Механизм дыхания. ЖЕЛ.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Урок с использованием оборудования "Точка роста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тех карта Механизм дыхания. ЖЕЛ. | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Открытый урок биологии с использованием оборудования « Точка роста».
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Стр 94 параграф 21
Тема: «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких».
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая
Методы: словесные, наглядные, практические
Цель урока: сформировать представление о системе и механизме дыхания в организме человека.
Задачи урока:
- сформировать представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов;
- продолжить формирование умения проводить простейшие исследования на примере измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха;
- научить учащихся проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании, умение работать в группе. Развить умение использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируются представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов, они учатся распознавать органы дыхательной системы на наглядных пособиях;
Метапредметные: учащиеся осваивают умения наблюдать, классифицировать, анализировать, продолжают отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, проводить их анализ; находить информацию о дыхании в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов в группе.
Личностные: у учащихся развивается, познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов. У них формируются ценностно-смысловые установки по отношению, к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Основные понятия урока: дыхательные движения, вдох и выдох, жизненная емкость легких, газообмен.
Деятельность обучающихся: работа с текстом и рисунками учебника, наглядными пособиями, иллюстрирующих органы и механизм дыхания, выполнение заданий в рабочей тетради, использование средств информационных технологий для проведения эксперимента, сотрудничество с одноклассниками при групповой работе.
План урока:
- Организационный этап.
- Контроль знаний
3. Мотивация. Постановка темы, цели урока.
4. Новый материал. Лабораторные работы.
5. Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Перечень оборудования кабинета к уроку: компьютер, проектор
Л/р 1. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» . Сантиметровая лента.
Л/р 2. «Измерение частоты дыхания с помощью сенсора». Цифровая лаборатория для школьников по нейротехнологии ( оборудование
« Точка роста»).
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | ФГ, результаты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап | Приветствие. | 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Контроль знаний |
Тест. Дыхание и его значение. Органы дыхания. Найдите 1 или несколько ответов. 1.К органам дыхания относятся: А) гортань Б) легкие В) пищевод Г) ротовая полость 2. Слизистая оболочка носовой полости снабжена : А) кровеносными сосудами Б) ресничками В) железами Г) водой 3. Слизь, которая выделяется железами : А) согревает воздух Б) задерживает пыль В) обезвреживает микробы Г) увлажняет воздух 4. Стенки гортани образованы : А) хрящами Б) надгортанником В) костями Г) связками 5. При молчании голосовые связки : А) расходятся Б) смыкаются В) не изменяются Г) мало изменяются 6. Пленка легких образована выделяемыми эпителиальными клетками: А) слизью Б) гормонами В) биологическими активными веществами Г) витаминами 7. Значением пленки является : А) увлажнение легких Б) поддержание постоянного объема легких В) обезвреживание микроорганизмов Г) согревание воздуха 8. «Отработанная» пленка: А) всасывается в кровь Б) выводиться в виде мокроты В) «переваривается » легочными фагоцитами Г) скапливается в альвеолах 9. Пленка может повредиться при : А) крике Б) частых воспалениях дыхательных путей В) курении Г) алкоголизме Самопроверка. Оценки | самостоятельно выполняют тест Сами проверяют работу по ответам учителя. | 4 мин | Читательская грамотность. Регулятивные УУД: самостоятельная работа по плану, Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализ полученной информации, применение ее для решения тестовых заданий Учатся владеть основами самоконтроля и самопроверки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Индивидуальный опрос. 1. Каково значение дыхательной системы человека? 2. Назовите и покажите на таблице органы дыхания. 3. Чем снабжена слизистая оболочка носовой полости. 4. Каково значение желез, кровеносных сосудов и ресничек? 5. Чем образованы стенки гортани? 6. Как изменяются голосовые связки при молчании и разговоре. 7. Для чего нужен надгортанник. 8.Чем образована стенка трахеи? 9. Почему задняя часть трахеи мягкая. 10. Чем заполнены легкие? 11. Чем покрыта каждая альвеола. 12. Когда может повредиться пленка легких? | 3 мин | Читательская грамотность ( Учатся составлять и говорить правильные предложения). Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Мотивация. Постановка темы, цели урока. | Предположите тему урока, исходя из картинки на слайде. Постановка темы урока. | Дети должны предположить тему урока. | 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Новый материал 1.Дыхательные движения | Все данные измерений записываются в общей таблице
Лабораторная работа 1. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» . Прочитайте статью параграфа 21 стр.96 «Моя лаборатория», выполните лабораторную работу «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Вывод. Лабораторная работа 2. «Измерение частоты дыхания ». Прочитайте статью параграфа 22 стр.101 «Моя лаборатория», выполните лабораторную работу. Лабораторная работа 3. «Измерение частоты дыхания с помощью сенсора». Используя цифровую лабораторию и сенсор для определение частоты дыхания проведите эксперимент. Вывод. Сравнить значения лаб р 2 и 3. | Работа в двух группах. обучающиеся самостоятельно изучают новую тему с помощью лаб работ, используя необходимые средства для обучения. Делают выводы. | 15 мин | Развитие читательской грамотности. понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.ЖЕЛ | стр 94. Определение ЖЕЛ. Прочитайте статью параграфа 21 стр.97 «Легочные объемы» предлагаю вам решить следующую задачу. Определите общий объем воздуха, который находится в легких человека, если жизненная емкость его легких равен 3800см ³, а остаточный воздух занимает объем1300см ³ [ Вычисление ЖЕЛ ( теор) по формуле Людвига ЖЕЛ для мужчин = 40 ∙ рост (см)+30 ∙ вес (кг) – 4400 ЖЕЛ для женщин = 40 ∙ рост (см)+10 ∙ вес (кг) – 3800 Лабораторная работа 4. « Определение ЖЕЛ». Одновременно надуть шарик. Сделать только 1 выдох после самого глубокого вдоха. Вывод. | формулируют определение ЖЕЛ. Решают задачу. Вычисляют ЖЕЛ по формуле | 10 мин | Развитие читательской грамотности. Развитие матем грамотности. понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Газообмен легких и тканях. Изменение состава воздуха. | Как происходит газообмен в легких и тканях? вдох--альвеолы—кровь----клетки---кровь-----альвеолы--выдох Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на следующие вопросы. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
1) Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании? 2) Концентрация какого газа изменяется максимально в процентном отношении во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе в процессе дыхания? 3) Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается? Ответы. 1. Азот. 2. Кислорода. 3. Часть кислорода, поступившего из атмосферы, вступает в реакции окисления с органическими веществами клеток. | Делают вывод по таблице. | 3 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фикультминутка. | Упражнения для глаз. | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Домашнее задание | читать п 21. Для лучшего усвоения темы рекомендую посмотреть урок, используя интернет - ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения) Учитель выводит электронный адрес http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения). на интерактивную доску. | 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Закрепление Проверка усвоения знаний | 1.Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам и заданиям. Осуществляется с использованием ПК, интерактивной доски, мультимедийного проектора. - Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох? - Что такое ЖЕЛ? 1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) носовая полость 2) гортань 3) трахея 4) альвеолы 5) плевральная полость 6) плевра
2. Какой процесс изображен на рисунке? 1) превращение венозной крови в артериальную 2) газообмен в легких 3) газообмен в клетках тканей 4) всасывание питательных веществ
3.По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей? 2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков? 3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения? 4.Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста. Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей? | Ответы. | 3 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Каков главный вывод урока исходя из практических работ. Кто что узнал нового на уроке. Индивидуальный опрос. | исходя из результатов проведенного эксперимента, следует, что жизненная емкость легких является показателем здоровья человека. Если его нормы ниже допустимых, значит возможны заболевания дыхательной системы. - ответы. | 2 мин |
Литература:
1. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)
2. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (стандарты второго поколения).
Данил | Амирхан | Ганя | Диана | Самира | |
экскурсия грудной кл | |||||
ЧД | |||||
ЧД сенсор | |||||
ЖЕЛ по Людвигу | |||||
ЖЕЛ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе "Механизм дыхания"
Урок для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику "Биология. Человек" , авторы Драгомилов А.Г и Маш Р.Д. Урок изучается в теме "Дыхание", рассматриваются вопросы: механизм дыхания, регуляция ...
Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"
Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...
Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.
Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких"....
конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...
Конспект урока. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Урок проводится для 8 класса по УМК В.В. Пасечника....
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...
презентация к интегрированному уроку в 8 классе "Механизм дыхания"
Задачи урока:- рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях, показать роль диффузии в этих процессах,- познакомить с механизмами вдоха и выдоха;-сформировать знания о лёгочных объёмах;- прод...