Конспект урока "Организм человека. Общий обзор"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Суркова Елена Николаевна

Конспект урока предназначен ьдля изучения биологии на уроках 8 класса "Человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0009333a-c4dfda8c_1.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению знаний учащихся в рамках темы «Организм человека. Общий обзор»;

Обеспечивать развитие умений учащихся самостоятельно  применять знания, способы умений в конкретных ситуациях; осуществлять контроль своей и чужой  деятельности, структурировать информацию; работать в группах;

Осуществлять формирование самостоятельности мышления, действий;

Информационной и коммуникативной культуры.

Оборудование: дидактические карточки, микроскопы, микропрепараты тканей, торс человека «Внутреннее строение человека».

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2.  Сообщение цели урока.
  3. Объяснение правил игры.

Игра «Крестики-нолики»

Класс делится на две группы «Крестики» и «Нолики». На доске –название конкурса .

«Крестики» выбирают конкурс первыми по желанию. Затем право выбора предоставляется победителю. В ячейке записывается  «Х» или «О» , в зависимости от того, чья команда победила. Команды зарабатывают очки.

 «Лото»

«Дальше-дальше»

«Почемучка»

«Ткани»

 «Схемы»

«Выбери правильный ответ»

«Рефлекс»

«Органы»

«Третий лишний»

«Лото»

Каждому ученику выдается карточка с терминами, кружки разноцветные, соответствующие  размерам ячейки карточки. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. При предлагаемой последовательности вопросов в случае правильного заполнения ряды и столбцы таблиц должны оказаться закрытыми кружками одного цвета –это облегчает проверку. Учитель зачитывает вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Выигрывает группа, допустившая меньше всего ошибок. Ее значок записывают в таблице на доске в соответствующем конкурсе.

                                             

Вопросы.

  1. наука, изучающая строение органов?
  2. Структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции?
  3. Главная часть клетки, несущая наследственную информацию?
  4. Увеличение размеров клетки?
  5. Нейрон, который передает импульсы от органов чувств в нервную систему?
  6. Длинный отросток нервной клетки
  7. Наука, изучающая функции органов?
  8. Вязкое содержимое клетки, содержащее органоиды?
  9. Процесс взаимодействия организма и окружающей среды, в результате которого из окружающей среды в организм поступают полезные вещества, а вредные вещества удаляются в окружающую среду?
  10. Органоиды клетки, участвующие в расщеплении органических веществ?
  11. Часть тела, занимающая определенное местоположение , имеющая свойственную ей форму, выполняющая характерные для нее функции?
  12. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая , контролируемая ЦНС?
  13. Нервная клетка?
  14. Наука, изучающая условия сохранения здоровья человека?
  15. Нервные клетки , воспринимающие раздражения, преобразующие их в нервный импульс?
  16. Путь, по которому проходит рефлекс?
  17. Органоиды клетки, вырабатывающие энергию?
  18. Способность всего живого реагировать на раздражение?
  19. Группа клеток, имеющая сходное строение, общее происхождение; выполняющая одинаковые функции?
  20. Короткий отросток нервной клетки?
  21. Группа органов, которые объединились для выполнения общих функций?
  22. Нервная клетка, передающая импульсы от ЦНС к органам?
  23. Созревание , в результате которого организм, клетка специализируется , становится способной совершать свойственную ей работу.
  24. Место контакта аксона с другими клетками?

Карточка №1.

Анатомия

Рефлекс

Нейрон

лизосомы

Чувствительный нейрон

Аксон

Карточка №2

Органоиды

Рецепторы

Физиология

Гигиена

Система органов

Дендрит

Карточка №3

Ядро

Ткани

Цитоплазма

Возбудимость

Двигательный нейрон

Митохондрия

                     

Карточка №4

Рост

Развитие

Обмен веществ

Орган

Рефлекторная дуга

Синапс

«Дальше-дальше»

За 1мин каждой группе предлагается ответить на 14 вопросов. Если ответ на вопрос не дается, учащиеся говорят :»Дальше». За каждый правильный ответ -1 балл.

«Крестики».

  1. Наука, изучающая функции организма.
  2. Клетки какой ткани плотно  сомкнуты , межклеточное вещество слабо развито?
  3. Какие органы образуют ЦНС?
  4. Какие нейроны называются двигательными?
  5. Путь, по которому проходит рефлекс?
  6. К какой системе органов относят сердце, сосуды?
  7. УЗИ –метод какой науки?
  8. Рецептор-?
  9. По классификации к какому классу принадлежит человек?
  10. Как называется регуляция органов, их систем при участии нервной системы?
  11.  Какой тканью образован головной мозг?
  12. Чем снаружи покрыта клетка?
  13. Какие органоиды вырабатывают энергию для клетки?
  14. Кровеносные сосуды образованы эпителиальной или мышечной тканью?

«Нолики»

1.наука, изучающая строение органов?

2. Ткани, клетки которой разбросаны, межклеточное вещество хорошо  развито?

3.Какие органы образуют периферическую нервную систему?

4.Какие нейроны называются чувствительными?

 5.Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной           системой?

6. К какой системе органов относятся  легкие, трахеи?

7. Эксперимент, анализы –методы какой науки?

8.Нейрон-…?

9. К какому отряду млекопитающих относят человека?

10.Отдел нервной системы, регулирующий работу внутренних органов?

11. Из какой ткани состоит сердце?

12. Внутреннее вязкое содержимое клетки?

13. Какой органоид выполняет функцию избирательной проницаемости в клетке?

14. Кости образованы из соединительной  или мышечной ткани?

«ТКАНИ»

-На препаратах узнать вид ткани, дать ей характеристику. Объяснить свой ответ.

«ОРГАНЫ»

-По заданию учителя показать на торсе определенную систему органов, назвать ткани, из которых они состоят. За каждый правильный ответ, -1 балл.

«РЕФЛЕКС».

1 команда: составить схему рефлекторной дуги чихательного рефлекса, Объясните ее.

2 команда: составьте схему ориентировочного слухового рефлекса «что такое?»

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

1 команда: А) рентген, вскрытие, анализ жидкостей;

Б) сердце, сосуды. Желудок.

2 команда: А) опыт, УЗИ, анализ;

                      Б) почки, мочеточники, сердце.

Свой выбор объясните.

«ПОЧЕМУЧКА»

Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

  1. Почему у человек артериальная и венозная кровь не смешиваются?
  2. Почему мозговой отдел черепа человека развит сильнее лицевого?
  3. Почему у человека низкая плодовитость?
  4. Почему для человека характерна рассудочная деятельность?
  5. Почему у человека позвоночник S-образно изогнут?
  6. Почему жевательный аппарат может измельчать различную пищу в зависимости от возраста?
  7. Почему  у человека обеспечивается возможность захватывать  предметы, а при ходьме опираться на всю стопу?
  8. Почему у человека на нижней челюсти возник подбородочный выступ?

«СХЕМЫ»

2 человека на доске заполняют схемы.

1 команда.

                                                                                                                       

2 команда.

         

                                                                                                                       

«ОРГАНЫ»

-Выбрать правильный ответ (1 балл за правильный ответ)

«Крестики»

  1. Какие из перечисленных органов не относятся к опорно-двигательной системе:

А) сердце; Б)скелет; В) мышцы;

       2. Какую функцию выполняет опорно-двигательная система: А) газообмен; Б) восприятие раздражения; В) опорную;

      3. Что из перечисленного не относится к пищеварительной системе: А) рот; Б) кишечник; В)артерии; Г) желудок;

4. Какую функцию не выполняет пищеварительная система: А) защитную; Б)переваривания пищи; В) всасывания питательных веществ;

5.Какой орган дыхания характерен для человека: А) легкие; Б)кожа; В)легочные мешки;

6.Какую функцию выполняет дыхательная система: А)двигательную; Б)защитную; В) газообмена?

7.Какие органы не относятся к кровеносной системе: А) вены; Б) артерии; В) почки;

8. Какая кровеносная система называется замкнутой: А) кровь движется по сосудам, омывает полость тела;

Б) кровь движется только по сосудам, в полость тела не попадает;

В) состоящую из двух кругов кровообращения.

9. Чем представлена женская половая система:

А) яичники; Б) семенники; В) эндокринные железы;

10. Рефлекс-

А) ответная реакция организма на раздражение; Б) нервная система;

В) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая, контролируемая нервной системой.

«НОЛИКИ»

1.Какие органы относятся к опорно-двигательной системе: А)легкие; Б) кости; В)сердце;

2.Какую функцию не выполняет опорно-двигательная система:

А)газообмен; Б) опорная; В) двигательная;

3.Что из перечисленного относится к пищеварительной системе: А) почки; Б) яичники; В) пищеварительные железы;

4.Какую функцию выполняет пищеварительная система: А) восприятие раздражения; Б) удаления вредных веществ; В) удаление не переваренных остатков;

5. Какой орган относится к дыхательной системе:

А)печень; Б) пищевод; В) легкие;

6.Какие органы не относятся к нервной системе: А)эндокринные железы; Б) головной мозг; В) спинной мозг;

7.Какая кровь называется артериальной : А) насыщенная кислородом; Б) насыщенная углекислым газом; В) насыщенная витаминами;

8.Какие сосуды называются венами: А) несущие кровь к сердцу;
Б) несущие кровь от сердца;

В) самые мелкие кровеносные сосуды;

9.Какие органы составляют выделительную систему: А) мышцы; Б) семенники; В) почки;

10. Как называются женские половые клетки: А) семенники; Б) яйцеклетки; В)гаметы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Общий обзор организма человека"

Презентация к уроку на тему "Общий обзор организма человека. Системы органов"...

Тест Организм человека.Общий обзор.

Тест Организм человека.Общий обзор....

Интерактивный тест 1 "Человек, Общий обзор организма"

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

Онлайн курс к разделу "Организм человека. Общий обзор"

Авторский онлайн-курс к разделу "Организм человека. Общий обзор" для учителей и обучающихся.Позволяет проводить занятия в дистационном формате, а также использовать отдельные компоненты на р...