Доклад на тему:" Профориентационная работа учителя в школе"
опыты и эксперименты по биологии
Материал для классных руководителей и воспитателей ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proforientatsiya.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Профориентационная работа учителя в школе»
Монгуш В.Б.- учитель биологии
«Проблема самоопределения есть,
прежде всего, проблема
определения своего образа жизни»
С.Л. Рубинштейн
Сегодня выбор профессии является одним из главных жизненных выборов подростков, так как именно от этого зависит их дальнейший образ жизни.
Во все времена проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками, и в настоящее время она становится очень актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Школьники мало знают про новые профессии, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Результаты показывают, что из большого количества профессий выпускники могут назвать лишь 20—25 профессий. Если рассматривать мотивы учеников, то значительную роль играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации, у 9% причиной является близость вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Отметим, что профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Выбор профессии для многих выпускников является стрессовым. Причиной этого то, что школьник боится брать на себя ответственность за свои поступки. Также он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. С учетом этого старшеклассники испытывают серьезные затруднения. Но когда они определяются с выбором, они приобретают ценный опыт и новые способности, а именно способность выбирать и осуществлять свой выбор.
Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:
1. Социально-экономические:
- разнообразие профессий;
- перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются);
- способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры);
- потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству (например, сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов);
- престиж профессии;
- материальные и моральные стимулы труда.
2. Социально-психологические факторы:
- социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение);
- мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):
1) материальные мотивы: стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
2) социальные мотивы: желание занять достойное место в обществе;
3) моральные мотивы: желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;
4) группа престижных мотивов: желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;
5) профессиональные и познавательные мотивы: стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;
6) утилитарные мотивы: возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;
7) мотивы творчества: возможность быть оригинальным, неповторимым;
8) эстетические мотивы: стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.
3. Психологические факторы:
- интересы и склонности;
- общие и специальные способности;
- уровень интеллектуального развития;
- самооценка и уровень притязаний;
- особенности памяти, внимания.
4. Психофизиологические факторы:
- состояние здоровья;
- свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность);
- особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).
Необходимость учета всех перечисленных факторов, высокая неопределенность при выборе профессии приводят к ошибкам, затруднениям.
Профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существует ряд проблем профориентации.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города, в том числе и город Колпашево не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах в различных уголках нашей страны, а не только в родном городе и области.
Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией.
Среди социально – экономических противоречий, главным является то, что между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.
Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. Ведь в профориентации должны быть заинтересованы не только учителя или воспитатели общеобразовательных учреждений.
В родительском контроле над детьми должна присутствовать не только воспитательная деятельность, но и профориентационная.
В наше время - это основная ошибка в воспитании детей родителями. Старшеклассник уже в возрасте 15-16 лет должен сам размышлять над своим будущем, а старшеклассник в возрасте 17-18 лет, тем более. Ставить перед собой конкретные задачи и их пути решения. Родители стараются делать упор лишь на образовательный процесс, забывая, что нужно проводить беседы со старшеклассником на счёт самостоятельной жизни в обществе. А это, мне кажется, самый главный аспект в воспитании- развитие самостоятельности и принятии решений. Если же родители не будут принимать никаких действий в этом процессе, то подросток не сможет полноценно жить в обществе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать определенный вывод: реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения, выбирая «модные», престижные профессии, возможно, по советам родителей или сверстников, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии.
Исходя из всех этих проблем, можно выделить, что старшеклассник уже вроде и не ребёнок, но ещё и не взрослый человек. Поэтому нужно понимать, что ему нужна помощь, а именно в профориентации. Помощь должна заключатся не в выборе профессии для подростка, а в толчке в нужную сторону. Человек не может сразу понять, кем он хочет быть или чего хочет, ему нужно более углублённо разобраться в своих желаниях, силе и качествах, чтобы понять, что ему нужно. Эта проблема, по моему мнению, достаточно актуальна, чтобы рассматривать её более углублённо и начинать искать более современные пути решения.
К таким решениям можно отнести:
1. Каждому из старшеклассников как можно чаще раздавать различные анкеты и тесты, основанные на выявлении профориентированности и профпригодности, а так же учитывающие состояние здоровья.
2. Проводить различные мероприятия с акцентом на разнообразные профессии и их виды деятельности.
3. Очень полезно было бы водить подростков на разнообразные экскурсии в места самых различных профессий, чтобы подросткам интересно рассмотреть ту или иную деятельность не только с положительных сторон, но и указать на трудность той или иной профессии. Если в образовательных учреждениях осуществляются такие выходы, то необходимо делать их более частыми.
С помощью таких несложных методов можно гораздо больше увеличить кругозор старшеклассников в сфере профессиональной деятельность, а так же повысить продуктивность, то есть профориентированность, среди большинства подростков, тем самым решить эту достаточно важную проблему нашего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Доклад "Бальные танцы в работе учителя ритмики школы 3-4 вида"
Виды бальных танцев...
Доклад на тему: «Профориентационная работа с глухими обучающимися
Оказание профориентационной поддержки глухих обучающихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у глухих обучающихся сознательного отношения к труду; профессиона...
Доклад на тему "Профориентационная работа в ОУ"
Данный доклад был представлен на районной августовской конференции. В нем освещены этапы работы педагога-психолога по профориентации обучающихся, а также основные направления работы с семьей самоопред...
Доклад на тему: "Формы работы учителя для реализации новых стандартов образования"
Доклад в формате Word...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...
Доклад "Теоретические основы системы работы учителей технологии по активизации познавательной деятельности учащихся"
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму....