урока:
- Раскрыть понятие внутренняя среда организма
- Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
- Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
- Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
- Раскрыть значение анализа крови.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.
«Кровь человека: жидкость, дарующая жизнь»
( исторический словарь)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Сегодня мы продолжим путешествие по своему организму. И прежде чем приступить к изучению нового материала давайте с вами побеседуем, и вспомним вопросы, которые изучали ранее и которые нам пригодятся на уроке:
-Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
-Вспомните, что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?
-Из каких частей состоит ткань?
-Какие функции выполняет межклеточное вещество?
-Что такое внешняя среда организма?
-Что вы знаете о внутренней среде организма?
III.Изучение нового материала
Мы приступаем к изучению нового раздела «Внутренняя среда организма»
1.Компоненты внутренней среды организма
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, внутренняя среда.
Внутренняя среда – единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
Самостоятельная работа с учебником §17,стр. 106-107
-Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма?
Составление схемы
Внутренняя среда организма
Кровь Тканевая жидкость Лимфа
-Как мы выяснили, внутренняя среда организма включает кровь, тканевую жидкость и лимфу. Кровь состоит из жидкой части –плазмы и форменных элементов. Из плазмы крови, проникающей сквозь стенки капилляров, образуется тканевая жидкость, окружающая все клетки. Между клетками и тканевой жидкостью постоянно происходит обмен веществами. Часть тканевой жидкости поступает в тонкие слепо замкнутые капилляры лимфатической системы и с этого момента превращается в лимфу. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, они выполняют роль фильтров, где происходит задержание посторонних частиц и уничтожаются микроорганизмы.
Тканевая жидкость
Кровь лимфа
2.Относительное постоянство внутренней среды.
В1857году французский ученый Клод Бернар справедливо заметил «Постоянство внутренней среды организма - залог его свободной и независимой жизни»
В1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие- гомеостаз.
- Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?
Отдельные клетки и группы человеческого организма чрезвычайно чувствительны к изменению окружающей среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить значительно шире, чем у отдельных клеток.
Примеры: клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду.Организм, как целое может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей.
Вместе с тем гомеостаз не является- жесткой стабильной системой. Наоборот, все
показатели этой системы чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.
Например, немного повысилось содержание в крови сахара. Кровь с повышенной
концентрацией сахара омывает гипоталамус - этот главный регулятор организма. И
в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную
железу - мишень, поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин - гор-
мон, снижающий уровень сахара.Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, бомбардирующий уже другую железу — надпочечник, выделяющий гормон адреналин, способствующий выходу сахара в кровь.
Очень важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т. е. для содержания каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон показателей. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека- 16-20 мгв 100 мл (16—20 мг%).
Диапазон показателей для разных веществ различен. Некоторые показатели под-
держиваются особенно точно и они получили название констант. К числу констант
относится, например, реакция крови (т. е. концентрация в ней водородных ионов
-pH).
В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показате-
ли, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тка-
невой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция,
хлора, водорода.
Вывод. (Учащиеся самостоятельно делают вывод.)
Подвижное постоянство внутренней среды достигается благодаря работе нервной и эндокринной систем.
3.Состав крови
Сопоставьте два факта:
-Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
-Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Поду-
майте над этими фактами и объясните:
а) почему человек без крови погибает;
б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
В ходе беседы подводим учащихся к выводу о том, что кровь является одной из
важнейших жидкостей в организме. Она дает нам жизнь. Непрестанно циркулируя в нашем организме кровь, снабжает кислородом каждую клетку нашего организма, согревает и охлаждает, питает, борется с болезнями.
На протяжении многих лет выступает как выдающийся религиозный или культовый символ. Предки смешивали ее, и пили в знак единения и согласия. С давних времен охотники, чтобы задобрить духов, приносили в жертву кровь животных.
-Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит
кровь?
Изучение рис. 51, стр109, составление схемы « Кровь»
Кровь
55-60% плазмы 40-45% форменных элементов
эритроциты лейкоциты тромбоциты
А) Плазма - жидкая среда крови, содержащая 90-92% воды и 8-10% различных веществ. Около 7% плазмы составляют белки. Среди них белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. Строго определенная концентрация 0,9% плазмы приходится на хлорид натрия. Есть в ней соли калия, кальция, фосфорная кислота. Жиров в плазме крови около 0,8%. Глюкозы в плазме крови 0,1% ( если уровень глюкозы в плазме снижается приблизительно в 2 раза, то мозг лишается источника энергии. В плазме крови есть углекислый газа также другие питательные вещества и продукты распада.
Б) Эритроциты
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: прочтите текст на стр.109-110 учебника и начните заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».
Название клеток | Количество (в 1мм3) | Функция | Где образуются |
В) Лейкоциты
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: прочтите текст на стр.111 продолжите заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».
Сообщение одного ученика
Краткая историческая справка
Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, отечественной микробиологии, создатель научной школы. С 1870-го по 1882 год являлся профессором Новороссийского университета в Одессе, где им и было открыто явление фагоцитоза. С 1888 г. работал в Пастеровском институте в Париже. В своем знаменитом труде
«Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитозную теорию иммунитета. И. И. Мечников известен также как создатель теории происхождения многоклеточных организмов, занимался он и проблемой старения («Этюды о природе человека», 1904). Совместно с П. Эрлихом был удостоен в 1908 году Нобелевской премии.
Большая группа лейкоцитов формируется и созревает в лимфатических узлах и в тимусе (вилочковой железе). Они называются лимфоцитами. Эти клетки способны к образованию антител особых химических веществ, которые уничтожают чужеродные
соединения {антигены). Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией. Иногда такую реакцию способны вызвать и вещества, не являющиеся инородными или опасными для организма. В этом случае наблюдается явление аллергии - повышенной или извращенной чувствительности организма к
какому-либо веществу {аллергену). Самые известные из них — шерсть животных, пыльца растений, яд некоторых насекомых (пчел, ос). Чаще всего аллергия проявляется в тех местах организма, на которые непосредственно воздействуют аллергены. Иногда аллергия сопровождается отеком дыхательных путей и сильным снижением артериального
давления. Это явление называется анафилактическим шоком. В таком случае, чтобы спасти человеку жизнь, вводят адреналин.
Г) Тромбоциты
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: продолжите заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».
При ранении тромбоциты разрушаются, выделяя в кровь фермент тромбопластин, который вызывает целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.
Задание: Составьте схему последовательных изменений, происходящих в крови, которые обусловливают процесс ее свертывания
Травма кровеносных сосудов
Тромбоциты слипаются и разрушаются
Выделение фермента тромбопластина
Жидкий белок крови фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина
Образование сгустка
Для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция, витамин К.
IV.Анализ крови
Практически любая диагностика здоровья начинается с базовых исследований, среди которых одним из ключевых является общий анализ крови. Именно по его показателям врач и судит, какую диагностику назначать дальше.
При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов
(СОЭ). При наличии какого-нибудь воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч.
При нарушении функций органов кроветворения, недостатке железа, при потере крови возникает малокровие (анемия).
При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина.
V.Кроветворение
VI.Закрепление знаний
Лабораторная работа. «Изучение препаратов крови лягушки и человека»
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы
1.Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека.
Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
2.Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.
Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3.Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу.
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.
V.Домашнее задание: §17, ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Разработка урока...
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....
Презентация к уроку "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Презентация к уроку по программе В.В.Пасечника...
Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».
Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Технологическая карта урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
Технологическая карта урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" разработана нат основе приерной программы В.В. Пасечника к учебнику "Биология. Человек. 8 клас...