Программа кружка "Юный эколог"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Цель программы-формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка Юный эколог | 75.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Юный эколог»
(естественно-научное направление)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа кружка «Юный эколог» для 8-10 класса составлена на основе фе- дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундамен- тального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образова- ния. Биология. Естествознание».
Актуальность
Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы само- определения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую эко- логическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздей- ствием на природное окружение.
У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопас- ности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность спо- собствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуально- сти. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой до- суг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, программа дает педагогу дополнительные возможности ис- пользования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
- овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
- развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопас- ного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и яв- лений природы;
- создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельно- сти, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
- создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интере- сов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающих- ся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
- Наглядность.
Общая характеристика программы кружка.
Программа кружка рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Занятия помогут расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.
Кружковая работа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников по- средством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических герба- риев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.
Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному поведению в природе, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просве- тительскую работу по охране природы.
Актуальность программы - формирование мотивации к целенаправленной познавательной дея- тельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные ис- следования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно- творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом на кружок «Юный эколог» отводится 34 часа.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, геогра- фия, ИЗО, литература, информатика.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
- В направлении личностного развития:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой при- роды,
- овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
В метапредметном направлении:
- формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной лите- ратурой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных ис- точниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
- освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть про- блему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформле- нии результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ста- вить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отно- шению к живой природе;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, кор- ректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обо- значенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргумента- ции своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от- стаивать свою позицию.
В предметном направлении:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключе- ния на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; по- становка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
- В сфере физической деятельности:
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
- В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5. Содержание учебного курса Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практические занятия | |
Введение | 2 | ||||
1 | 1 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организма. Экологические науки | 1 | Лекция | |
2 | 2 | 1 | |||
Природные комплексы на- шей местности. | 11 | ||||
3 | 1 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов) | 1 | Компьютерные презентации | Описание природного комплекса (на местном материале) |
4 | 2 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов) | 1 | Практическая работа | Описание природного комплекса |
5 | 3 | Искусственные сообщества растений и животных | 1 | Беседа. | |
6 - | 4 | Экологическое исследование | 2 | Практическая | Выпуск газет. |
7 | школьной территории | работа | Защита проектов | ||
8 | 5 | Где живут эти организмы? Луга, болота, реки | 1 | ||
9 | 6 | Природа и человек | 1 | Викторина | |
10 | 7 | Экологические проблемы че- ловеческой деятельности | 1 | Беседа | |
11 | 8 | Экологические проблемы че- ловеческой деятельности | 1 | Составление презентаций | |
12 | 9 | Охрана природных комплек- сов | 1 | ||
13 | 10 | Геохимические особенности ландшафтов и здоровья чело- века. | 1 | ||
Среда обитания человека | 3 | ||||
14 | 1 | Воздух, которым мы дышим | 1 | Лекция Практическая работа | Практическая раб. «Определение за- грязнённости воз- духа школьных по- мещений |
15 | 2 | Вода, которую мы пьём. | 1 | беседа | «Определение качества воды». |
16 | 4 | Оценка экологического со- | 1 | Практическое | |
стояния пруда. | занятие | ||||
Пища. которую мы едим | 2 | ||||
17 | 1 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | 1 | Устный журнал | |
18 | 2 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам) рас- шифровка кодов пищевых добавок, их значение и влия- ние на организм | 1 | Практическая работа | |
Дом, в котором мы живем | 3 | ||||
19 | 1 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | 1 | Лекция с эле- ментами беседы | Проект» «Экологическое со- стояние домов» |
20 | 2 | Вопросы экологии в совре- менных квартирах | 1 | беседы | Проект «Экологическое со- стояние квартир» |
21 | 3 | «Оценка внутренней отделки | 1 | Практическая работа | |
помещения, изучение естест- | |||||
венной освещенности квар- | |||||
тиры». | |||||
Здоровье человека -основа жизни | 5 | ||||
22 | 1 | Достаточно ли знаю о куре- нии и алкоголе? | 1 | Анкетирование выпуск бюллетеней | |
23 | 2 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» | 1 | Выставка рисунков | |
24 | 4 | Неожиданные встречи с яда- ми | 1 | беседа | |
25 | 5 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | беседа | |
26 | 6 | Компьютер и здоровье. | 1 | Беседа – рассуждение | презентации |
Отходы, как источник за- грязнения окружающей среды | 8 | ||||
27 | 1 | Что ты знаешь о бытовых от- ходах? | 1 | Анкетирование результаты | |
28 | 2 | Куда девать мусор? | 1 | Групповые проекты |
29 | 3 | Репортаж со свалки. | 1 | Фотоотчёт | |
30 | 4 | «Жалобы старых вещей» | 1 | Конкурс презента- ций | |
31 | 5 | «Творчество из отходов» | 1 | Выставка поделок | |
32-33 | 6 | Очистим мир от мусора | 2 | Экологический десант | Фото отчет Трудовой десант |
34 | 7 | Итоговое занятие по курсу «Юный эколог» | 1 | ||
Итого | 34 часа |
- Введение - 2ч.
Понятие об экологи, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки.
Природные комплексы нашей местности. – 11 ч.
Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!
Практические работы:
- Экологическое исследование школьной территории.
- Где живут эти организмы?
- Игра» Угроза живому на Земле»
Среда обитания человека .-3ч.
Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины.
Пища, которую мы едим.-2ч.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов ( по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
Дом, в котором мы живем.-3ч.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Игра «Поле чудес».
VI .Здоровье человека- основа жизни.-5ч.
Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование) . Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
VII. Отходы , как источник загрязнения окружающей среды.-8 ч.
Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения « Город в котором я живу».
#1054;писание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
- лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практиче- ские работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребён- ка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практиче- ские, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рас- сказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произ- ведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
#1055;ланируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы кружка «Юный эколог» обучающиеся научатся:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с различными источниками информации;
- составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
- выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
- оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и ис- пользуя схемы, графики, таблицы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объ- екта;
- анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и опре- делять их;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологи- ческие факторы»; отличать живые организмы от неживых;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; прово- дить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой при- роды (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических сло- варях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к жи- вой природе.
Формы подведения итогов:
- выставки рисунков;
- фотовыставки;
- листовки, буклеты, газеты;
- тематические альбомы;
- театрализация.
Список литературы для учителя:
Литература
- Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.
- Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
- Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
- Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.
- «Одинцовская земля мой край родной». Книга для чтения. Одинцово 2007г
- Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.
- Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Список литературы для учащихся:
- Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.
- Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.
- Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.
Интернет-ресурсы
- — биологическое разнообразие России.
- — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- — интернет-портал — всё о российских лесах.
- — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- — экологическое образование детей и изучение природы России.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количест- во часов | Характеристика основных видов дея- тельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата проведения | примечание | ||
план | факт | ||||||
Введение | 2 | ||||||
1 | 1 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных жи- вых организмах. | 1 | Должны знать основные понятия «эко- логии», экологическая ситуация, эколо- гические проблемы в нашей стране, и во всем мире. | |||
2 | 2 | Экологические науки. | 1 | Направления экологии | |||
УУД Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении Личностные: мотивация учения. Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою дея- тельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понима- ниесоциальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека (Л). | |||||||
Природные комплексы нашей местности. | 11 | ||||||
3 | 1 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов | 1 | Работа с различными источниками ин- формации, просмотр презентации и ви- деофрагментов, обсуждение после про- смотра, написание эссе. Коллективно- творческое дело, работа в группах, твор- ческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты. | |||
4 | 2 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов) | 1 | Работа с различными источниками ин- формации, просмотр презентации и ви- |
деофрагментов, обсуждение после про- смотра, написание эссе. Коллективно- творческое дело, работа в группах, твор- ческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты. | |||||||
5 | 3 | Искусственные сообщества расте- ний и животных | 1 | Изучить типы растительных сообществ. Адекватно передают информацию о рас- тениях и животных нашего края, моде- лируют (понимают, читают, воспроизво- дят знаковую модель). | |||
6 | 4 | Экологическое исследование школьной территории | 1 | Наблюдения в природе. Изменения со- обществ. Наблюдения за сезонными из- менениями в сообществе. | |||
7 | 5 | Экологическое исследование школьной территории | 1 | Наблюдения в природе. Изменения со- обществ. Наблюдения за сезонными из- менениями в сообществе. | |||
8 | 6 | Где живут эти организмы? Луга. болота, реки | 1 | Изучить различные водные экосистемы. | |||
9 | 7 | Природа и человек | 1 | Изучить историю взаимоотношений че- ловека и природы во времени. | |||
10 | 8 | Экологические проблемы челове- ческой деятельности | 1 | Знать основные вещества загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК | |||
11 | 9 | Влияние загрязнённости воды на живые организмы | 1 | Изучают основные свойства воды. | |||
12 | 10 | Охрана природных комплексов | 1 | Формулируют понятия :охрана природы ,заповедник, заказник( примеры). Изучают растительный и животный мир Подмосковья. Делают вывод о факторах окружающей среды, влияющие на при- роду. |
13 | 11 | Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека | 1 | Изучить понятия природно-очаговые и эндемические заболевания | |||
УУД предметные: знания о экологических сообществах и экологических факторах, ООТ. Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. | |||||||
Среда обитания человека | 3 | ||||||
14 | 1 | Воздух, которым мы дышим | 1 | Изучить источники загрязнения атмо- сферы. | |||
15 | 2 | Вода, которую мы пьём. | 1 | Изучить значение воды в жизни челове- ка. Загрязнение воды –одна из основных причин заболеваемости населения. | |||
16 | 4 | Оценка экологического состояния пруда | 1 | Изучить источники загрязнения воды в природе. |
УУД предметные: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности; подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины; - установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле. -основную биоэкологическую терминологию и символику Личностные:формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухуд- шением качественных характеристик окружающей человека. Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников. Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. | |||||||
Пища. которую мы едим | 2 | ||||||
17 | 1 | Что нужно знать, когда по- купаешь продукты и гото- вишь пищу. | 1 | Изучить химические вещества в продук- тах питания и их влияние на здоровье. | |||
18 | 2 | Изучение состава продуктов (по этикетам) расшифровка кодов пищевых добавок и их значение. | 1 | Разрабатывают правила личной эколо- гической безопасности. | |||
УУД предметные: рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания; оценка технологических свойств сырья и областей их применения; владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания,приобретаемых в розничной торговле; формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности. Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные: уметь находить ответ Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умениеприменять получен- ные знания на практике. Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах. | |||||||
Дом, в котором мы живем | 3 | ||||||
19 | 1 | Материалы из которых сделаны дома, мебель, покрытия . | 1 | Строительные и отделочные материалы. Интерьер. | |||
20 | 2 | Вопросы экологии в современных квартирах. | 1 | Экологичность отделочных материалов. |
21 | 3 | «Оценка внутренней отделки по- мещения, изучение естественной освещенности квартиры». | 1 | Экологическая оценка состояния каби- нета. | |||
УУД предметные: формирование у обучающихся создавать применять в своем доме элементов интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последова- тельности действий. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (цветового и светового оформления комнаты). Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Личностные – формирование эстетического умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище. | |||||||
Здоровье человека -основа жиз- ни | 5 | ||||||
22 | 1 | Влияние никотина и алкоголя на организм. | 1 | Изучают влияние алкоголя и курения на здоровье человека, разрабатывают ме- ры профилактики табакокурения, ис- пользуя ресурсы Интернета создают ан- тирекламу курения и употребления ал- коголя. | |||
23 | 2 | Конкурс плакатов «Вредным при- вычкам – нет!» | 1 | Изучают влияние употребления ядови- тых веществ на организм человека, фор- мулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, нар- комании, токсикомании | |||
24 | 4 | Неожиданные встречи с ядами | 1 | Углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих |
веществах, их составе, свойствах, спосо- бах нейтрализации. | |||||||
25 | 5 | Оказание первой помощи при от- равлениях. | 1 | Углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, спосо- бах нейтрализации. | |||
26 | 6 | Компьютер и здоровье. | 1 | Систематизировать, обобщить теорети- ческие сведения о влиянии компьютера на здоровье человека | |||
УУД предметные: формировать представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. Познакомить учащих- ся с понятие «привычка», «вредные привычки», «полезные привычки»; Учить использовать полученные знания в повседневной жизни. Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (су- щественных, несущественных)установление причинно-следственных связей. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способ- ность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации. | |||||||
Отходы, как источник загряз- нения окружающей среды | 8 | ||||||
27 | 1 | Что ты знаешь о бытовых отхо- дах? | 1 | Проводят сбор бытового ( пластикового) мусора | |||
28 | 2 | Куда девать мусор? Очистим мир от мусора | 1 | Учатся находить применение разным упаковкам после их первичного исполь- зования | |||
29 | 3 | «Свалка» Репортаж со свалки | 1 | Экологическая игра .Изучают что такое «раздельный сбор» | |||
30 | 4 | «Жалобы старых вещей» | 1 | Практическое занятие с элементами об- суждения и выводами (работа по упа- ковке принесенной макулатуры). | |||
31 | 5 | «Творчество из отходов» | 1 | Конференция. |
32-33 | 6 | «Очистим мир от мусора» | 1 | Экологический десант. Проводят сбор бытового ( пластикового) мусора. | |||
Итоговое занятие | |||||||
34 | 1 | Итоговое занятие по курсу «Юный эколог» | 1 | Подведение итогов | |||
УУД предметные: учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.), формирование у учащихся гражданской позиции. Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со сто- роны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | |||||||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...