Использование модельного метода на уроках биологии
статья по биологии

Свиридова Анастасия Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelnyy_metod_v_biologii.docx324.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Свиридова А.В.

Использование модельного метода на уроках биологии

        Перемены, происходящие в современном обществе, влекут за собой изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе образовательной. В последнее десятилетие одной из ключевых целей в сфере образования является повышение эффективности процесса обучения. В его основе лежит популярный системно-деятельностный подход, направленный в первую очередь на развитие познавательных, творческих способностей учащихся, умений применять полученные знания, а также на развитие навыков самообразования. В рамках данного подхода актуальным и действенным является модельный метод, поскольку в ходе образовательного процесса он позволяет не только усваивать и воспроизводить знания, но и создавать все необходимые условия для формирования функциональной грамотности и самостоятельного поиска, редактирования информации учащимися.

        Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

        Все модели условно можно разделить на три большие группы:

  • вербальные,
  • знаковые (логические, математические, геометрические, структурно-логические);
  • материальные.

Их можно использовать на различных уроках. Большой интерес для меня, как для учителя биологии, представляет использование модельного метода на уроках биологии.         

Широкое применение на уроках биологии находят материальные объёмные модели. К ним относятся следующие типы:

  • готовые модели,
  • модели, выполненные учащимися,
  • электронные модели.

        Модели применяют в тех случаях, когда нет возможности наблюдать реальный объект или процесс либо предмет уже не существует; если оригинал слишком мал или велик; если требуется проверить работу будущего изделия и т.д.

        Моделирование материальных объектов представляет собой процесс создания какого-либо объекта в упрощённом виде, доступном для понимания учащимися в соответствии с их возрастными и психофизиологическими особенностями, т.е. один и тот же объект может воссоздаваться несколько раз по мере накопления знаний. К примеру одним из фундаментальных понятий в биологии является клетка. Эта тема многократно повторяется при изучении ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. С каждым годом багаж знаний учащихся о клетке пополняется, что и находит отражение в моделях объёмных и в виде рельефных изображений.

        Помимо клетки (растительной, животной, бактериальной или грибной) смоделировать на уроках биологии можно: молекулу ДНК, вирусы, органы, системы органов, типы соцветий, плодов, двойное оплодотворение у цветковых растений, развитие насекомых с полным и неполным превращением, деление клетки (митоз и мейоз), явление корневого давления, фотосинтез, биосинтез белка, сезонные явления природы и т.д.

        Таким образом, смоделировать можно и определённый объект, и процесс, причём на различных уровнях организации жизни: от молекулярного до биосферного.

        Использование готовых моделей помогает повысить  эффективность процесса  обучения  за  счет  увеличения  наглядности,  активизирует образное мышление  обучающихся,  повышает познавательный интерес к биологии.

        Для выполнения моделей учащиеся могут использовать различного рода материалы, такие как пластилин, картон, бисер, бумага, проволока, полимерная глина и т.д.

Рис. 1 Моделирование в биологии: 1 - модель растительной клетки, 2 - модель двойного оплодотворения у цветковых растений, 3 - создание моделей учащимися, 4 - модель развития с полным превращением у насекомых на примере бабочки.

        Самостоятельное выполнение обучающимися моделей позволит повысить познавательный интерес к предмету у учащихся, детально осмыслить процесс, приобрести навыки работы с информацией (анализ, сравнение, обобщение, синтез), реализовать творческий потенциал, развить мелкую моторику. Об этом в своих трудах писал В.А. Сухомлинский: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". В процессе создания модели работают сразу несколько видов памяти, поэтому знания, поученные таким путем, оказываются более прочными.

        Следующий эффективный современный метод – электронное моделирование, которое заключается в создании моделей на компьютере при помощи различных программ, например PowerPoint. Такие модели позволяют красочно иллюстрировать различные процессы и предметы, отображать динамику явлений. Их изготовление требует от учащихся не только предметных знаний и умений, но и навыков работы с графическими редакторами, что способствует развитию их творческого потенциала, повышает ИКТ-компетенцию.

        Метод моделирования может быть реализован на любом этапе урока при организации индивидуальной, групповой работы, выполнении индивидуального проекта.

        Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о преимуществах использования метода моделирования на уроках биологии, поскольку благодаря ему решается ряд важнейших образовательных задач:

  • организация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на приобретение и использование знаний,
  • развитие критического мышления, творческих способностей, проектных умений,
  • формирование УУД, функциональной грамотности,
  • организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  • создание ситуации успеха и мотивация к изучению предмета.

        Всё это – прямой путь к повышению качества образования, в том числе биологического. Поэтому данный метод обучения может быть рекомендован для применения в педагогической деятельности.

         Список литературы:

  1. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии средствами решения учебных задач. Методическое пособие/ Авт.-сост.: В.В.Зарубина, Е.В.Спирина и [и др.]-М.: Планета, 2020.-176с.
  2. Моделирование в предметной области биология  [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/load/90-1-0-53795 (Дата обращения: 21.03.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Развитие учащихся через применение на уроках  схем, таблиц, опорных конспектов и составление  планов....

Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"

Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс)....

Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»

Презентация «Использование  игрового метода на уроках биологии»...

«Использование психологических методов в преподавании биологии».

Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе

Цель мастер-класса: показать применение на уроках  биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...