Интегрированное занятие по биологии и химии "Молекулы жизни!" с использованием оборудования цифровой лаборатории RELEON
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Предлагаю вам план внеурочного интегрированного занятия по биологии и химии с использование оборудования Точка Роста. Занятие будет актуально для учащихся 10-11 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект Интегрированное занятие для  учащихся 10-х классов  с использованием цифровой лаборатории Releon «Точка Роста»

Тема внеурочного занятия: «Молекулы жизни!»

Учебный предмет: Биология

Тема урока: Молекулы жизни

Учитель: Каленых  Ольга Валерьевна, Ербахаева Нина Бадмаевна

Место работы : МАОУ Иволгинская СОШ

Класс: 10а 10б

Цель: продолжить расширение и углубление на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных органических веществах клетки – белках, их строении, свойствах и значении в жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательные: используя межпредметные связи химии с биологией, вспомнить об уровнях организации белковых молекул, механизме образования первичной структуры белка, причинах образования вторичной, третичной, четвертичной структур; показать многообразие химических свойств белков; раскрывая причинно-следственные связи (функции – строение – конфигурация – свойства); продолжить формировать знания о белках как макромолекулах – биополимерах,
  • Развивающая: развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательные компетенции у учащихся на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.
  • Воспитательная: формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предметам, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач.

5. Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности.

6. Уметь использовать знания и умения при решении жизненно-важных задач.

Используемые технологии.

На данном занятии применялся системно - деятельностный подход в обучении. Были реализованы: технологии проблемного обучения, информационно – коммуникационные, критического мышления, здоровьесберегающие технологии. Использовались методы: словесный, наглядный, поисково – исследовательские, практические. Тип занятия – систематизация и интегрирование знаний в области биологии и химии. На занятии формировались следующие компетенции: исследовательская, информационная, коммуникативная. Эффективно применялись на занятии ТСО, ИКТ, наглядности.

Материально – техническое оснащение:

- Ноутбук с программой Releon

-Датчик температуры, датчик рН среды

-Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, штатив, колба, мерные цилиндры, спиртовка, спички, куриный белок, раствор углевода сахароза, жиры, вода, HNO3 (конц), CuSO4, NaOH.

Ход урока

  • Организационный момент:

Разрешите начать со строк русского поэта Надсона Семена Яковлевича

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным…

Все   создано из одного, сложи по новому его

Получишь колос и грибы

Поля,  животных, и цветы

Но нам науки этой нить сегодня нужно ухватить

  • Актуализация знаний

Что такое жизнь? Этот вопрос волновал людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, рождались и умирали теории. Пожалуй, ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, как проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте, его уникальности, неповторимости и сложности.

Да, сегодня речь пойдет о жизни, ребята, но не о той которая рассматривается в высоких материях, а о той которая изучается вами на уроках биологии и химии в школе.

  • Изучение нового материала

Тема занятия Молекулы жизни

Наверное, многие из вас уже догадались, о чем пойдет речь.

Вам уже известны ребята эти вещества. Какие химические вещества присутствуют в только в живых клетках? БЖУ НК это органические в-ва, почему они так называются

Слово учителю химии

- Предлагаем вам определить какие вещества находятся перед вами в пробирках

 

  1. Дети делают вывод - в пробирках орг. в-ва, реакции это доказали.

Ребята, в последней пробирке у вас был белок, правильно? Так вот, сегодня мы с вами постараемся еще больше получить информации о белках, углубить знания о химических свойствах эти веществ.

  1. Вспомните основную информацию о белках что вы знаете о них из уроков биологии белках

- Полимеры, из аминокислот

      -  Это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота, серы.

 -На долю белков приходится более 50% общей массы сухой клетки

-    пенициллин - С16Н18О4N2

-               гемоглобин - С3032Н4816О872N780S8Fe4,

 - а также для сравнения данные по молекулярной массе: этиловый спирт – 46, бензол – 78, белок куриного яйца – 36000, белок мышц – 1500000.

Дети! На основании этих сравнений и сопоставлений формулируется вывод о сложности белков, о важнейшем значении их для жизнедеятельности всего живого на Земле.

3)Перечислите основные функции белков

 4)Вспомните, пожалуйста, какие структуры может иметь белковая молекула?

(сообщение о структурах белковой молекулы)

Учитель химии:

- что произошло, почему произошла качественная реакция

 - вспомните как называется процесс, который у вас произошел в последней пробирке.

  - Денатурация

   - А что такое ренатурация? При каких условиях она возможна

    - Когда не разрушена первичная структура белка

 5) Опыт с температурным датчиком цифровой лаборатории Releon

  - Почему произошла денатурация?  

   - Какие еще могут быть условия для денатурации?

  6)Белки - это полимеры мономеры аминокислоты, аминокислоты в составе имеют 2 функциональные группы карбоксильная и аминогруппу, и отличаются радикалами. Аминокислоты могут иметь кислую среду, нейтральную и щелочную.

Учитель химии: сейчас мы с помощью эксперимента узнаем какая среда у ам глицина и глутамина

-Определение Рн среды раствора с помощью датчика РН среды цифровой лаборатории

Дети делают Вывод

7)Скажите мне, пожалуйста, а где же содержится информация о последовательности аминокислот в белке?

-В молекуле днк в виде последовательности нуклеотидов

Отвлечемся и проведем эксперимент

Опыт по выделению ДНК из банана

  • Закрепление

Творческие задачки по теме «Белки»

  1. Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38°С ?

2. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок?

  • Рефлексия

Итак, мы подходим к логическому завершению нашего занятия- мы предлагаем вам сделать выводы в виде коротких высказываний, тезисов

  • Жизнь-это способ действия белков
  • Первой живой молекулой были белки
  • Белки – основа жизни
  • Белок-это скелет жизни
  • Белки-это строительные кирпичики нашего организма

 Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

Сегодня на уроке я………


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия по биологии в 6 классе «Удивительный мир цветов».

Тема:  «Удивительный мир цветов».Цель: развитие любознательности и интереса к биологииЗадачи:- расширить кругозор знаний учащихся о цветах, их особенностях и применении в быту. -...

«Использование цифрового оборудования химической лаборатории»

Семинардля педагогических работников образовательных организаций«Использование цифрового оборудования, как средствазнакомства с эффектами нано-мира». 28.01.2021 г....

Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"

Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по  биологии  для  5–9  классов  автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...

Изучение движения тел в поле силы тяжести земли c использованием возможностей Цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet и Tablet+

Цель работы: Изучить зависимость дальности полёта тела от угла, под которым тело брошено к горизонту и от начальной скорости....

Цифровая лаборатория Releon на уроках биологии

в статье находиться материаль как работать с цифровой лабораторией...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-9 классов, с использованием цифровой лаборатории Releon по теме "Определение кислотности почвы"

- определение р(Н) почвы в приусадебных участках для высадки соответствующих овощных и плодово-ягодных культур; -  наглядная демонстрация  значения и роли теоретической химии в практиче...