Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе по биологии
методическая разработка
Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья, культивирования ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_vo_vnekl_rabote.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное
Учреждение Лицей №15
Методическая разработка:
«Применение здоровьесберегающих технологий
для организации внеклассной работы
в школе»
Выполнил: Седлецкая Ольга
Владимировна,
Учитель биологии
2024
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья, воспитания отношения к здоровью как к приоритетной ценности, культивирования здорового образа жизни.
В работе раскрываются вопросы использования здоровьесберегающих технологий для организации внеклассной работы в школе. Методическая разработка может быть полезна классным руководителям, учителям экологии и биологии и всем, кто захочет организовать клуб «Здоровый образ жизни».
Содержание
- Введение…………………………………………………………….4
- Основная часть «Организация клуба «Здоровый образ жизни» в лицее»………………………………………………………………..8
- Заключение…………………………………………………………14
- Список использованных источников…...………………………...15
1. Введение
Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного человеческого общества. Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все - ничто. Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса - все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате мы имеем неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Настало время изменить свое отношение к здоровью: каждый человек должен сам созидать свое здоровье, у каждого должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья в качестве несущей конструкции здорового общества.
Как известно, здоровье - это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. [4]
Уходит в прошлое роль учреждения образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества. Настало время, когда учреждения образования наряду с обучением и воспитанием обязаны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья учащегося. Необходим основательный пересмотр отношения к здоровью молодежи. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования.
Вместе с тем, если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к ЗОЖ. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков занимает довольно низкое положение, что отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. Вот почему культурный потенциал школьной образовательной среды необходимо направить сегодня на воспитание отношения к здоровью как к приоритетной ценности, на культивирование ЗОЖ. При этом необходимо активизировать роль учащихся как творцов собственного здоровья. [5]
4
Цель данной методической разработки: раскрытие опыта применения
здоровьесберегающих технологий во внеклассной деятельности.
Для реализации этой цели в нашем лицее и создан клуб «Здоровый образ жизни». Клуб начал свою работу с 1 сентября 2009 года.
Цель работы клуба: формирование у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья.
Задачи клуба:
- расширение и углубление валеологических знаний обучающихся;
- пропаганда ЗОЖ;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Для оценки эффективности работы клуба проводится диагностика как членов клуба, так и обучающихся, с которыми клуб работает.
В качестве диагностического инструментария применяются тест-опросы:
для обучающихся начальной школы
1. Как часто вы моете руки?
а) около 20 раз в день;
б) перед едой и после туалета;
в) когда сильно испачкаю.
2. Сколько раз вы чистите зубы?
а) 2 раза (утром и вечером);
б) 1 раз;
в) вообще не чищу.
3. Как часто вы моете ноги?
а) вечером перед сном;
б) когда заставит мама;
в) только когда купаюсь целиком.
4. Как часто вы делаете зарядку?
а) ежедневно;
б) иногда;
в) никогда.
5. Как часто вы простужаетесь?
а) 1 раз в 2 года;
б) 1 раз в год;
в) несколько раз в год.
5
6. Как часто вы едите сладости?
а) по праздникам;
б) почти каждый день;
в) когда и сколько хочу.
7. Как часто вы плачете?
а) редко;
б) пару раз в неделю;
в) почти каждый день.
8. От чего вы плачете?
а) от боли;
б) от обиды;
в) от злости.
9. Сколько вы гуляете?
а) ежедневно 1,5 часа и больше;
б) ежедневно, но меньше часа;
в) иногда по выходным.
10. Когда вы ложитесь спать?
а) в 21.00-21.30;
б) после 22.00;
в) после 23.00.
11. Соответствует ли ваш вес росту и возрасту?
а) да;
б) немного больше;
в) значительно превышает норму.
12. Сколько времени вы проводите у телевизора?
а) не больше 1,5 часов;
б) больше 2-х часов;
в) смотрю все, что нравится и сколько хочется.
13. Сколько времени вы тратите на уроки?
а) 1,5 часа;
б) 2 часа;
в) больше 3-х часов.
14. Можете ли вы взбежать на 5-й этаж?
а) легко;
б) под конец устаю;
в) с трудом.
15. Ходите ли вы в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да;
б) нет.
После того, как тест проведен, обучающиеся подсчитывают очки и записывают результат:
- От 0 до 20 – ты в полном порядке.
6
2. От 20 до 70 – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для
здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.
3. От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего
здоровья. Сворачивай с него скорее!
4. От 110 и выше – можешь даже не считать. Как ты еще не развалился?
Начинай борьбу за свое здоровье с этой же минуты.
Для обучающихся средней школы используется тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья по методике
Н. К. Смиронва
Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В варианте для девушек исключен вопрос 6. На вопросы 1-10 предлагается ответить «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
- Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
- Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
- У меня есть привычка сутулиться.
- Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
- Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
- Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
- Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
- Нередко читаю при плохом освещении лежа
- Я не забочусь о своем здоровье
- Бывает, я курю.
- Помогает ли тебе школа заботится о здоровье?
А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
- Помогали ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
- Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?
А)безразличие; Б) заинтересованность ; В) усталость; Г) сосредоточенность; Д) волнение; беспокойство; Е) что-то другое.
- Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
А) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример: г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.
- Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?
А) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется
7
за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Интерпретация результатов
Благополучным считается результат, составляющий менее 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.
- Основная часть
«Организация клуба «Здоровый образ жизни» в лицее».
В 2023-2024 учебном году в состав клуба входили обучающиеся 11 «А» класса (10 человек). При необходимости к участию в делах клуба привлекаются и другие учащиеся класса.
Заседания клуба проводятся 1 раз в неделю (по 2 часа). Руководителем клуба является учитель биологии и классный руководитель Седлецкая О. В., работу курирует заместитель директора по ВР Фролова Г. Н. Руководителем клуба разработано тематическое планирование занятий с учетом интересов обучающихся. На каждом занятии первая часть отводится на изучение теоретических вопросов, касающихся здоровья человека, а вторая часть – на практическую работу по подготовке лекций и радиопередач и выступлениям перед обучающимися начальной и средней школы.
Членами клуба разработан девиз и эмблема клуба.
В работе клуба используются здоровьесберегающие технологии, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Здоровьеформирующие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Они осуществляются на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым обучающиеся учатся работать вместе и эффективно взаимодействовать. Эти технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за
8
свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
При этом воспитание переходит в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Работа в рамках клуба должна обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. [2]
Основная технология, используемая при работе с обучающимися – это педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Цель использования педагогики сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач педагогики сотрудничества – формирование положительной Я-концепции личности подростка. [1]
Основными компонентами педагогики сотрудничества как здоровьесберегающей технологии выступают:
- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и усвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития
9
человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях. [3]
С целью реализации данного компонента на занятиях клуба проводятся различные психологические игры, тренинги и анкетирования, направленные на осознание обучающимися ценности своего здоровья. (Приложение 4)
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
Необходимые для сохранения здоровья знания и умения обучающиеся приобретают в процессе занятий. В 2023-24 учебном году для изучения выбраны темы, представляющие интерес для обучающихся и подготавливающие их к успешной сдаче егэ. Программа
10
работы клуба построена с учетом их возрастных особенностей. Для изучения взяты разделы: «Основы медицинских знаний», «Среда жизнедеятельности человека». Также члены клуба самостоятельно отыскивают информацию, необходимую для подготовки радиопередач, лекций и самостоятельно готовят презентации, сопровождающие лекции.
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления.
В рамках данного компонента члены клуба осваивают упражнения, необходимые для сохранения своего здоровья и учат выполнять их других учеников нашего лицея во время проводимых занятий. Например, на занятии для младших классов «И глаза тебе скажут: «Спасибо!» по гигиене зрения ребята из клуба учат обучающихся младших классов упражнениям для сохранения остроты зрения.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества
11
- обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Данный компонент здоровьесберегающей технологии реализуется при проведении лекций и радиопередач членами клуба. А также при участии в общешкольных мероприятиях. Например, члены клуба традиционно каждый год принимают участие в посвящении первоклассников в лицеисты, обеспечивая работу станции «Зеленая». Эта работа требует организованности, волевых усилий и умения работать в группе.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие людей. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
В связи с этим, члены клуба принимают участие в экологических акциях разного уровня. Традиционным стало участие в городской акции по очистке родников. Также члены клуба принимали участие во всероссийской акции «Очистим планету от мусора» (Приложение 8)
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
С целью реализации данного компонента клуб «ЗОЖ» регулярно принимает участие в городских соревнованиях «Экологическая тропа» и занимает призовые места. Традиционным является и посещение Аква-парка «Линкор». Также руководителем клуба организуются различные экскурсии, направленные на укрепление здоровья и расширение кругозора
12
обучающихся. Например, экскурсия в конно-спортивную школу г. Маркса.
Таким образом, руководителем клуба «ЗОЖ» используются все компоненты здоровьесберегающих технологий для формирования культуры здоровья школьника и общей культуры личности.
3. Заключение
Таким образом, работа клуба ведется по направлениям:
1) заседания клуба 1 раз в неделю (по 2 часа), на которых обучающиеся получают необходимую теоретическую информацию, касающуюся вопросов здоровья;
2) подготовка и выступление с лекциями для обучающихся лицея;
3) подготовка и проведение радиопередач по вопросам здоровья;
4) участие в общешкольных мероприятиях экологической и валеологической тематики;
5) участие в акциях по улучшению экологической составляющей окружающей человека среды;
6) участие в эколого - спортивных мероприятиях.
Таким образом, работу клуба «Здоровый образ жизни» можно считать удовлетворительной. Работа по данному направлению в МАОУ Лицей №15 будет продолжена.
14
Список использованных источников:
1) Дыхан Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Феникс, 2009.
2) Современные образовательные технологии: Сборник/ Под ред. Н. Бордовской. – КноРус, 2010.
3) Шашурина М. А. Воспитательная среда «Школы культуры здоровья»: опыт моделирования./ Воспитание школьников, №10 2009.
4) www.zpzr.ru/healthcare education.
5) http://kuhta.dan.su/load/zdorovesberegajushhie tekhnologii v shkole.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания....
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
Здоровьесберегающие технологии - это отличительная особенность всей образовательной системы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
Примеры элементов здровьесберегающих технологий на уроах...
«Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе, в кружках дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления, во внеурочной деятельности»
выступление на педагогическом совете....
использование технологии проектов во внеклассной работе по биологии и географии
проектная деятельность...
Применение здоровьесберегающих технологий на внеклассном занятии "Агрессия и ее причины"
Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков.Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстанов...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...