Конспект урока
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии.
Тема: « Процессы видообразования».
Цели: дать понятие о видообразовании, рассмотреть основные способы видообразования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
- Дать понятия о путях, способах видообразования.
- Показать генетические особенности процесса видообразования.
- Иллюстрировать процесс образования новых видов примерами из эволюции растений и животных.
Развивающие:
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации
- развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- словесные: объяснительная беседа, рассказ;
- проблемные, частично-поисковый;
- наглядно-образные: презентация, видеоролик.
- самостоятельная работа, работа в парах
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Используемые технологии:
- информационные технологии;
- мониторинговая
Оборудование: презентация «Процессы видообразования», компьютер, мультимедийный проектор.
Учебное пособие: Биология. : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
1. Вопросы к классу
- Движущие силы эволюции по Дарвину.
- Что является единицей эволюции? Почему?
- К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
- Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?
- Какой критерий считается наиболее важным?
2. Решение биологических задач. (работа по карточкам)
Задание №1
Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая
шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь
распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму
впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?
Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е. _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).
Перечень терминов
- Экологический критерий
- Генетический критерий
- Физиологический критерий
- Географический критерий
- Биохимический критерий
- Морфологический критерий
- Этологический критерий
А | Б | В | Г |
IV. Объявление темы и постановка цели:
Проблема:
Слайд 1.
Потомки неких птиц, которые попали на разные острова, перешли к питанию
а) летающими насекомыми,
б) семенами шишек
в) насекомыми, обитающими в древесине
г) зелеными частями растений
Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.
Слайд 2.
Если предположить, что у данных видов один предок, почему произошло разделение на разные виды.
Исходя из этого определяем тему и цель урока.
Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?
Объяснение учителя
Слайд 2.
Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.
Слайд 3.
Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:
Пути видообразования по Майру
1. Филетическое
2. Гибридогенное
3. Дивергентное.
Проблемные вопросы:
- Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
- Причины дивергенции? (изоляция, расширение ареала)
- Что такое изоляция?
Учитель:
Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции
Дивергентное видообразование является истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.
А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.
Аллопатрическое и симпатрическое.
Стр 146 найдите определения понятия «Аллопатрическое и симпатрическое видообразование». Работа с текстом.
Заполнить таблицу.
способ видообразования | определение | причина | примеры |
1. Аллопатрическое | происходит в результате географической изоляции | географические преграды | дарвиновские вьюрки, виды одуванчика |
2. Симпатрическое | происходит в пределах ареала в результате биологической изоляции | изменение генотипа; гибридизация; экологические события | слива гибрид алычи и терна; |
Слайд 7. СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ
Учитель :
- Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.
- возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.
Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.
Слайд 9. РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ
Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвином.
Слайд 11. СИМПАТРИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ
Вносим в таблицу новый материал
Вопрос для обсуждения: Сходство и различия способов видообразования.
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
- Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций.
- Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
V. Закрепление знаний.
1. Определить способы видообразования.
- Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано с разделением некогда единого широкого ареала полосой безводной пустыни.
- Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом.
- Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы.
- Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания.
- Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.
2. Определите правильную последовательность этапов географического видообразования
А. естественный отбор особей в новых условиях среды
Б. возникновение новых видов
В.расселение на новые территории
Г.возникновение подвидов
Д.географическая изоляция между популяциями
VI. Задание на дом: Д/з 5 §40, выучить термины.
VII. Итог урока
(Выставление оценок)
Рабочая карта по теме «Процессы видообразования» § 40.
Критерии оценивания:
измерит. | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | уст ответ | сумма баллов |
Баллы | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 | 21 |
Критерии оценивания:
«5» - 19 и более
«4» - 14 – 18
«3» - 10 – 13
«2» - 9 и ниже
Этапы работы:
I. Проверка знаний.
Задание №1 4 балла.
Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая
шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь
распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму
впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?
Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова. 4 балла.
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е. _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).
Перечень терминов
- Экологический критерий
- Генетический критерий
- Физиологический критерий
- Географический критерий
- Биохимический критерий
- Морфологический критерий
- Этологический критерий
А | Б | В | Г |
II. Изучение новой темы.
Задание №3. Заполнение таблицы. 6 баллов.
способ видообразования | определение | причина | примеры |
1 | |||
2 |
III. Закрепление знаний.
Задание №4 Определить способы видообразования.
- Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано с разделением некогда единого широкого ареала полосой безводной пустыни.
- Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом.
- Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы.
- Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания.
- Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.
2. Определите правильную последовательность этапов географического видообразования
А. естественный отбор особей в новых условиях среды
Б. возникновение новых видов
В.расселение на новые территории
Г.возникновение подвидов
Д.географическая изоляция между популяциями
ФИ ученика:
Критерии оценивания:
измерит. | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | уст ответ | сумма баллов |
Баллы |
Критерии оценивания:
«5» - 19 и более
«4» - 14 – 18
«3» - 10 – 13
«2» - 9 и ниже
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФИ ученика:
Критерии оценивания:
измерит. | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | уст ответ | сумма баллов |
Баллы |
Критерии оценивания:
«5» - 19 и более
«4» - 14 – 18
«3» - 10 – 13
«2» - 9 и ниже
--------------------------------------------------------------------
ФИ ученика:
Критерии оценивания:
измерит. | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | уст ответ | сумма баллов |
Баллы |
Критерии оценивания:
«5» - 19 и более
«4» - 14 – 18
«3» - 10 – 13
«2» - 9 и ниже
Тема: « Процессы видообразования».
Цели: дать понятие о видообразовании, рассмотреть основные способы видообразования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
- Дать понятия о путях, способах видообразования.
- Показать генетические особенности процесса видообразования.
- Иллюстрировать процесс образования новых видов примерами из эволюции растений и животных.
Развивающие:
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации
- развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- словесные: объяснительная беседа, рассказ;
- проблемные, частично-поисковый;
- наглядно-образные: презентация, видеоролик.
- самостоятельная работа, работа в парах
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Используемые технологии:
- информационные технологии;
- мониторинговая
Оборудование: презентация «Процессы видообразования», компьютер, мультимедийный проектор.Учебное пособие: Биология. : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Урок состоит из следующих этапов:
Организационный момент
Актуализация знаний
Постановка целей и задач
Изучение нового материала
Закрепление знаний
Домашнее задание
Подведение итогов. Рефлексия
использовала дополнительный материал, слайдовую презентацию. В данном учебнике нет вопроса по путям видообразования, здесь я даю уже дополнительный материал.
Много терминов, основные понятия ребята усвоили.
Урок я считаю, достиг цели. Ребята показали заинтересованность, активность, способность сформулировать свои мысли, умение работать в коллективе.
Структура урока соответствует типу, урок включает этапов.
Старалась проводить урок таким образом, чтобы дети больше работали
самостоятельно, чтоб было больше разнообразия. Применяла разные виды деятельности: работа с учебником, тестирование, работа карточкам. Урок имеет практическую и экологическую направленность.
Урок прошел по плану, отступлений от плана не было. Ребята работали увлеченно заинтересованно, пассивных не было, старались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....