Использование модельного метода на уроках биологии
статья по биологии
Предварительный просмотр:
Автор: Свиридова А.В.
Использование модельного метода на уроках биологии
Перемены, происходящие в современном обществе, влекут за собой изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе образовательной. В последнее десятилетие одной из ключевых целей в сфере образования является повышение эффективности процесса обучения. В его основе лежит популярный системно-деятельностный подход, направленный в первую очередь на развитие познавательных, творческих способностей учащихся, умений применять полученные знания, а также на развитие навыков самообразования. В рамках данного подхода актуальным и действенным является модельный метод, поскольку в ходе образовательного процесса он позволяет не только усваивать и воспроизводить знания, но и создавать все необходимые условия для формирования функциональной грамотности и самостоятельного поиска, редактирования информации учащимися.
Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Все модели условно можно разделить на три большие группы:
- вербальные,
- знаковые (логические, математические, геометрические, структурно-логические);
- материальные.
Их можно использовать на различных уроках. Большой интерес для меня, как для учителя биологии, представляет использование модельного метода на уроках биологии.
Широкое применение на уроках биологии находят материальные объёмные модели. К ним относятся следующие типы:
- готовые модели,
- модели, выполненные учащимися,
- электронные модели.
Модели применяют в тех случаях, когда нет возможности наблюдать реальный объект или процесс либо предмет уже не существует; если оригинал слишком мал или велик; если требуется проверить работу будущего изделия и т.д.
Моделирование материальных объектов представляет собой процесс создания какого-либо объекта в упрощённом виде, доступном для понимания учащимися в соответствии с их возрастными и психофизиологическими особенностями, т.е. один и тот же объект может воссоздаваться несколько раз по мере накопления знаний. К примеру одним из фундаментальных понятий в биологии является клетка. Эта тема многократно повторяется при изучении ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. С каждым годом багаж знаний учащихся о клетке пополняется, что и находит отражение в моделях объёмных и в виде рельефных изображений.
Помимо клетки (растительной, животной, бактериальной или грибной) смоделировать на уроках биологии можно: молекулу ДНК, вирусы, органы, системы органов, типы соцветий, плодов, двойное оплодотворение у цветковых растений, развитие насекомых с полным и неполным превращением, деление клетки (митоз и мейоз), явление корневого давления, фотосинтез, биосинтез белка, сезонные явления природы и т.д.
Таким образом, смоделировать можно и определённый объект, и процесс, причём на различных уровнях организации жизни: от молекулярного до биосферного.
Использование готовых моделей помогает повысить эффективность процесса обучения за счет увеличения наглядности, активизирует образное мышление обучающихся, повышает познавательный интерес к биологии.
Для выполнения моделей учащиеся могут использовать различного рода материалы, такие как пластилин, картон, бисер, бумага, проволока, полимерная глина и т.д.
Рис. 1 Моделирование в биологии: 1 - модель растительной клетки, 2 - модель двойного оплодотворения у цветковых растений, 3 - создание моделей учащимися, 4 - модель развития с полным превращением у насекомых на примере бабочки.
Самостоятельное выполнение обучающимися моделей позволит повысить познавательный интерес к предмету у учащихся, детально осмыслить процесс, приобрести навыки работы с информацией (анализ, сравнение, обобщение, синтез), реализовать творческий потенциал, развить мелкую моторику. Об этом в своих трудах писал В.А. Сухомлинский: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". В процессе создания модели работают сразу несколько видов памяти, поэтому знания, поученные таким путем, оказываются более прочными.
Следующий эффективный современный метод – электронное моделирование, которое заключается в создании моделей на компьютере при помощи различных программ, например PowerPoint. Такие модели позволяют красочно иллюстрировать различные процессы и предметы, отображать динамику явлений. Их изготовление требует от учащихся не только предметных знаний и умений, но и навыков работы с графическими редакторами, что способствует развитию их творческого потенциала, повышает ИКТ-компетенцию.
Метод моделирования может быть реализован на любом этапе урока при организации индивидуальной, групповой работы, выполнении индивидуального проекта.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о преимуществах использования метода моделирования на уроках биологии, поскольку благодаря ему решается ряд важнейших образовательных задач:
- организация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на приобретение и использование знаний,
- развитие критического мышления, творческих способностей, проектных умений,
- формирование УУД, функциональной грамотности,
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- создание ситуации успеха и мотивация к изучению предмета.
Всё это – прямой путь к повышению качества образования, в том числе биологического. Поэтому данный метод обучения может быть рекомендован для применения в педагогической деятельности.
Список литературы:
- Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии средствами решения учебных задач. Методическое пособие/ Авт.-сост.: В.В.Зарубина, Е.В.Спирина и [и др.]-М.: Планета, 2020.-176с.
- Моделирование в предметной области биология [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/load/90-1-0-53795 (Дата обращения: 21.03.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Развитие учащихся через применение на уроках схем, таблиц, опорных конспектов и составление планов....
Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"
Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс)....
Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»
Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»...
«Использование психологических методов в преподавании биологии».
Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...
"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"
Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...
Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе
Цель мастер-класса: показать применение на уроках биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...