Главные вкладки
Интегрированное занятие по биологии и химии "Молекулы жизни!" с использованием оборудования цифровой лаборатории RELEON
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
Предлагаю вам план внеурочного интегрированного занятия по биологии и химии с использование оборудования Точка Роста. Занятие будет актуально для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект Интегрированное занятие для учащихся 10-х классов с использованием цифровой лаборатории Releon «Точка Роста»
Тема внеурочного занятия: «Молекулы жизни!»
Учебный предмет: Биология
Тема урока: Молекулы жизни
Учитель: Каленых Ольга Валерьевна, Ербахаева Нина Бадмаевна
Место работы : МАОУ Иволгинская СОШ
Класс: 10а 10б
Цель: продолжить расширение и углубление на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных органических веществах клетки – белках, их строении, свойствах и значении в жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные: используя межпредметные связи химии с биологией, вспомнить об уровнях организации белковых молекул, механизме образования первичной структуры белка, причинах образования вторичной, третичной, четвертичной структур; показать многообразие химических свойств белков; раскрывая причинно-следственные связи (функции – строение – конфигурация – свойства); продолжить формировать знания о белках как макромолекулах – биополимерах,
- Развивающая: развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательные компетенции у учащихся на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.
- Воспитательная: формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предметам, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач.
5. Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности.
6. Уметь использовать знания и умения при решении жизненно-важных задач.
Используемые технологии.
На данном занятии применялся системно - деятельностный подход в обучении. Были реализованы: технологии проблемного обучения, информационно – коммуникационные, критического мышления, здоровьесберегающие технологии. Использовались методы: словесный, наглядный, поисково – исследовательские, практические. Тип занятия – систематизация и интегрирование знаний в области биологии и химии. На занятии формировались следующие компетенции: исследовательская, информационная, коммуникативная. Эффективно применялись на занятии ТСО, ИКТ, наглядности.
Материально – техническое оснащение:
- Ноутбук с программой Releon
-Датчик температуры, датчик рН среды
-Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, штатив, колба, мерные цилиндры, спиртовка, спички, куриный белок, раствор углевода сахароза, жиры, вода, HNO3 (конц), CuSO4, NaOH.
Ход урока
- Организационный момент:
Разрешите начать со строк русского поэта Надсона Семена Яковлевича
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…
Все создано из одного, сложи по новому его
Получишь колос и грибы
Поля, животных, и цветы
Но нам науки этой нить сегодня нужно ухватить
- Актуализация знаний
Что такое жизнь? Этот вопрос волновал людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, рождались и умирали теории. Пожалуй, ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, как проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте, его уникальности, неповторимости и сложности.
Да, сегодня речь пойдет о жизни, ребята, но не о той которая рассматривается в высоких материях, а о той которая изучается вами на уроках биологии и химии в школе.
- Изучение нового материала
Тема занятия Молекулы жизни
Наверное, многие из вас уже догадались, о чем пойдет речь.
Вам уже известны ребята эти вещества. Какие химические вещества присутствуют в только в живых клетках? БЖУ НК это органические в-ва, почему они так называются
Слово учителю химии
- Предлагаем вам определить какие вещества находятся перед вами в пробирках
- Дети делают вывод - в пробирках орг. в-ва, реакции это доказали.
Ребята, в последней пробирке у вас был белок, правильно? Так вот, сегодня мы с вами постараемся еще больше получить информации о белках, углубить знания о химических свойствах эти веществ.
- Вспомните основную информацию о белках что вы знаете о них из уроков биологии белках
- Полимеры, из аминокислот
- Это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота, серы.
-На долю белков приходится более 50% общей массы сухой клетки
- пенициллин - С16Н18О4N2
- гемоглобин - С3032Н4816О872N780S8Fe4,
- а также для сравнения данные по молекулярной массе: этиловый спирт – 46, бензол – 78, белок куриного яйца – 36000, белок мышц – 1500000.
Дети! На основании этих сравнений и сопоставлений формулируется вывод о сложности белков, о важнейшем значении их для жизнедеятельности всего живого на Земле.
3)Перечислите основные функции белков
4)Вспомните, пожалуйста, какие структуры может иметь белковая молекула?
(сообщение о структурах белковой молекулы)
Учитель химии:
- что произошло, почему произошла качественная реакция
- вспомните как называется процесс, который у вас произошел в последней пробирке.
- Денатурация
- А что такое ренатурация? При каких условиях она возможна
- Когда не разрушена первичная структура белка
5) Опыт с температурным датчиком цифровой лаборатории Releon
- Почему произошла денатурация?
- Какие еще могут быть условия для денатурации?
6)Белки - это полимеры мономеры аминокислоты, аминокислоты в составе имеют 2 функциональные группы карбоксильная и аминогруппу, и отличаются радикалами. Аминокислоты могут иметь кислую среду, нейтральную и щелочную.
Учитель химии: сейчас мы с помощью эксперимента узнаем какая среда у ам глицина и глутамина
-Определение Рн среды раствора с помощью датчика РН среды цифровой лаборатории
Дети делают Вывод
7)Скажите мне, пожалуйста, а где же содержится информация о последовательности аминокислот в белке?
-В молекуле днк в виде последовательности нуклеотидов
Отвлечемся и проведем эксперимент
Опыт по выделению ДНК из банана
- Закрепление
Творческие задачки по теме «Белки»
- Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38°С ?
2. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок?
- Рефлексия
Итак, мы подходим к логическому завершению нашего занятия- мы предлагаем вам сделать выводы в виде коротких высказываний, тезисов
- Жизнь-это способ действия белков
- Первой живой молекулой были белки
- Белки – основа жизни
- Белок-это скелет жизни
- Белки-это строительные кирпичики нашего организма
Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»
Сегодня на уроке я………
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках и во внеурочной деятельности предметов естественно-научного цикла
Опыт работы по применению цифровой лаборатории "Архимед"...
Технологическая карта интегрированного занятия по биологии в 6 классе «Удивительный мир цветов».
Тема: «Удивительный мир цветов».Цель: развитие любознательности и интереса к биологииЗадачи:- расширить кругозор знаний учащихся о цветах, их особенностях и применении в быту. -...
«Использование цифрового оборудования химической лаборатории»
Семинардля педагогических работников образовательных организаций«Использование цифрового оборудования, как средствазнакомства с эффектами нано-мира». 28.01.2021 г....
Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...
Изучение движения тел в поле силы тяжести земли c использованием возможностей Цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet и Tablet+
Цель работы: Изучить зависимость дальности полёта тела от угла, под которым тело брошено к горизонту и от начальной скорости....
Цифровая лаборатория Releon на уроках биологии
в статье находиться материаль как работать с цифровой лабораторией...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-9 классов, с использованием цифровой лаборатории Releon по теме "Определение кислотности почвы"
- определение р(Н) почвы в приусадебных участках для высадки соответствующих овощных и плодово-ягодных культур; - наглядная демонстрация значения и роли теоретической химии в практиче...