Внеурочная деятельность «Практическая биология» (5-6 класс)
методическая разработка по биологии
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_biologii_5-6_kl.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Иволгинский район»
МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: Гармаева Н.Р. ____________/________/
Протокол № От____________. | «Согласовано» Зам. директора по УВР Цырендожиева М.Д. _____________/_________/
_______________________ | «Утверждено» Директор школы: Дементьев СВ _____________/_________/
Приказ №________ ______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Калёных Ольги Валерьевны ( I категория )
Ф.И.О., категория
Внеурочная деятельность «Практическая биология» (5-6 класс)
Предмет, класс
2022-2023 год
Сроки реализации
с. Иволгинск
2022 - 2023 уч.год
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, проектно - исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии,
развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения
биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ
проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс- технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями,
доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:
- Введение,
- Лаборатория Левенгука,
- Практическая ботаника,
- Практическая Зоология,
- Биопрактикум.
При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой
являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Лаборатория Левенгука | 5 |
Практическая ботаника | 16 |
Практическая зоология | 7 |
Биопрактикум | 6 |
итого | 35 |
Примерное содержание
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел1. «Лаборатория Левенгука»(5часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические лабораторные работы:
- Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини-исследование
«Микромир»(работа в группах с последующей презентацией). Раздел2. Практическая ботаника(16часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкиеи исчезающие растения Бурятии.
Практические и лабораторные работы:
- Морфологическое описание растений
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
- Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений при школьной территории»
- Проект «Редкие растения Бурятии» Раздел3. Практическая зоология(7часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки
животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида
Практические и лабораторные работы:
- Работа по определению животных
- Составление пищевых цепочек
- Определение экологической группы животных по внешнему виду
- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини-исследование «Птицы на кормушке» Проект «Красная книга животных Бурятии»
Раздел4 .Биопрактикум ( 6 часов)
Учебно- исследовательская деятельность . Как правильно выбрать тему , определить задачи исследований. Источники информации исследования . Какие существуют методы. Правила оформления результатов. Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методики выращивания биокультур .Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
- Прорастание семян
- Влияние прищипки на рост корня
- Модуль «Экологический практикум»
- Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
- Определение запыленности воздуха в помещениях
Календарно-тематическое планирование
дата | № | Тема занятий | Форма проведения |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ. | Беседа | |
Лаборатория Левенгука(5часов) | |||
2 | Приборы для научных исследований, Лабораторное оборудование | Практическая работа | |
3 | Знакомство с устройством микроскопа. | Практическая работа | |
4 | Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов | Лабораторный практикум | |
5 | Мини-исследование «Микромир» | Работа в группах | |
Практическая ботаника (16часов) | |||
6,7 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | экскурсия | |
8,9 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | Практическая работа | |
10,11 | Техника сбора, высушивания и монтировки | Практическая работа | |
гербария | |||
12,13 | Определяем и классифицируем | Практическая работа | |
14,15 | Морфологическое описание растений | Практическая работа с определителями | |
16,17 | Определение растений в безлиственном состоянии | Практическая работа | |
18,19 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Проектная деятельность | |
20,21 | Редкие растения Бурятии | Проектная деятельность | |
Практическая зоология (7часов) | |||
22 | Система животного мира | Творческая мастерская | |
23 | Определяем и классифицируем | Практическая работа | |
24 | Практическая орнитология | Работа в группах | |
25 | Мини-исследование «Птицы на кормушке» | Проектная деятельность | |
26 | Проект «Красная книга Бурятии» | Проектная деятельность | |
27 | Проект «Красная книга Бурятии» | Проектная деятельность | |
28 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | экскурсия | |
Биопрактикум (6часов) | |||
29 | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. | Теоретическое занятие | |
30 | Источники информации | ||
31 | Как оформить результаты исследования | Практическая работа | |
32 | Физиология растений | Теоретическое занятие | |
33 | Экологический практикум | Исследовательская деятельность | |
34 | Экологический практикум. Подготовка к отчетной конференции | Исследовательская деятельность | |
35 | Отчетная конференция | презентаций, докладов Презентация работы |
Итого 35 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка к рабочей программе курса Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...
Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе.
Данна программа может быть использована при организации внеурочной деятельности по курсу ботаники....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс
Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...
Программа внеурочной деятельности "Практическое обществознание" для 9 классов
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования второго поколения. Данная программа позволяет расширить и укрепить знания учащихся по курсу обществознания, ликвидировать пробелы в зн...
Внеурочная деятельность. Практическая география. 6-8 класс
Программа внеурочной деятельности «Практическая география» предназначена для учеников 6 - 8 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...