ДОКЛАД «Технология проблемного обучения»
статья по биологии
ДОКЛАД
«Технология проблемного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Технология проблемного обучения»
Как известно, одной из возможностей развития личности в педагогике является технология проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не сдается перед проблемами, а стремиться их разрешить.
Актуальность рассматриваемой темы в современной педагогической науке весьма высока. Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и предполагает проведение под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
1. Общая характеристика технологии проблемного обучения
Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».
Так что же такое технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека.
Технология проблемного обучения ставит несколько задач:
- усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы;
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Темпы передачи информации зависят от самих учащихся. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Технология проблемного обучения готовит учащихся к самоменеджменту, и позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения; ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче; осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов; выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Главные цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Если при традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
2. Практические основы технологии проблемного обучения
Цели проблемного урока – это изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний. Проблемный урок способствует овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы. У учащихся благодаря проблемному изложению материала изменяется отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля, моделируется собственная система ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы. Планируя уроки, учитель должен выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
Рассмотрим основные требования к проблемизации учебного материала.
Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.
Проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответа.
Формы решения проблемной ситуации:
- дискуссии;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Рассмотрим на примере приемы создания учителем проблемных ситуаций на уроках математики:
- Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
- Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
- Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
3. «Активные» методы обучения на проблемном уроке
Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» – это совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение. Высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.
Рассмотрим основные виды «активных методов» на проблемном уроке.
- «Коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок.
- Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование. Для того чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.
- Учебный мозговой штурм. Дидактические ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
Использование данных приемов и методов на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Технология проблемного обучения позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития школьников, развития их способностей к самообучению, самообразованию. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность ученика, создавать ситуацию успеха.
Заключение
Технология проблемного обучения не является новой: она развивалась в 20 – 30 годы, как в советской России, так и за рубежом. А основу её заложил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Для осуществления проблемного обучения недостаточно только создать проблемную ситуацию. Поэтому авторами технологии проблемного обучения были выделены фазы, в которых и осуществляется педагогический процесс, характеризуемый активностью и самостоятельностью учащихся:
- I фаза – создание проблемной ситуации;
- II фаза – формирование гипотез решения;
- III фаза – проверка решения с систематизацией полученной информации.
Поэтому, проблемное преподавание включает такие фрагменты деятельности учителя и ученика, как организация проблемной ситуации и формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.
Применение технологии проблемного обучения позволяет поддерживать у учащихся интерес к урокам, сохранить качество знаний. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности.
Список использованной литературы
- Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань, 2001. – 168 с.
- Вульфсон Б. Я., Джон Дьюи и советская педагогика / Б. JI. Вульфсон // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 99-105.
- Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – М., 2008. – 128 с.
- Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т.В.Кудрявцева и А.М.Матюшкина. – М.: Изд-во Советская Россия, 1973. – 223 с
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972. – С. 157—182.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2006. – 168 с
- Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная мо- нография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гуманит. ун-та, 2010. – К.1. – 310 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"
В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....
Доклад "Технология проблемного обучения"
Наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения....
доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"
технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...
Доклад. Технология проблемно - диалогического обучения
Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Технология "Проблемно - диалогического обучения" не только сохраняет этот огонёк, но и даёт ему возможность ра...
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
доклад на тему "Технологии проблемного обучения"
Технология проблемного обучения...
Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...