Программа кружка "Юный эколог"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Ольга Федорова-Кузнецова

Цель программы-формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка Юный эколог75.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Юный эколог»

(естественно-научное направление)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа кружка «Юный эколог» для 8-10 класса составлена на основе фе- дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундамен- тального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образова- ния. Биология. Естествознание».

Актуальность

Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы само- определения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую эко- логическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздей- ствием на природное окружение.

У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопас- ности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность спо- собствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуально- сти. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой до- суг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, программа дает педагогу дополнительные возможности ис- пользования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопас- ного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  3. знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и яв- лений природы;
  4. создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельно- сти, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
  5. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интере- сов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающих- ся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  6. понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Целесообразность;
  4. Наглядность.
  1. Общая характеристика программы кружка.

Программа кружка рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Занятия помогут расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.

Кружковая работа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников по- средством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических герба- риев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.

Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному поведению в природе, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просве- тительскую работу по охране природы.

Актуальность программы - формирование мотивации к целенаправленной познавательной дея- тельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные ис- следования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно- творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

  1. Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом на кружок «Юный эколог» отводится 34 часа.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, геогра- фия, ИЗО, литература, информатика.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
  1. В направлении личностного развития:
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой при- роды,
  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
  1. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной лите- ратурой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных ис- точниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть про- блему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформле- нии результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ста- вить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отно- шению к живой природе;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, кор- ректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обо- значенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргумента- ции своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от- стаивать свою позицию.
  1. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключе- ния на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; по- становка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

формирование навыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

5. Содержание учебного курса Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практические

занятия

Введение

2

1

1

Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организма.

Экологические науки

1

Лекция

2

2

1

Природные комплексы на- шей местности.

11

3

1

Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов)

1

Компьютерные презентации

Описание природного комплекса (на местном материале)

4

2

Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов)

1

Практическая работа

Описание природного комплекса

5

3

Искусственные сообщества растений и животных

1

Беседа.

6 -

4

Экологическое исследование

2

Практическая

Выпуск газет.

7

школьной территории

работа

Защита проектов

8

5

Где живут эти организмы? Луга, болота, реки

1

9

6

Природа и человек

1

Викторина

10

7

Экологические проблемы че- ловеческой деятельности

1

Беседа

11

8

Экологические проблемы че- ловеческой деятельности

1

Составление презентаций

12

9

Охрана природных комплек- сов

1

13

10

Геохимические особенности ландшафтов и здоровья чело- века.

1

Среда обитания человека

3

14

1

Воздух, которым мы дышим

1

Лекция Практическая работа

Практическая раб.

«Определение за- грязнённости воз- духа школьных по- мещений

15

2

Вода, которую мы пьём.

1

беседа

«Определение качества воды».

16

4

Оценка экологического со-

1

Практическое

стояния пруда.

занятие

Пища. которую мы едим

2

17

1

Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу

1

Устный журнал

18

2

Изучение состава питания продуктов (по этикетам) рас- шифровка кодов пищевых добавок, их значение и влия-

ние на организм

1

Практическая работа

Дом, в котором мы живем

3

19

1

Материалы, из которых сделаны дома, мебель,

покрытия

1

Лекция с эле- ментами беседы

Проект»

«Экологическое со- стояние домов»

20

2

Вопросы экологии в совре- менных квартирах

1

беседы

Проект

«Экологическое со- стояние квартир»

21

3

«Оценка внутренней отделки

1

Практическая работа

помещения, изучение естест-

венной освещенности квар-

тиры».

Здоровье человека -основа жизни

5

22

1

Достаточно ли знаю о куре- нии и алкоголе?

1

Анкетирование

выпуск бюллетеней

23

2

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!»

1

Выставка рисунков

24

4

Неожиданные встречи с яда- ми

1

беседа

25

5

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

беседа

26

6

Компьютер и здоровье.

1

Беседа –

рассуждение

презентации

Отходы, как источник за- грязнения окружающей среды

8

27

1

Что ты знаешь о бытовых от- ходах?

1

Анкетирование

результаты

28

2

Куда девать мусор?

1

Групповые проекты

29

3

Репортаж со свалки.

1

Фотоотчёт

30

4

«Жалобы старых вещей»

1

Конкурс презента- ций

31

5

«Творчество из отходов»

1

Выставка поделок

32-33

6

Очистим мир от мусора

2

Экологический десант

Фото отчет Трудовой десант

34

7

Итоговое занятие по курсу

«Юный эколог»

1

Итого

34 часа

  1. Введение - 2ч.

Понятие об экологи, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.

  1. Природные комплексы нашей местности. – 11 ч.

Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!

Практические работы:

  1. Экологическое исследование школьной территории.
  2. Где живут эти организмы?
  3. Игра» Угроза живому на Земле»
  1. Среда обитания человека .-3ч.

Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины.

  1. Пища, которую мы едим.-2ч.

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов ( по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

  1. Дом, в котором мы живем.-3ч.

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Игра «Поле чудес».

VI .Здоровье человека- основа жизни.-5ч.

Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование) . Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.

VII. Отходы , как источник загрязнения окружающей среды.-8 ч.

Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения « Город в котором я живу».

#1054;писание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
  2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
  3. лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.
  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практиче- ские работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребён- ка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практиче- ские, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рас- сказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произ- ведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

#1055;ланируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения программы кружка «Юный эколог» обучающиеся научатся:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
  • работать с различными источниками информации;
  • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
  • выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и ис- пользуя схемы, графики, таблицы;
  • получать биологическую информацию из разных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объ- екта;
  • анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и опре- делять их;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологи- ческие факторы»; отличать живые организмы от неживых;
  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; прово- дить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой при- роды (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических сло- варях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к жи- вой природе.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Список литературы для учителя:


Литература

  1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.
  2. Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
  4. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
  5. Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.
  6. «Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г
  7. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.
  8. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
  9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.

Список литературы для учащихся:

  1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.
  2. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.

Интернет-ресурсы

  1. — биологическое разнообразие России.
  2. — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  3. — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  4. — интернет-портал — всё о российских лесах.
  5. — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  6. — экологическое образование детей и изучение природы России.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количест- во часов

Характеристика основных видов дея- тельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата проведения

примечание

план

факт

Введение

2

1

1

Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных жи- вых организмах.

1

Должны знать основные понятия «эко- логии», экологическая ситуация, эколо- гические проблемы в нашей стране, и во

всем мире.

2

2

Экологические науки.

1

Направления экологии

УУД Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою дея- тельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понима-

ниесоциальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека (Л).

Природные комплексы нашей местности.

11

3

1

Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов

1

Работа с различными источниками ин- формации, просмотр презентации и ви- деофрагментов, обсуждение после про- смотра, написание эссе. Коллективно- творческое дело, работа в группах, твор- ческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты.

4

2

Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов)

1

Работа с различными источниками ин- формации, просмотр презентации и ви-

деофрагментов, обсуждение после про- смотра, написание эссе. Коллективно- творческое дело, работа в группах, твор- ческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты.

5

3

Искусственные сообщества расте- ний и животных

1

Изучить типы растительных сообществ. Адекватно передают информацию о рас- тениях и животных нашего края, моде- лируют (понимают, читают, воспроизво-

дят знаковую модель).

6

4

Экологическое исследование школьной территории

1

Наблюдения в природе. Изменения со- обществ. Наблюдения за сезонными из- менениями в сообществе.

7

5

Экологическое исследование школьной территории

1

Наблюдения в природе. Изменения со- обществ. Наблюдения за сезонными из- менениями в сообществе.

8

6

Где живут эти организмы? Луга. болота, реки

1

Изучить различные водные экосистемы.

9

7

Природа и человек

1

Изучить историю взаимоотношений че- ловека и природы во времени.

10

8

Экологические проблемы челове- ческой деятельности

1

Знать основные вещества загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК

11

9

Влияние загрязнённости воды на живые организмы

1

Изучают основные свойства воды.

12

10

Охрана природных комплексов

1

Формулируют понятия :охрана природы

,заповедник, заказник( примеры). Изучают растительный и животный мир Подмосковья. Делают вывод о факторах окружающей среды, влияющие на при-

роду.

13

11

Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека

1

Изучить понятия природно-очаговые и эндемические заболевания

УУД предметные: знания о экологических сообществах и экологических факторах, ООТ.

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

Среда обитания человека

3

14

1

Воздух, которым мы дышим

1

Изучить источники загрязнения атмо- сферы.

15

2

Вода, которую мы пьём.

1

Изучить значение воды в жизни челове- ка. Загрязнение воды –одна из основных причин заболеваемости населения.

16

4

Оценка экологического состояния пруда

1

Изучить источники загрязнения воды в природе.

УУД предметные: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности; подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

-основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухуд- шением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

Пища. которую мы едим

2

17

1

Что нужно знать, когда по- купаешь продукты и гото- вишь пищу.

1

Изучить химические вещества в продук- тах питания и их влияние на здоровье.

18

2

Изучение состава продуктов (по этикетам) расшифровка кодов пищевых добавок и их значение.

1

Разрабатывают правила личной эколо- гической безопасности.

УУД предметные: рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания; оценка технологических свойств сырья и областей их применения; владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания,приобретаемых в розничной торговле; формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные: уметь находить ответ

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умениеприменять получен- ные знания на практике. Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых

группах.

Дом, в котором мы живем

3

19

1

Материалы из которых сделаны дома, мебель, покрытия .

1

Строительные и отделочные материалы. Интерьер.

20

2

Вопросы экологии в современных квартирах.

1

Экологичность отделочных материалов.

21

3

«Оценка внутренней отделки по-

мещения, изучение естественной освещенности квартиры».

1

Экологическая оценка состояния каби- нета.

УУД предметные: формирование у обучающихся создавать применять в своем доме элементов интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания.

Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последова- тельности действий.

Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (цветового и светового оформления комнаты). Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – формирование эстетического умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище.

Здоровье человека -основа жиз- ни

5

22

1

Влияние никотина и алкоголя на организм.

1

Изучают влияние алкоголя и курения на здоровье человека, разрабатывают ме- ры профилактики табакокурения, ис- пользуя ресурсы Интернета создают ан- тирекламу курения и употребления ал-

коголя.

23

2

Конкурс плакатов «Вредным при- вычкам – нет!»

1

Изучают влияние употребления ядови- тых веществ на организм человека, фор- мулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, нар- комании, токсикомании

24

4

Неожиданные встречи с ядами

1

Углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих

веществах, их составе, свойствах, спосо- бах нейтрализации.

25

5

Оказание первой помощи при от- равлениях.

1

Углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, спосо- бах нейтрализации.

26

6

Компьютер и здоровье.

1

Систематизировать, обобщить теорети- ческие сведения о влиянии компьютера на здоровье человека

УУД предметные: формировать представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. Познакомить учащих- ся с понятие «привычка», «вредные привычки», «полезные привычки»; Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (су- щественных, несущественных)установление причинно-следственных связей. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способ- ность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации.

Отходы, как источник загряз- нения окружающей среды

8

27

1

Что ты знаешь о бытовых отхо- дах?

1

Проводят сбор бытового ( пластикового) мусора

28

2

Куда девать мусор? Очистим мир от мусора

1

Учатся находить применение разным упаковкам после их первичного исполь- зования

29

3

«Свалка» Репортаж со свалки

1

Экологическая игра .Изучают что такое «раздельный сбор»

30

4

«Жалобы старых вещей»

1

Практическое занятие с элементами об- суждения и выводами (работа по упа- ковке принесенной макулатуры).

31

5

«Творчество из отходов»

1

Конференция.

32-33

6

«Очистим мир от мусора»

1

Экологический десант. Проводят сбор бытового ( пластикового) мусора.

Итоговое занятие

34

1

Итоговое занятие по курсу

«Юный эколог»

1

Подведение итогов

УУД предметные: учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.), формирование у учащихся гражданской позиции.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со сто- роны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...