Йод и здоровье человека
творческая работа учащихся по биологии (8 класс)
Творческая работа ученицы 8 класса для НПК "Шаг в будущее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-yod_uchenitsy_8kl.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г. Улан-Удэ»
Проектная работа по теме:
«Йод и здоровье человека»
Выполнила:
ученица 8 Г класса
Трусова Даша
Руководитель:
Учитель химии и биологии МАОУ СОШ №20
Банеева Мария Александровна
Улан-Удэ
2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Актуальность …………………...…………………………………………………………….....4
Глава 1. Йод, как продукт здорового поддержания жизнедеятельности человека.
- Первые исследования, связанные с нехваткой йода. Побочные заболевания и влияние на организм человека …………………………………………………………………….…4
- Йод и щитовидная железа……………………………………………………………..……5
- Йододефицит (признаки, проявления) и влияние на подрастающие организмы….…....5
- Продукты питания, содержащие йод и суточная норма потребления йода……...….….7
Практическая часть.
Глава 2. Эмпирические исследования ……………………….………………………………8
Заключение и рекомендации для населения ……….….….…………………………………10
Список литературы...…………………………………………………………………….….…11.
Введение
Йод относится к важнейшим для здоровья человека микроэлементам. Его содержание имеет огромное значение для роста и развития органов, функционирования различных систем, обмена веществ, трансформации энергии. Недостаток йода приводит к проблемам в работе головного мозга, снижению работоспособности, повышению утомляемости, развитию различных патологий.
Йод относится к микроэлементам, которые не обладают способностью синтезироваться в организме, поэтому его запас должен постоянно пополняться за счет поступления извне с пищевыми продуктами и водой.
Актуальность
Каждый шестой житель Земли страдает от йодного дефицита. Из воды и воздуха мы потребляем до 10% йода, остальные 90% обеспечиваются продуктами питания. В своей работе мы постараемся показать содержание йода в продуктах питания. Существует понятие «районы, эндемичны по дефициту йода». В России к ним традиционно относили Алтай, Урал, Среднее Поволжье, Центральный и Северный Кавказ, долины больших сибирских рек, Нечерноземье, Ростовскую и Амурскую области, некоторые районы Приморья. Теперь специалисты затрудняются назвать территорию, свободную от йододефицита. Сегодня к этим районам относится Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область.
На данный момент в исследовательском поле существует огромное количество исследований, затрагивающих, как и пользу так и вред йода на организм человека, но стоит принять во внимание факт, что недостаточное количество взрослых и детей уделяет этому внимание, а соответственно незнание процессов, связанных с йододефицитом или же наоборот с избытком влияет на состояние здоровья людей в нашей стране. В связи с этим проблемой исследования может считаться незнание человека пользы и вреде йода.
Данное исследование базируется на принципах обоснованной теории, которая позволяет сочетать индуктивные и дедуктивные методы исследования. Соответственно, дизайн исследования смешанный, содержит, как и количественные так и качественные методы.
Объектом нашего исследования является йод.
Предметом ежедневные продукты питания.
Цель: исследовать влияния йода на организм человека.
Задачи:
-изучить литературу о значении влияния йода на организм человека
-определить содержание йода в некоторых продуктах питания
-провести анкетирование учащихся
-провести эксперимент по методу «Старожука», на учениках средних классов
-взять экспертное интервью
-провести анализ заболеваемости учащихся школы, связанной с нехваткой йода.
-разработать рекомендации для населения.
Основная часть:
Глава 1. Йод, как продукт здорового поддержания жизнедеятельности человека.
1.1 Первые исследование, связанные с нехваткой йода. Побочные заболевания и влияние на организм человека.
Россия относится к странам с природным дефицитом йода. В нашей стране часто встречаются болезни, связанные с нехваткой йода например: эндемический зоб. Вследствие этого профилактика и лечение йододефицитных заболеваний (ЙДЗ) требуют использования в питании населения йодированной соли, продуктов с высоким показателем содержания йода и специальных лекарственных препаратов.
Первые научные исследования об эндемическом зобе были описаны О.В Николаевым[1], хирургом и эндокринологом, он описал важность проблемы ЭЗ и предложил способы дополнительного обеспечения организма йодом, включая обеспечение исключительно йодированной солью населения, проживающего на подверженных этому заболеванию территориях. Он называл йодированную соль “полноценной̆ солью”, поскольку она содержит жизненно важный элемент – йод. Также в начале XX века саратовский ученый В. И Разумовский[2] написал свой труд, связанный с заболеваниями щитовидной железы, а также описал разные формы опухолей и форм зоба щитовидной железы, принципы диагностики и лечения, техника операций, меры профилактики и лечения осложнений. Профессор А. В Мартынов[3] описал огромное количество заболеваний с нехваткой йода, а также лечение базедовой болезни и различных форм зоба.
1.2 Йод и щитовидная железа
Йод- необходимый для животных и человека микроэлемент. В первую очередь он необходим для нормального функционирования щитовидной железы. Она играет важную роль в обмене веществ. На это нам могут указывать различные нарушения в работе щитовидной железы, приводящие к нарушению основного обмена.
У животных и человека йод входит в состав гормонов, вырабатываемых щитовидной железой и оказывающих многостороннее воздействие на рост, развитие и обмен веществ организма. Биологическое действие гормонов щитовидной железы распространяется на множество физиологических функций организма. Например, они регулируют скорость основного обмена, рост и дифференцировку тканей, обмен белков, углеводов и липидов, водно-электролитный обмен, деятельность центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы и другое. Естественно, что поэтому нарушение и недостаточная функция щитовидной железы или повышенная секреция гормонов вызывает глубокие изменения и расстройства физиологического статуса организма.
1.3 Йододефицит (признаки, проявления) и влияние на подрастающие организмы
Йододефицит — скрытый голод. Больше всего от него страдают дети: возникают сложности в обучении, усвоении новых знаний, навыков. Снижается функция щитовидки, возникает гипотиреоз. Для чего необходим йод: обеспечение оптимальной работы щитовидной железы, нормализация работы центральной нервной системы. предотвращение сердечно-сосудистых заболеваний, контроль терморегуляции тела и поддержание постоянной температуры в пределах нормы. Регуляция уровня холестерина, улучшение иммунитета и метаболизма. Необходим в таких обменных процессах, как белково жировой, энергетический и метаболизма в целом, также отвечает за рост и формирование опорно-двигательного аппарата, мышечной ткани.
Человеческий организм самостоятельно не синтезирует йод, поэтому нам необходимо регулярно включать в свой рацион продукты богатые этим элементом.
Одно из самых опасных проявлений йододефицита:
-врожденные уродства плода,
-рождение мертвых детей,
-бесплодие,
-не вынашивание беременности,
-отставание детей в росте и развитии,
-умственная отсталость,
-риск развития рака щитовидной железы.
Признаки йодной недостаточности:
-сильная усталость и быстрая утомляемость, сонливость, апатия, головные боли
-повышенная раздражительность, чувство разбитости по утрам;
-увеличение массы тела.
-коньюктивиты
-запоры.
-сухость кожи и слизистых оболочек.
-снижение артериального давления и частоты сердечных сокращений.
-эндемический зоб.
Признаки избытка йода:
-повышенное слюноотделение,
-отеки слизистых оболочек,
-слезотечения,
-аллергические реакции, в виде сыпи и насморка,
-сердцебиение, дрожь, нервозность, бессонница,
-повышенная потливость.
На сегодняшний день описано большое количество заболеваний, связанных с йододефицитом. Многие исследователи и ученые предупреждают об опасности и ущербном влиянии на организм человека.
Соответственно, на основании теоритической части была выведена рабочая гипотеза: содержание йода в ежедневных продуктах питания учащихся не соответствует его потребности для растущего организма.
В дополнение к этому, вы можете иметь множество последствий, непосредственно не связанных с гормональной недостаточностью, но связанных с пониженным содержанием микроэлемента.
Продукты питания, содержащие йод и суточная норма потребления.
Человек получает йод преимущественно из пищи, относительно небольшие количества поступают с воздухом и водой. Кладовая йода содержится в морских продуктах питания, около 400мкг. В молочных и растительных продуктах содержится всего от 6 до 11 мкг минерала. Продукты содержащие йод, теряют около половины минерала при тепловой обработке. Для того чтобы уменьшить его потери, следует плотно закрывать крышку при варке и наливать минимальное количество воды. Длительное кипячение разрушает более 50% от общего количества йода, содержащегося в продуктах.
На сегодняшний день найти продукты, которые обогатят организм йодом, может каждый. Специалисты из Министерства здравоохранения составили список из топ-13 продуктов.
- Сушенные морские водоросли.
- Черника.
- Гималайская кристаллическая соль.
- Треска.
- Морская фасоль.
- Запеченный картофель.
- Креветки.
- Чернослив.
- Яйца
- Зеленый горошек.
- Омары.
- Молоко.
- Клюква.
Но следует помнить, количество йода в сухопутных растениях зависит от почвы, на которой они выращены. Если местность располагается достаточно близко к морю, то почва достаточно насыщенна йодом и растения будут содержать достаточно этого элемента. В организмах животных, которые едят эти растения, тоже будет много йода.
Какова суточная потребность человека в йоде, решают индивидуальные особенности тела, возраст человека и его пол.
По данным ВОЗ, суточная норма употребления йода для человека составляет:
-Груднички-50 мкг.
-Дошкольники-90 мкг.
-Школьники от 7 до 12 лет -120 мкг.
-от 12 до -150 мкг.
-Взрослые- 150 мкг.
-Пожилые- 100 мкг.
Практическая часть
Глава 2. Эмпирическое исследование
Эмпирическое исследование, построенное на качественных и количественных методах.
Количественные методы:
в опросе приняли участие 45 учеников нашей школы в возрасте от 14 до 15 лет (учащиеся 8 классов), которым было предложено ответить на вопросы. Приложение. Таблица №1
Проанализировав ответы наших учеников, мы пришли к выводу, что большинство ребят, а это 67% знают какую роль играет йод в организме человека и какие продукты содержат йод -89%.
Качественное методы:
экспертное интервью с медицинским работником нашей школы- Дугаровой Верой Васильевной.
Даша: Вера Васильевна, как дети узнают, что у них проблемы с щитовидной железой?
В.В: Раз в два года в школе проходит медицинский осмотр ребят узкими специалистами и если есть подозрение у врача, то его направляют на дальнейшее обследование, если опасения врача подтверждаются, его ставят на учет и назначают лечение.
Даша: Если в нашей школе такие ребята?
В.В: В настоящее время, таких детей у нас нет.
Даша: В какой период времени был пик заболеваемости и когда пошел спад и с чем вы это связываете?
В.В: Пик заболеваемости, щитовидной железой приходился в нашей школе на 1995-2005 годы, после пошел спад. С 2014-1017 на учете у нас состоял один ребенок, в настоящее время таких детей нет. Я связываю это с тем, что было время детям в школе раздавали препараты, содержащие йод, питание детей в семье, в школьной столовой изменилось, чаще стали употреблять продукты содержащие йод, более информированы стали родители.
Экспериментальная часть основана на методе Старожука Б.А на определение йода в организме: С вечера наносится йодная сетка на внутреннюю часть бедра, предплечья или нижнюю часть живота, Для этого ватную палочку смочите 5% спиртовым раствором йода и начертите на коже вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы так, чтобы получились квадратики 1см. на 1см. Но главное- дать просохнуть сетке. Итак, если йодная сетка исчезнет через 3 часа- организму йод просто необходим, 6-8 часов- нехватка йода не так заметна, через сутки- йод в организме в норме.
Результаты эксперимента показали, что в среднем у учащихся наблюдается (93%) достаточный уровень йода в организме, однако, около 7% имеют низкий уровень, это указывает на необходимость профилактики йододефицита. Опрошенные ребята, это дети- подростки у которых идет половое созревание и количество йода в этот период уменьшается, возрастают умственные нагрузки в школе, необходимо большее количество микроэлементов для нормальной работы организма. Поэтому этим ребятам необходимо пересмотреть свое питание и консультация врача специалиста. Иначе недостаток йода может повлечь заболевания.
Сравнительный анализ основан на сопоставлении продуктов питания, наиболее богатых йодом, в крупных торговых точках г. Улан-Удэ.
Мы посетили крупные торговые точки г. Улан-Удэ, ТЦ «Титан», ТД «Абсолют», рынок «Крестьянский» с целью: обеспеченности продуктами питания наиболее богатым йодом и выявили, что ассортимент этих продуктов недостаточный. Ни в одном из магазинов нет йодированного молока, йодированных яиц, нет разнообразия свежей зелени. Йодированный хлеб выпускается только предприятием «Бурятхлебпром» и продается он не везде.
Заключение и рекомендации для населения:
Каждый информированный человек знает насколько питание и среда обитания влияют на состояние его здоровья и пытается предотвратить неблагоприятное воздействие внешней среды на свой организм. Содержание йода в продуктах питания, как говорится, оставляет желать лучшего. Регулярное использование в пищу йодсодержащих продуктов, насыщение ими вашего рациона позволит в значительной мере решить вопрос об обеспечении организма достаточным количеством йода. Гипотеза- «Содержание йода в ежедневных продуктах питания учащихся не соответствует его потребностям для растущего организма», не подтвердилась. Лидером по содержанию йода в продуктах питания можно смело назвать морскую капусту (ламинарию), съедобную морскую водоросль. Йод в ней содержится вместе с витаминами и другими важными микроэлементами, такими как калий, бром, магний, в результате такого соседства он легче усваивается организмом и медленнее из него выводится. Ламинария также способствует улучшению работы желудка и повышает защитные способности человеческого организма. Для того, чтобы ввести в организм оптимальное количество йода, нам надо употреблять в пищу те продукты, которые содержат большое количество йода. Это йодированная соль, морепродукты, овощи, фрукты, орехи, крупы и молочные продукты. Следует помнить, что кулинарная обработка и длительное хранение уменьшают содержание йода в продуктах. Поэтому, йодированная соль, к примеру, должна добавляться в пищу уже по окончании процесса приготовления блюда. В 1 грамме йодированной соли содержится примерно 30 мкг йода, поэтому если человек потребляет 5 грамм (одну чайную ложку) йодированной соли, то получает суточную дозу йода. Наша промышленность освоила выпуск продуктов с повышенным содержанием йода: минеральной воды, бульонных кубиков, соков, сахара, молочных продуктов, хлеба и даже водки.
Список Литературы:
1.Допиков Н.И. Целебный йод
2.Мартынов А.В. Оперативные методы лечения при болезни Basedova. Результаты. Показания.
3.Николаев О.В. Эндемический зоб. Москва: Медгиз. 1995г.
4.Разумовский В.И. Повреждения и заболевания щитовидной железы.
5.Шервинский В.Д., Сахаров Г.П. Основы эндокринологии. Ленинград: Практическая медицина 1929г.
Приложение:
Таблица №1
Вопросы / ответы | да | нет | Затрудняюсь ответить | |
1. | Знаете ли вы, какую роль играет йод в организме человека | 30/ 67% | 10/ 22% | 5/ 11% |
2. | Знаете ли вы, в каких продуктах содержится много йода. | 40/ 89% | 5/ 11% | - |
3. | Есть ли у вас знакомые, имеющие заболевания, связанные с нехваткой йода | 4/ 9% | 35/ 78% | 6/ 13% |
Итого: |
Таблица №2
Результаты. | |||
1. | Йода в организме достаточно | 25 | 83% |
2. | Незначительная нехватка йода в организме | 3 | 10% |
3. | Йод организму необходим | 2 | 7% |
Таблица №3
№ | Продукты богатые йодом | ТД «Титан» | ТД «Абсолют» | Рынок «Крестьянский» |
1 | Сушенные морские водоросли | - | - | + |
2 | Консервированные морские водоросли | + | + | + |
3 | Морская рыба | 8 сортов + | 7 сортов + | 6 сортов + |
4 | Морепродукты | 4 вида + | 4 вида + | 2 вида + |
5 | Молочные продукты | + | + | + |
6 | Йодированная соль | + | + | + |
7 | Замороженные ягоды (черника, клюква.) | _ | _ | + |
8 | Овощи (свекла, помидоры, морковь, картофель, | + | + | + |
9 | Зелень-свежая (салаты, петрушка, щавель ..) | + | + | + |
10 | Фрукты ( хурма, бананы, Яблоки..) | + | + | + |
11 | Хлеб йодированный (Бурятхлебпром.) | + | - | _ |
[1] Николаев ОВ. Эндемический зоб. Москва: Медгиз; 1955. 256 с. (Nikolayev OV. Endemic goiter. Moskva: Medgiz; 1955. 256 p.).
[2] Разумовский ВИ. Повреждения и заболевания щитовидной железы. СПб;1903. 58 с. (Razumovskiy VI. Damages and diseases of the thyroid gland. St. Petersburg; 1903. 58 p.).
[3] Мартынов АВ. Оперативные методы лечения при болезни Basedowa. Результаты. Показания. В: Шервинский ВД, Саха- ров ГП, редакторы. Основы эндокринологии; Ленинград. 1929, с. 281-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...
ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Здоровый человек - счастливый человек
Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека. ...
Факторы, разрушающие здоровье человека. Компьютер друг и враг человека.
Урок - конспект...