Доклад на тему:" Роль педагога- наставника в школе"
опыты и эксперименты по биологии

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

Доклад составлен на основе собственного опыта работы с молодыми педагогами и раскрыты все направления и задачи наставничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nastavnichestvo.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Доклад на тему:

Роль педагога- наставника в школе.

                                      учитель биологии и химии Монгуш В.Б.

             Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода. Существует пять форм наставничества для разных задач и ролей:

  В наставничестве выделяют 5 форм  и каждая форма направлена на решение конкретной проблемы. Каждая форма включает:

  • цели и задачи программы;
  • ожидаемые результаты;
  • оцениваемые результаты;
  • портрет участников;
  • вариации ролевых моделей;
  • описание этапов наставнического взаимодействия (раскрытие целевой программы);
  • область применения в рамках образовательной программы.

Чтобы стать наставником, не нужно показывать свои грамоты и регалии. Начинать с того, чем вы можете поделиться, чем богат ваш опыт и потенциал. Вспомните также,  какие навыки вы можете легко передать коллегам, и определите свою мотивацию.

Мне по жизни с наставниками повезло.

Первым наставником стал мой классный руководитель Монгуш Светлана Кара-ооловна, преподаватель математики. Светлана Кара-ооловна  пришла в нашу школу по направлению после института, ей доверили наш шумный и озорной 5а класс. Опыта работы у нее совсем не было, но, наверное, талант педагога - это от Бога. Меня по совету Светланы Кара-ооловны избрали старостой класса. Мы до сих пор общаемся с Светланой Кара-ооловной, хотя она  не преподает, на пенсии, но всегда рада встретиться и помочь советом

    Успешно окончив школу, я поступила на естественно-географический факультет института. Учеба давалась легко, и после окончания института меня приняли на работу учителем химии в своем родном селе.

     Я старалась много читать учебно-педагогической литературы, участвовала в семинарах, круглых столах, одним словом осваивала свою новую профессию педагога. И нужно сказать, она мне очень нравилась!

    Многому научилась у моих наставников за время работы в школе села Ийме. Здесь была применена форма наставничества «педагог-педагог», где целью наставничества является оказание поддержки и практической помощи начинающим педагогическим работникам в профессиональном становлении, успешном и быстром адаптации к условиям и пригодности оборудования. Задача моего наставника Светланы Кара-ооловны  –помочь мне, своей подопечной не допустить ошибки, которые совершают молодые педагоги. Это позволило мне достигнуть профессиональных успехов быстро и с меньшим количеством критических ошибок. Ведь один совет наставника, может сэкономить годы ошибок!

     Прошло много лет с моего первого дня педагогической деятельности, и теперь уже я учу своих молодых коллег. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

В нашей школе  функционирует «Школа молодого педагога». За эти годы сложились определенные традиции. В 2016-2020 годах приступили к работе 5 молодых педагогов Самые лучшие наши обучающиеся, закончив с отличием обучение, не смогли расстаться со своим, ставшим родным наша школа.. Много лет подряд я обучала молодых  педагогов в «Школе молодого педагога» (см.рис.8).

     Основными моими задачами было:

- развитие имеющихся у молодых специалистов знаний и умений в области предметной специализации, методики преподавания, оказание им помощи в преодолении профессиональных затруднений, развитие способностей самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него на занимаемой должности;

- ускорение роста начинающего педагогического работника в педагогическом коллективе;

- содействие профессиональному становлению начинающего педагогического работника, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

 - формирование мотивации начинающего педагогического работника к стабильному профессиональному саморазвитию и самообразованию;

- знакомство с особенностью образовательного процесса и методической работы;

- консультации по составлению учебно-плановой документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помощь в подборе тематики и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся, лабораторных и практических работ;

- оказание методической помощи в планировании и организации производственной практики, подборе дидактических материалов, наблюдении за работой, контрольных работах и т.д. п.;

- посещение занятий с последующим тщательным анализом (не менее 1 занятия в месяц).

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молодого преподавателя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

1.Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данной образовательной организации «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, рассказать об управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому учителю осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет более 80 %.

2.Защитник интересов. Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого преподавателя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет педагога от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и вне образовательных мероприятиях.

Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 60–80 %.

3.Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого преподавателя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 40–60 %.

4.Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя  составляет 30– 40 %.

5.Контролер. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого преподавателя составляет 10– 30 %.

Мы учились проводить уроки, заполнять документацию, рассматривали проблемные ситуации, заниматься профориентацией, организовывать внеурочные мероприятия и многому другому.

      Организация индивидуальной системы по адаптации и формированию профессиональных компетенций у молодых педагогов носил поэтапный характер.

1        этап – адаптационный. На этом этапе осуществлялось знакомство молодого педагога с коллективом и особенностями образовательного процесса в школе. В начале сотрудничества проводится диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности молодого педагога. Диагностика проводится путем устных бесед, анкетирования, наблюдения и анализа уроков.

2        этап – основной. Следующий шаг в совместной работе – составление ежегодного индивидуального плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации, в котором отражены следующие направления:

–        учебно-методическая работа;

–        методическая работа;

–        повышение квалификации и педагогического мастерства;

–        исследовательская работа.

По направлению «Учебно-методическая работа» изучался  Федеральный Государственный образовательный стандарт  основного и  среднего  образования, совместно с наставником разрабатываются рабочие программы учебных дисциплин ; комплекты оценочных средств для оценки основных показателей результатов учащихся; календарно-тематические планы; методические рекомендации по выполнению практических заданий, анализируется основная и дополнительная литература.

По направлению «Методическая работа» исследовался системно-деятельностный подход к процессу обучения и алгоритм проектирования современного практико-ориентированного урока. Результатом совместной деятельности по этому направлению является создание методических продуктов:

–        технологическая карта урока;

–        методическая разработка урока

–        определение структуры учебно-методического комплекса и составление УМК.

По направлению «Повышение квалификации и педагогического мастерства» составляется перспективный план-программа самообразования педагога. В рамках выполнения программы молодые педагоги принимают активное участие с выступлениями на заседаниях школы молодого педагога, заседаниях предметно-цикловых комиссий, педагогических советах.

По направлению «Исследовательская работа» анализировалась исследовательская деятельность педагогов и учащихся. Результатом является выступление молодых педагогов на традиционном мероприятии «Педагогические чтения», и участие учеников в конференциях.

3        этап – заключительный. На заключительном этапе проводился анализ результативности профессионального развития молодых педагогов. На данном этапе усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение им эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.

  Итоговым показателем профессионального становления молодого педагога является проведение открытого урока.

  После проведения мониторинга достижений педагогической деятельности молодого педагога принимается решение о подаче заявления в аттестационную комиссию на присвоение первой квалификационной категории.

   За это время мои подопечные много раз побеждали на муниципальных  и республиканских конкурсах профессионального мастерства, принимают участие даже  в всероссийских мероприятиях, уверенно, успешно проводят открытые уроки и внеурочные мероприятия. Положительные результаты целенаправленной системной работы можно увидеть и по результатам аттестации на первую квалификационную категорию, наличию публикаций у большинства педагогов.

В еще одной используемой мною форме наставничества «педагог —одаренный ученик» происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала ученика, совместная работа над проектом и исследовательской работой. Насколько успешным будет это взаимодействие, зависит от творческого потенциала наставника. Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого ученика, желающего заниматься исследовательской работой; формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов; формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями. Мероприятия по самореализации старшеклассников  в школе носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы: создание воспитательной среды школы; сопровождение личностно-профессионального развития ученика; организация системы мероприятий, направленных на поиск и развитие инициатив учеников, стимулирование творческой и профессиональной активности; поддержка деятельности ученического самоуправления, утверждение стиля партнерского взаимодействия в воспитательном процессе.

Взаимодействие педагога-наставника и  ученика ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации, отработка умений и навыков, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами сети Интернет по определенным темам, подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность и т. д.

Таким образом, главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

                                          Заключение

Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства учителей, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым.

   Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это - основная задача педагога.

                Список литературы:

  1. Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
  2. Дворядкина Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
  3. Никитина        В.В.        Роль                наставничества                в        современном образовании        [Электронный        ресурс]        /        Режим        доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom- obrazovanii.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...

Программа работы педагога-наставника «Школа наставничества».

Настоящая  программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.Цель программы: обеспечить качественный уровень развития сист...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...