Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе по биологии
методическая разработка

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья, культивирования ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_vo_vnekl_rabote.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное

Учреждение Лицей №15

Методическая разработка:

«Применение здоровьесберегающих технологий

 для организации внеклассной работы  

в школе»

                                                               Выполнил: Седлецкая Ольга

                                                                        Владимировна,

                                                                        Учитель биологии

                                                                                                                                               

2024

        Аннотация.        

      Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья, воспитания отношения к здоровью как к приоритетной ценности, культивирования здорового образа жизни.

   В работе раскрываются вопросы использования здоровьесберегающих технологий для организации внеклассной работы в школе. Методическая разработка может быть полезна классным руководителям, учителям экологии и биологии и всем, кто захочет организовать  клуб  «Здоровый образ жизни».

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….4

  1. Основная часть «Организация клуба «Здоровый образ жизни» в лицее»………………………………………………………………..8

  1. Заключение…………………………………………………………14

  1. Список использованных источников…...………………………...15

1. Введение

   Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного человеческого общества. Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все - ничто. Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса - все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате мы имеем неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Настало время изменить свое отношение к здоровью: каждый человек должен сам созидать свое здоровье, у каждого должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья в качестве несущей конструкции здорового общества.  

   Как известно, здоровье - это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. [4]

   Уходит в прошлое роль учреждения образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества. Настало время, когда учреждения образования наряду с обучением и воспитанием обязаны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья учащегося. Необходим основательный пересмотр отношения к здоровью молодежи. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования.

   Вместе с тем, если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к  ЗОЖ. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков занимает довольно низкое положение, что отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. Вот почему культурный потенциал школьной образовательной среды необходимо направить сегодня на воспитание отношения к здоровью как к приоритетной ценности, на культивирование ЗОЖ. При этом необходимо активизировать роль учащихся как творцов собственного здоровья. [5]

4

Цель данной методической разработки: раскрытие опыта применения

здоровьесберегающих технологий во внеклассной деятельности.

   Для реализации этой цели  в нашем лицее и создан клуб «Здоровый образ жизни».  Клуб начал свою работу с 1 сентября 2009 года.

    Цель работы клуба: формирование у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья.

    Задачи клуба:

  • расширение и углубление валеологических знаний обучающихся;
  • пропаганда ЗОЖ;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Для оценки эффективности работы клуба проводится диагностика как членов клуба, так и обучающихся, с которыми клуб работает.

   В качестве диагностического инструментария применяются тест-опросы:

для обучающихся начальной школы

1. Как часто вы моете руки?

а) около 20 раз в день;

б) перед едой и после туалета;

в) когда сильно испачкаю.

2. Сколько раз вы чистите зубы?

а) 2 раза (утром и вечером);

б) 1 раз;

в) вообще не чищу.

3. Как часто вы моете ноги?

а) вечером перед сном;

б) когда заставит мама;

в) только когда купаюсь целиком.

4. Как часто вы делаете зарядку?

а) ежедневно;

б) иногда;

в) никогда.

5. Как часто вы простужаетесь?

а) 1 раз в 2 года;

б) 1 раз в год;

в) несколько раз в год.

5

6. Как часто вы едите сладости?

а) по праздникам;

б) почти каждый день;

в) когда и сколько хочу.

7. Как часто вы плачете?

а) редко;

б) пару раз в неделю;

в) почти каждый день.

8. От чего вы плачете?

а) от боли;

б) от обиды;

в) от злости.

9. Сколько вы гуляете?

а) ежедневно 1,5 часа и больше;

б) ежедневно, но меньше часа;

в) иногда по выходным.

10. Когда вы ложитесь спать?

а) в 21.00-21.30;

б) после 22.00;

в) после 23.00.

11. Соответствует ли ваш вес росту и возрасту?

а) да;

б) немного больше;

в) значительно превышает норму.

12. Сколько времени вы проводите у телевизора?

а) не больше 1,5 часов;

б) больше 2-х часов;

в) смотрю все, что нравится и сколько хочется.

13. Сколько времени вы тратите на уроки?

а) 1,5 часа;

б) 2 часа;

в) больше 3-х часов.

14. Можете ли вы взбежать на 5-й этаж?

а) легко;

б) под конец устаю;

в) с трудом.

15. Ходите ли вы в спортивную секцию или танцевальный кружок?

а) да;

б) нет.

После того, как тест проведен, обучающиеся подсчитывают очки и записывают результат:

  1. От 0 до 20 – ты в полном порядке.

6

2. От 20 до 70 – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для

здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.

3. От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего

здоровья. Сворачивай с него скорее!

4. От 110 и выше – можешь даже не считать. Как ты еще не развалился?

Начинай борьбу за свое здоровье с этой же минуты.

Для обучающихся средней школы используется тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья по методике

Н. К. Смиронва

   Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В варианте для девушек исключен вопрос 6. На вопросы 1-10 предлагается ответить «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

  1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
  2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
  3. У меня есть привычка сутулиться.
  4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
  5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
  6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
  8. Нередко читаю при плохом освещении лежа
  9. Я не забочусь о своем здоровье
  10.  Бывает, я курю.
  11.  Помогает ли тебе школа заботится о здоровье?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

  1.  Помогали ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

  1.  Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

А)безразличие; Б) заинтересованность ; В) усталость; Г) сосредоточенность; Д) волнение; беспокойство; Е) что-то другое.

  1.  Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

А) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример: г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

  1.  Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

А) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется

7

за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий менее 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

  1. Основная часть

  «Организация клуба «Здоровый образ жизни» в лицее».

   В 2023-2024 учебном году в состав клуба входили обучающиеся 11 «А» класса (10 человек). При необходимости к участию в делах клуба привлекаются и другие учащиеся класса.

   Заседания клуба проводятся 1 раз в неделю (по 2 часа). Руководителем клуба является учитель биологии и классный руководитель Седлецкая О. В., работу курирует заместитель директора по ВР Фролова Г. Н. Руководителем клуба  разработано тематическое планирование занятий с учетом интересов обучающихся. На каждом занятии первая часть отводится на изучение теоретических вопросов, касающихся здоровья человека, а вторая часть – на практическую работу по подготовке лекций и радиопередач и выступлениям перед обучающимися начальной и средней школы.

Членами клуба разработан девиз и эмблема клуба.

      В работе клуба используются здоровьесберегающие технологии, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Здоровьеформирующие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Они  осуществляются на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым обучающиеся учатся работать вместе и эффективно взаимодействовать. Эти технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за

8

свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
   При этом воспитание переходит в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Работа в рамках клуба  должна обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. [2]

     Основная технология, используемая при работе с обучающимися – это педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.   Цель использования  педагогики сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

   Проявления гуманного отношения к детям в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач педагогики сотрудничества – формирование положительной Я-концепции личности подростка. [1]

Основными компонентами педагогики сотрудничества как  здоровьесберегающей технологии выступают:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и усвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития

9

 человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях. [3]

С целью реализации данного компонента на занятиях клуба      проводятся различные психологические игры, тренинги и анкетирования, направленные на осознание обучающимися ценности своего здоровья. (Приложение 4)

  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Необходимые для сохранения здоровья знания и умения обучающиеся приобретают в процессе занятий. В 2023-24 учебном году для изучения выбраны темы, представляющие интерес для обучающихся и подготавливающие их к успешной сдаче егэ. Программа

10

работы клуба построена с учетом их возрастных особенностей. Для изучения взяты разделы: «Основы медицинских знаний», «Среда жизнедеятельности человека». Также члены клуба самостоятельно отыскивают информацию, необходимую для подготовки радиопередач, лекций и самостоятельно готовят презентации, сопровождающие лекции.

  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления.

В рамках данного компонента члены клуба осваивают упражнения, необходимые для сохранения своего здоровья и учат выполнять их других учеников нашего лицея во время проводимых занятий. Например, на занятии для младших классов «И глаза тебе скажут: «Спасибо!» по гигиене зрения ребята из клуба учат обучающихся младших классов упражнениям для сохранения остроты зрения.

  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества

11

  •  обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

    Данный компонент здоровьесберегающей технологии реализуется при проведении лекций и радиопередач членами клуба. А также при участии в общешкольных мероприятиях. Например, члены клуба традиционно каждый год принимают участие в посвящении первоклассников в лицеисты, обеспечивая работу станции «Зеленая». Эта работа требует организованности, волевых усилий и умения работать в группе.

  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие людей. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

В связи с этим, члены клуба принимают участие в экологических акциях разного уровня. Традиционным стало участие в городской акции по очистке родников. Также члены клуба принимали участие во всероссийской акции «Очистим планету от мусора» (Приложение 8)

  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

   С целью реализации данного компонента клуб «ЗОЖ» регулярно принимает участие в городских соревнованиях «Экологическая тропа» и занимает призовые места. Традиционным является и посещение Аква-парка «Линкор». Также руководителем клуба организуются различные экскурсии, направленные на укрепление здоровья и расширение кругозора

12

обучающихся. Например, экскурсия в конно-спортивную школу г. Маркса.

Таким образом, руководителем клуба «ЗОЖ» используются все компоненты здоровьесберегающих технологий для формирования культуры здоровья школьника и общей культуры личности.

3. Заключение

    Таким образом, работа клуба ведется по направлениям:

1) заседания клуба 1 раз в неделю (по 2 часа), на которых обучающиеся получают необходимую теоретическую информацию, касающуюся вопросов здоровья;

2) подготовка и выступление с лекциями для обучающихся лицея;

3) подготовка и проведение радиопередач по вопросам здоровья;

4) участие в общешкольных мероприятиях экологической и валеологической тематики;

5) участие в акциях по улучшению экологической составляющей окружающей человека среды;

6) участие в эколого - спортивных мероприятиях.

     

   Таким образом, работу клуба «Здоровый образ жизни» можно считать удовлетворительной. Работа по данному направлению в МАОУ Лицей №15 будет продолжена.

14

Список использованных источников:

 1) Дыхан Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Феникс, 2009.

2) Современные образовательные технологии: Сборник/ Под ред. Н. Бордовской. – КноРус, 2010.

3) Шашурина М. А. Воспитательная среда «Школы культуры здоровья»: опыт моделирования./ Воспитание школьников, №10 2009.

4) www.zpzr.ru/healthcare education.

5) http://kuhta.dan.su/load/zdorovesberegajushhie tekhnologii v shkole.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания....

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Здоровьесберегающие технологии - это отличительная особенность всей образовательной системы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Примеры элементов здровьесберегающих технологий на уроах...

Применение здоровьесберегающих технологий на внеклассном занятии "Агрессия и ее причины"

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков.Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстанов...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...