От теории к экспериментам.
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Колабкина Валентина Васильевна
Материал содержит информацию о методике преподавания предметов естественно - научного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки предметов естественно-научного цикла: от теории к экспериментам

На уроках биологии, географии, физики и химии ребята знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, особенностями географического положения стран, погружаются в мир физических и химических процессов и проводят свои первые опыты. Несколько идей для уроков естественно-научного цикла предлагаем в нашей статье.

Согласно действующим ФГОС к предметной области «Естественно-научные предметы» относятся биология, физика и химия. Но в рамках данной статьи мы будем относить к этим дисциплинам курс «Окружающий мир» для начальной школы, а также географию, которая в соответствии с действующей нормативной базой входит в число общественно-научных дисциплин, но содержит немало тем, при изучении которых формируется естественно-научная грамотность школьников.

Погружение в мир естествознания начинается с изучения ключевых закономерностей каждой науки. И на этом этапе учителю нужно увлечь учеников своим предметом.

Для первых встреч со школьниками важно придумать какую-то изюминку: самостоятельно выращенный кристалл, ролик с виртуальным путешествием по разным странам и континентам, 3D-макет рыбы, сделанный учениками при подготовке конференции по биологии, и так далее.

Важно не только заинтересовать ребят предметом, но и показать систему устройства вашей науки. Ученикам необходимо научиться ориентироваться в методах, понимать особенности их применения и уровень сложности, соблюдать технику безопасности.

При изучении естественно-научных дисциплин важно использовать наглядные материалы, которые помогут ученикам разобраться в сложном материале.

По возможности приносите на урок реальные объекты — предметы, сделанные из определённого материала, работающие на основе изучаемого научного закона. По меньшей мере дайте ученикам возможность рассмотреть объекты на фото или видео. Рассказывайте, где ребята в живой природе могут увидеть растения, минералы, соли, на какие достопримечательности вашего региона стоит обратить внимание. Обязательно обсуждайте актуальные события из новостей (аномальный паводок, ураган, цунами), даже если они произошли в другом регионе или стране. Можно использовать вариант «Пятиминутка новостей географии/биологии/физики/химии», чтобы ученики, готовясь к уроку, обращали внимание на события в мире с точки зрения вашего предмета.

Опыты и эксперименты

Уроки предметов естественно-научного цикла невозможны без опытов и экспериментов. В дополнение к ним можно предлагать ребятам придумывать и проводить свои несложные исследования, в том числе в домашних условиях или в рамках внеурочной деятельности: выращивать экзотические фрукты и овощи, вести наблюдения за необычными домашними питомцами, подготовить ролик-экскурсию, который привлечёт туристов в ваш регион, собрать из подручного материала модель прибора, который будет наглядно демонстрировать какой-то физический закон, найти применение знаний по химии в быту и поделиться открытиями с одноклассниками.

Большинство опытов лучше проводить под присмотром учителя или родителей. И часто ребята, которые не смогли посетить урок, где опыт демонстрировали, расстраиваются, что у них не получилось его увидеть. В таких случаях, а также в ситуациях, когда нет возможности показывать опыт на уроке, можно использовать наглядные материалы с фото и видео. Очень полезно разобрать с учениками и задания, в которых нужно спланировать, как провести опыт или эксперимент самостоятельно. При этом следует обращать внимание на соблюдение техники безопасности. Для удобства можно всегда держать под рукой нужные ссылки, например про электробезопасность и первую помощь пострадавшему при электротравме; правила безопасности и правила работы в лаборатории.

Знания для жизни

Теории, законы, принципы естественных наук встречаются нам ежедневно в повседневной жизни. Очень важно уметь их видеть, применять на практике, в том числе и для собственной безопасности. Такой взгляд на предметы естественно-научного цикла позволит включать в активную деятельность на уроках и вне их не только ребят, которым интересны эти дисциплины, но и тех, кто испытывает трудности с освоением предмета.

Например, обращайте внимание учащихся на некоторые моменты:

изучение анатомии поможет им лучше понять, почему неправильный режим дня будет влиять на их самочувствие, как с помощью занятий спортом натренировать правильные мышцы и выглядеть красивыми;

что полезно есть и почему взрослые против покупок чипсов или фастфуда;

как знания об опасных и ядовитых растениях могут пригодиться во время путешествий или похода за грибами;

как правильно ухаживать за домашними питомцами;

как знание часовых поясов может быть полезно для удалённой работы, при планировании путешествия в другие регионы и звонках друзьям из других городов и стран;

как ориентироваться в городе или за городом с помощью бумажных карт, если не работает сотовая связь;

чем опасны некоторые природные явления и как нужно действовать, если сталкиваешься с ними в жизни;

почему полезно размышлять над устройством хорошо известных предметов или наблюдать за ними в быту и как это связано с уроками физики и химии;

почему нужно внимательно изучать надписи на товарах бытовой химии и соблюдать технику безопасности при их использовании;

как, зная законы физики и химии, можно упростить свою повседневную жизнь.

Примеры заданий:

«Землетрясения» (5 класс);

«Вулканизм» (5 класс);

«Полёт на самолёте» (ВПР, 8 класс);

«Часовые зоны России» (8 класс);

«Стихийные явления в России» (8 класс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов

АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...

Занятие 01.11.2021«Эксперимент как метод исследования. Виды экспериментов»

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративныйЦель: формирование у человека системы п...

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА

Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...