От самоопределения учителя – к самоопределению ученика.
статья по биологии (9 класс)

Аршанов Павел Леонидович

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, непременным компонентом которой являются фундаментальные знания. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. И эта способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение учащимися таких знаний, на которые они могут впоследствии опираться в трудовой и общественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куйбышевская СШИ». Учитель биологии и химии Аршанов П.Л.

От самоопределения учителя – к самоопределению ученика.

Если честно, профессию учителя я выбрал немного случайно, и обстоятельства выбора специальности (учитель биологии и химии) тоже сложились как-то сами собой. Но чем дольше я работаю в школе, тем больше понимаю, что выбор я сделал верный.

Удивительно, но мой скромный ежедневный труд, так или иначе, влияет на самоопределение моих учеников. Под влиянием изучения биологии и химии ученики выбирают медицинские специальности. Особенно, я считаю, на это влияет биология. Изучаем тему «Растения», конечно, обязательны сообщения о полезных свойствах растений, произрастающих в нашей местности. Когда изучаем бактерии и вирусы, говорим об условиях заражения вирусными и бактериальными болезнями, их профилактики. Изучаем костно-мышечную систему, говорим о пользе спортивных упражнений, массажа и других мер профилактики. Органы пищеварения, нервная система – свои заболевания и свои меры по их профилактики. При этом, говоря о заболеваниях, мерах профилактики, я всегда говорю о тех людях, которые стоят на защите нашего здоровья – медицинских работниках.

Однако просто информировать учащихся – это, конечно, вчерашний день. Я всегда стараюсь создавать проблемные ситуации на уроках. Например, наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет и более. В чем секрет неутомимости сердца?

При изучении органов пищеварения урок обобщения был посвящен проблеме заболевания органов пищеварения и их профилактике. Один из этапов урока был организован в форме деловой игры, присутствовали три «специалиста» в белых халатах: инфекционист, педиатр и диетолог. Трое учащихся играли роль «больных» и рассказывали о симптомах своего заболевания. Класс был поделён на группы. Каждая группа должна была определить, к какому «специалисту» направить «больного», при этом аргументировать свой выбор. «Специалисты», естественно, были подготовлены заранее, они рассказали «больным» о признаках, причинах и профилактике заболевания, с которым те пришли «на приём». Выбрал я, конечно, наиболее актуальные заболевания: дизентерия, аскаридоз и ожирение. От учащихся, исполняющих роль врачей, дети узнали и о роли гигиены, необходимости правильного питания, соблюдении требований санитарных норм. Ситуация деловой игры делала полученную информацию актуальной.

Формирую я и интерес к вспомогательным медицинским службам, таким как работники лабораторий. Например, проводил лабораторную работу по определению качества продуктов - молока и мяса. Было очень интересно. Конечно, преимущественно определяли визуально: по цвету, запаху, вкусу (молоко), - но использовали и нагревание, и микроскоп.

Ребятам, которые выбирают профессию медицинского работника, я внушаю, что первоначально студенту медицинского образовательного учреждения нужна усидчивость и добросовестность. Анатомию человека нужно знать на «пять» с плюсом, то есть наизусть.

Ежегодно мои выпускники выбирают для сдачи выпускных экзаменов биологию и химию, чтобы в последствие связать свою жизнь с медициной. Есть среди моих учеников выпускники Кемеровского медицинского института, Красноярского СФУ, ХГУ, медицинских колледжей. Мой ученик - врач-стоматолог Бейской ЦРБ. Одна выпускница Абаканского медицинского колледжа, которая в настоящее время тоже работает в Бейской ЦРБ, планирует получить высшее образование для того, чтобы стать специалистом в области косметологии.

Я думаю, что своим выбором специальности – учитель биологии и химии – я повлиял на выбор жизненного пути многих своих выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель, отразись в ученике!

Сценарий праздника, посвященного Дню учителя...

От креативного учителя к креативному ученику

Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной....

Профессиональное самоопределение учителя математики в контексте ФГОС

Профессиональное самоопределение, согласно энциклопедическому словарю, это «осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

«Профессиональное самоопределение учителя в контексте ФГОС»

ФГОС выводит современного ученика и учителя на новый уровень взаимодействия, который позволяет ученику наряду с основной исследовательской формой познания нового, использовать многообразные инновацион...