Конспект урока
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Майорова Ксения Алексеевна

Конспект урока "Видообразование" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl_vidoobrazovanie.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  биологии.

Тема: « Процессы видообразования».

Цели: дать понятие о видообразовании, рассмотреть основные способы видообразования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
  2. Дать понятия о путях, способах видообразования.
  3. Показать генетические особенности процесса видообразования.
  4. Иллюстрировать процесс образования новых видов примерами из эволюции растений и животных.

Развивающие: 

-    формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе                                     полученной информации

  • развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;
  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесные: объяснительная беседа, рассказ;
  • проблемные, частично-поисковый;
  • наглядно-образные: презентация, видеоролик.
  • самостоятельная работа, работа в парах

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Используемые технологии:

  • информационные технологии;
  • мониторинговая

Оборудование:  презентация «Процессы видообразования»,  компьютер, мультимедийный проектор.

Учебное пособие: Биология. : учебник для 9 класса  общеобразовательных учреждений  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Ход  урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

1. Вопросы к классу

  1. Движущие силы эволюции по Дарвину.
  2. Что является единицей эволюции? Почему?
  3. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
  4. Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?
  5. Какой критерий считается наиболее важным?

2. Решение биологических задач. (работа по карточкам)

Задание №1

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая

шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь

распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму

впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?

Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова

Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е.    _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен  одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).

Перечень терминов

  1. Экологический критерий
  2. Генетический критерий
  3. Физиологический критерий
  4. Географический критерий
  5. Биохимический критерий
  6. Морфологический критерий
  7. Этологический критерий

     

А

Б

В

Г

IV. Объявление темы и постановка цели:

Проблема:

Слайд 1.

Потомки неких птиц, которые попали на разные острова,  перешли к питанию

а) летающими насекомыми,

б) семенами шишек

в) насекомыми, обитающими в древесине

г) зелеными частями растений
Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.
Слайд 2.
Если предположить, что у данных видов один предок, почему произошло разделение на разные виды.

Исходя из этого определяем тему и цель урока.

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Объяснение учителя

Слайд 2.

 Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.

Слайд 3.

 Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:

Пути видообразования по Майру

1. Филетическое

2. Гибридогенное

3. Дивергентное.

Проблемные вопросы:  

  1. Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
  2. Причины дивергенции?  (изоляция, расширение ареала)
  3. Что такое изоляция?

Учитель:

 Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции 

Дивергентное видообразование является  истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.

А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.

Аллопатрическое и симпатрическое.

Стр 146 найдите определения понятия «Аллопатрическое и симпатрическое видообразование». Работа с текстом.

Заполнить таблицу.

способ видообразования

определение

причина

примеры

1. Аллопатрическое

происходит в результате географической изоляции

географические преграды

дарвиновские вьюрки, виды одуванчика

2. Симпатрическое

происходит в пределах ареала в результате биологической изоляции

изменение генотипа;

гибридизация;

экологические события

слива гибрид алычи и терна;

Слайд 7. СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ

Учитель :

  1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.

 - возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.

Слайд 9.  РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ

Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином.

Слайд 11.  СИМПАТРИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Вносим в  таблицу новый материал

Вопрос для обсуждения:  Сходство и различия способов видообразования.

Вариант ответа:

 Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.

Различие: 

  1. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций.
  2. Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.

V. Закрепление знаний. 

1. Определить способы видообразования.

  1. Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано  с  разделением некогда  единого широкого ареала полосой безводной пустыни.
  2. Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом.
  3. Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы.
  4. Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания.
  5. Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.

2. Определите правильную последовательность этапов географического видообразования

А. естественный отбор особей в новых условиях среды

Б. возникновение новых видов

В.расселение на новые территории

Г.возникновение подвидов

Д.географическая изоляция между популяциями

VI. Задание на дом: Д/з  5 §40, выучить термины.

VII. Итог урока

(Выставление оценок)

Рабочая карта по теме «Процессы видообразования» § 40.

Критерии оценивания:

измерит.

задание 1

задание 2

задание 3

задание 4

задание 5

уст ответ

сумма баллов

Баллы

4

4

6

5

2

21

Критерии оценивания:

«5» - 19 и более

«4» - 14 – 18

«3» - 10 – 13

«2» - 9 и ниже

Этапы работы:

I. Проверка знаний.

Задание №1       4 балла.

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая

шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь

распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму

впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?

Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова. 4 балла.

Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е.    _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен  одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).

Перечень терминов

  1. Экологический критерий
  2. Генетический критерий
  3. Физиологический критерий
  4. Географический критерий
  5. Биохимический критерий
  6. Морфологический критерий
  7. Этологический критерий

     

А

Б

В

Г

II. Изучение новой темы.

Задание №3. Заполнение таблицы. 6 баллов.

способ видообразования

определение

причина

примеры

1

2

III. Закрепление знаний.

Задание №4  Определить способы видообразования.

  1. Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано  с  разделением некогда  единого широкого ареала полосой безводной пустыни.
  2. Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом.
  3. Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы.
  4. Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания.
  5. Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.

2. Определите правильную последовательность этапов географического видообразования

А. естественный отбор особей в новых условиях среды

Б. возникновение новых видов

В.расселение на новые территории

Г.возникновение подвидов

Д.географическая изоляция между популяциями


ФИ ученика:

Критерии оценивания:

измерит.

задание 1

задание 2

задание 3

задание 4

задание 5

уст ответ

сумма баллов

Баллы

Критерии оценивания:

«5» - 19 и более

«4» - 14 – 18

«3» - 10 – 13

«2» - 9 и ниже

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФИ ученика:

Критерии оценивания:

измерит.

задание 1

задание 2

задание 3

задание 4

задание 5

уст ответ

сумма баллов

Баллы

Критерии оценивания:

«5» - 19 и более

«4» - 14 – 18

«3» - 10 – 13

«2» - 9 и ниже

--------------------------------------------------------------------

ФИ ученика:

Критерии оценивания:

измерит.

задание 1

задание 2

задание 3

задание 4

задание 5

уст ответ

сумма баллов

Баллы

Критерии оценивания:

«5» - 19 и более

«4» - 14 – 18

«3» - 10 – 13

«2» - 9 и ниже

Тема: « Процессы видообразования».

Цели: дать понятие о видообразовании, рассмотреть основные способы видообразования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
  2. Дать понятия о путях, способах видообразования.
  3. Показать генетические особенности процесса видообразования.
  4. Иллюстрировать процесс образования новых видов примерами из эволюции растений и животных.

Развивающие: 

-    формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе                                     полученной информации

  • развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;
  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесные: объяснительная беседа, рассказ;
  • проблемные, частично-поисковый;
  • наглядно-образные: презентация, видеоролик.
  • самостоятельная работа, работа в парах

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Используемые технологии:

  • информационные технологии;
  • мониторинговая

Оборудование:  презентация «Процессы видообразования»,  компьютер, мультимедийный проектор.Учебное пособие: Биология. : учебник для 9 класса  общеобразовательных учреждений  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Урок состоит из следующих этапов:

Организационный момент

Актуализация знаний

Постановка целей и задач

Изучение нового материала

Закрепление знаний

Домашнее задание

Подведение итогов. Рефлексия

использовала дополнительный материал, слайдовую презентацию. В данном учебнике нет вопроса по путям видообразования, здесь я даю уже дополнительный материал.

Много терминов, основные понятия ребята усвоили.

Урок  я считаю, достиг цели. Ребята  показали заинтересованность, активность, способность сформулировать свои мысли, умение работать в коллективе.

Структура урока соответствует типу, урок включает  этапов.  

Старалась проводить урок таким образом, чтобы дети больше  работали
самостоятельно, чтоб было больше разнообразия. Применяла разные виды деятельности: работа с учебником, тестирование, работа карточкам. Урок имеет практическую и экологическую направленность.

Урок  прошел по плану, отступлений от плана не было. Ребята работали увлеченно заинтересованно, пассивных  не было, старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...