Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

Хайбулина Карина Владимировна

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no2_haybulina_k.v.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано журнал Биология. Все для учителя! » №5(89) http://www.e-osnova.ru/journal/1/89/

Применение индивидуально-групповой методики на уроках биологии

Урок 2.Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

Раздел биологи: человек и его здоровье

Тема: «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких».

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы: словесные, наглядные, практические

Цель урока: сформировать представление о системе и механизме дыхания в организме человека.

Задачи урока:

- сформировать представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов;

- продолжить формирование умения проводить простейшие исследования на примере измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха [3];

- научить учащихся проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании, умение работать в группе. Развить умение использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируются представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов, они учатся распознавать органы дыхательной системы на наглядных пособиях;

Метапредметные: учащиеся осваивают умения наблюдать, классифицировать, анализировать, продолжают отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, проводить их анализ; находить информацию о дыхании в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов в группе.

Личностные: у учащихся развивается,  познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов. У них формируются ценностно-смысловые установки по отношению, к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Основные понятия урока: дыхательные движения, вдох и выдох, жизненная емкость легких, газообмен.

Деятельность обучающихся: работа с текстом и рисунками учебника, наглядными пособиями, иллюстрирующих органы и механизм дыхания, выполнение заданий в рабочей тетради, использование средств информационных технологий для проведения эксперимента, сотрудничество с одноклассниками при групповой работе.

Деятельность учителя:

I.Организационный момент

1. Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Актуализация  и проверка знаний

Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.

III. Изучение нового материала

1. Дыхательные движения (объяснение с элементами беседы и демонстрацией наглядных пособий с использованием ПК, интерактивной доски, мультимедийного проектора, документ-камеры).

2. Жизненная емкость легких. Легочные объемы (объяснение с элементами беседы и использованием цифровых лабораторий (датчика жизненной емкости легких).

3. Газообмен в легких и тканях других органов (объяснение с элементами беседы, демонстрацией наглядных пособий и использованием ЭП или ЭФУ к УМК).

4. Учитель контролирует работу учащихся по инструктивной карточке в группах, проверяет правильность выполнения лабораторной работы, при необходимости оказывает помощь.

IV. Закрепление знаний 

1.Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам и заданиям. Осуществляется с использованием ПК, интерактивной доски, мультимедийного проектора.

- Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох?

- Охарактеризуйте особенности транспорта газов кровеносной системы как важнейшего этапа дыхания.

- Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

2. Обсуждение результатов лабораторной работы.

V. Подведение итогов

Учитель дает указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.

Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты лабораторной работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп. Осуществляется с использованием ПК, интерактивной доски, мультимедийного проектора, системы голосования.

Перечень оборудования кабинета к уроку: УМК «Линия жизни» 8 кл., Электронное приложение или ЭФУ, компьютер, интерактивная доска, LABQUEST-2, датчик жизненной емкости легких (спирометр), документ-камера, система интерактивного голосования, инструктивные карточки, карточки для опроса учащихся, интернет ресурс  http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass.( органы дыхания и газообмен), Л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» .

Ход урока

Организационный этап: подготовить обучающихся к работе на занятии. (1мин.)

Учитель: Здравствуйте!

Обучающиеся  приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.

Мотивационный этап: подготовить обучающихся  к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока. (5 мин.)

Учитель: сегодня на уроке вы продолжите самостоятельную работу в группах, сформированных на предыдущем занятии, под руководством консультанта.

Проверку знаний в группах проведут консультанты по инструкциям на печатной основе. При использовании средств ИКТ на уроке помните о технике безопасности.

Учитель: обратите ваше внимание на интерактивную доску.

Учитель демонстрирует фрагмент, используя интернет - ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass (органы дыхания и газообмен (10.55-11.50мин.)) [6].

Учитель: чем отличается дыхательные движения у земноводных (лягушки) от движений у млекопитающих животных?

Обучающиеся задумались.

Учитель ставит на кафедру небольшой сухой аквариум с лягушкой. Включает документ-камеру изображение которой выводится через мультимедийный проектор на интерактивную доску для всеобщего обозрения.

Учитель: прошу вас понаблюдать в течение одной минуты за этим животным.

Учитель:  какие у вас возникли предположения?

Ученик: если понаблюдать за сидящей лягушкой, кажется, что ей не хватает кислорода - так часто колеблется ее горло, у млекопитающих мы этого не обнаруживаем.  Вдох у млекопитающих сопровождается увеличением грудной клетки, а выдох ее уменьшением.

Ученик: анатомическое строение систем и органов, а также и физиология млекопитающих животных имеет более прогрессивное развитие относительно земноводных. У лягушки отсутствует диафрагма и межреберные мышцы, которые помогают совершать дыхательные движения млекопитающим.

Ученик: механизм дыхания у них будет осуществляться иначе.

Учитель: на предыдущем занятии вы познакомились с процессом дыхания, протекающим в организме человека,  особенностями строения и функциями органов дыхания.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Дыхание». Тема сегодняшнего урока: «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких». Открываем тетради и записываем  число « »  ___ и тему занятия: «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких».

Учитель: как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

Ученик: изучение механизма дыхания в организме человека.

Учитель: каковы задачи нашего урока?

Ученик: изучить механизм дыхания, сформировать представление о жизненной емкости легких.

Проверка знаний:(15 мин.)

Организация групповой работы:

Учитель: предлагаю объединить усилия для предстоящей работы.

Повторение предыдущего параграфа  темы  в группе (5 мин.)

Опрос консультантом обучающихся в группе  (10 мин.)

Учитель: прошу консультантов подойти к учителю для опроса, остальные обучающиеся в это время повторяют тему: «Дыхание и его значение. Органы дыхания».

Учитель проводит опрос консультантов и дает рекомендации по дальнейшей работе в группах, раздает печатные инструкции для опроса обучающихся и изучения нового материала.

Ученики в группах повторяют предыдущий параграф.

Самостоятельная работа учащихся в группе: развитие навыков самооценки и оценки одноклассников. Консультант осуществляет опрос учеников в группе по инструкции  на печатной основе с последующим оцениванием результатов. Результаты в электронном виде выставляются в экспериментальный файл, который находится в программе ноутбука, и информация через систему Wi-Fi передается на компьютер учителя.

Пример карточки для опроса обучающихся.

ТЕМА: Дыхание и его значение. Органы дыхания

Консультант группы  Ф.И. ________________________

Вопросы для проверки:

Какие этапы дыхания выделяют и каково их значение?

Охарактеризуйте строение и функции органов дыхания.

Чем различается строение правого и левого легкого?

Какие виды тканей преобладают в строении органов дыхательной системы?

Какое строение имеет голосовой аппарат человека?

Какое строение имеет речевой аппарат человека?

Каковы основные пути исправления дефектов речи?

Чем  объясняется разная высота голоса у мужчин и женщин и почему с возрастом у мальчиков может резко измениться голос?

Какое значение имеют хрящевые кольца в стенках трахей и бронхов и почему в трахее они неполные?

Дайте определения понятиям: дыхание, легочное дыхание, тканевое дыхание.[2]

Число

№ группы

Ф.И. ученика

оценка

Промежуточный контроль: проверка выполненных групповых заданий (индивидуальный опрос учителем группы или отдельных учеников) осуществляется на этапе проверки знаний. Разъяснять обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения, корректировать высказывания, контролировать включенность в работу всех учащихся.

Физкультминутка: упражнение «Ленивая восьмерка» выполняется в положении стоя (1-2 мин.)

Физкультминутка упражнение «Ленивая восьмерка»

1.        Рука вытягивается вперёд и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру 8, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза также вслед за рукой «рисуют» восьмёрку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмёрки одной рукой.

2.        То же самое другой рукой.

3.        Дальше обе руки вытягиваются вперёд, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмёрку и следим глазами за пальцами.

Изучение нового материала: на этапе изучения нового материала обучающиеся в группах самостоятельно изучают новую тему по инструкции, под руководством консультанта используя необходимые средства для обучения. Учитель на начальном этапе изучения выставляет результаты опроса в электронный дневник на компьютере. В процессе дальнейшего изучения материала учителем осуществляется промежуточный контроль. (15-20 мин)

Учитель: в процессе самостоятельной работы  предлагаю вам решить следующую задачу. Определите общий объем воздуха, который находится в легких человека, если жизненная емкость его легких равен 3800см ³, а остаточный воздух занимает объем1300см ³  [3].

Пример инструктивной карточки

Урок 2 Механизм дыхания. Жизненная емкость легких

  1. Прочитайте начало параграфа 21 стр.94. «Механизм дыхания» в учебнике, рассмотрите рис. 43. В рабочей тетради выполните зад.№1 стр.49.Устно ответьте на вопросы: Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох?

Прочитайте статью параграфа 21 стр.94-95 «Жизненная емкость легких». Используя цифровую лабораторию и датчик жизненной емкости легких (спирометр), проведите эксперимент «Определение ЖЕЛ» Откройте и посмотрите  описание эксперимента в программе ноутбука.

Эксперимент «Определение ЖЕЛ»

Цель: определить  жизненную емкости легких человека.

Задача: определить (ЖЕЛ) человека и сделать выводы о состоянии дыхательной системы. Установить зависимость  (ЖЕЛ) от пола и возраста испытуемых.

Оборудование: ноутбук,LABQUEST-2,датчик жизненной емкости легких(спирометр), испытуемые.

Ход опыта: замерить поочередно у всех участников группы (ЖЕЛ), используя  датчик жизненная емкость легких (спирометр). Надеть насадку на спирометр. Зажать нос зажимом сделать максимальный вдох, затем изо всех сил выдохнуть воздух в спирометр. При помощи ноутбука произвести измерение и  анализировать  результаты. Поменять насадку и повторить процедуру для следующего испытуемого. Полученные результаты сохранить и через Wi-Fi передать на центральный компьютер учителя.

Выводы: указывается ЖЕЛ испытуемых. Используя таблицу (ЖЕЛ) как эталон учащиеся анализируют полученные результаты. На основе полученных данных   устанавливается зависимость различия от пола и возраста испытуемых, и о состояния  дыхательной системы.

Полученные результаты оформить в рабочей тетради.

2.  Прочитайте статью параграфа 21 стр.95-96 «Газообмен в легких и тканях других органов», проанализируйте табл. №1 на стр. 95  в учебнике. Используя ЭП или ЭФУ откройте тему «Дыхание и его значение» изучите материалы к уроку Механизм вдоха и выдоха, газообмен. В дополнительных материалах посмотрите анимацию. В рабочей тетради выполните зад. №6 стр.50.

3. Прочитайте статью параграфа 21 стр.96 «Моя лаборатория», выполните лабораторную работу «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха», результаты оформите  в рабочей тетради зад.№7 стр.50.

4.        Прочитайте статью параграфа 21 стр.97 «Легочные объемы» в рабочей тетради выполните зад.№4 стр.50.

Промежуточный контроль: консультировать, разъяснять обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения, корректировать высказывания, направлять работу в группах, контролировать включенность в работу всех обучающихся, проверять выполнение групповых заданий.

Подведение итогов работы. Рефлексия: повторить рассмотренные понятия.  Развитие навыков самооценки и оценки одноклассников.  (3 мин.)

Учитель: а теперь вернемся к нашей задаче! Имеются желающие озвучить ответ этой задачи?

Обучающиеся: Общий объем воздуха, который находится в легких человека, равен 5.100см³.

Учитель: что такое жизненная емкость легких и от чего она зависит?

Ученик: объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха.

Учитель выводит на интерактивную доску результаты одной из групп, полученные в демонстрационном эксперименте. 

Ученик: исходя из результатов проведенного эксперимента, следует, что жизненная емкость легких является показателем здоровья человека. Если его нормы ниже допустимых, значит возможны заболевания дыхательной системы. Следовательно, надо провести медицинское обследование органов дыхания и установить причину заболевания.

Учитель: действительно, показатель жизненной емкости легких свидетельствует о заболеваниях дыхательной системы.

Однако не стоит забывать, что показатели жизненной емкости легких зависят от возраста, пола и степени тренированности человека.

Рефлексия осуществляется с помощью  интерактивной системы для голосования индивидуально каждым учеником из группы.

Учитель выводит на интерактивную доску вопросы:

Понравился ли вам урок?

Достигли ли ожидаемых результатов лично вы?

Возникли ли у вас затруднения?

Как вы оцениваете свою работу в группе на уроке?

Учитель подводит итоги работы  каждой группы и отдельных обучающихся в процессе самостоятельной работы,  озвучивает результат.

Учитель: Обратите ваше внимание на интерактивную доску. По результатам, отображающимся в графиках в процентном отношении, можно констатировать, что задачи сегодняшнего урока решены и цель достигнута.

Домашнее задание: при правильно организованной самостоятельной работе в группе обычно прорабатывается вся инструктивная карточка, в этом случае домашнее задание не задается. Группа, не изучившая тему полностью, обеспечивается домашним заданием. (1 мин.)

Учитель: учащиеся, изучившие тему на уроке и уверенные в своих дальнейших результатах, могут быть освобождены от домашнего задания. Ученики, испытывающие затруднения при изучении темы или не полностью изучившие тему на уроке, прорабатывают параграф 21 и доделывают задания в рабочей тетради к учебнику. Для лучшего усвоения темы рекомендую посмотреть урок, используя интернет - ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения) [6].

Учитель выводит электронный адрес http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения).

 на интерактивную доску.

Учитель: Спасибо за хорошую  работу. Урок закончен.

Литература:

1. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

2.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.

3.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Биология рабочая тетрадь. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -127 с.

4.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.  – 48 с. – (стандарты второго поколения).

5.  Электронное приложение и ЭФУ издательство «Просвещение».

6.  http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Жизненная емкость легких"

Мною написана статья на тему:"Жизненная емкость легких"...

Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....

Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.

Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...

Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"...