Конспект урока "Грибы. Общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по биологии 5 класс
Учитель: Хорошилова С.Д.
Тема урока: Грибы. Общая характеристика и строение.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитательные:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Технологии:
элементы технологии проблемного обучения.
Результаты:
Предметные:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, гифы.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
(текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
Мультимедиа, презентация, муляжи грибов.
видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)
Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.
Мотивация
Игра – загадка.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.
Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.
Отгадайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).
Записываем тему урока в тетрадь.
А что вы знаете о грибах?
По цепочке дети делятся своими знаниями.
Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?
(Составляем цели урока по наводящим вопросам педагога).
Записываем на доске.
Строение грибов.
Питание грибов.
Как размножаются грибы?
Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»
А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.
Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.
Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что общего у грибов с растениями и животными?». Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)
Признаки грибов (Заготовка на доске)
как растения
- имеют прочные клеточные стенки
- постоянно растут верхушечной частью
- неподвижны
как животные
- не имеют хлорофилла
- являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
- в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
- тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий (в тетрадь)
Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.
Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).
Видеофрагмент «Строение грибов»,
Питание грибов
Работа в группах. (находят информацию из предложенного текста, защищают доклад)
САПРОТРОФЫ- используют для питания органические вещества погибших организмов. Утилизируя мертвую органику, они участвуют в круговороте веществ. Примерами грибов-сапротрофов являются пеницилл и мукор, образующие плесневый налет на продуктах питания.
ПАРАЗИТЫ- используют в качестве источника питания другие живые организмы (животные, растения, другие грибы). Как правило, паразитические грибы проникают в тело хозяина через поврежденные покровы или используют естественные отверстия, например устьица (у растений).
ХИЩНИКИ- ловят обитающих в почве червей-нематод и одноклеточные организмы– амёб, пользуясь клейкими гифами или специальными петлями-ловушками, которые от прикосновения к ним мгновенно набухают и стягивают жертву, высасывая из неё содержимое.
СИМБИОНТЫ- вступают во взаимовыгодные отношения с высшими растениями, образуя микоризу. Более 90% всех семенных растений имеют микоризу. Гифы гриба оплетают корень растения и могут даже проникать внутрь его. При этом гриб получает от растения необходимые ему органические вещества (углеводы и аминокислоты) и одновременно снабжает растение неорганическими соединениями. Симбионтами растений являются многие грибы (подберезовик, подосиновик, белый гриб и др.).
Закрепление. Тесты на экране
Рефлексия учебной деятельности.
Итак, урок подходит к концу. Вспомните, где у вас были ошибки,
восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?
Учащиеся отвечают по следующей схеме.
У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою
работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он
оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.
Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.
Домашнее задание.
1. Параграф 13
2. Творческое задание- составить кроссворд на тему Грибы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"
Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....
Конспект урока по литертауре в 11 кл. "Общая характеристика развития литературы и искусства в 30-е г.г. ХХ в."
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует ...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".
Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...
План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".
1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС
Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС. Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....