Тестовый контроль знаний по теме "Размножение и индивидуальное развитие"
тест по биологии
Тестовый контроль знаний по теме "Размножение и индивидуальное развитие" (профильный уровень) позволит проверить и закрепить знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_znaniy_po_teme_razmnozhenie_i_individualnoe_razvitie.docx | 432.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
1 вариант
Часть А: (выберите один правильный ответ из четырех возможных)
- Способ бесполого размножения, при котором дочерняя особь появляется из группы клеток, отделившихся от материнской особи.
а) споруляция б) почкование
в) фрагментация г) клонирование
2. Какой из организмов размножается путем бинарного деления клетки.
а) земляника б) еж
в) инфузория г) гидра
3. Как называется способ полового размножения из неоплодотворенного яйца?
а) коньюгация б) почкование
в) фрагментация г) партеногенез
4. Как называется стадия интерфазы, где происходит синтез АТФ для мейоза?
а) синтетическая б) телофаза
в) постсинтетическая г) пресинтетическая
5. В какой фазе мейоза происходит расположение хромосом по экватору клетки в один ряд?
а) метафаза 2 б) телофаза 2
в) анафаза 2 г) метафаза 1
6. В какую фазу мейоза происходит кроссинговер?
а) профаза 2 б) профаза 1
в) анафаза 2 г) метафаза 1
7. Какой фазе мейоза соответствует процесс 2n4c → 1n2c ?
а) анафаза 1 б) телофаза 2
в) анафаза 2 г) метафаза 1
8. В телофазе 2 набор хромосом в дочерних клетках характеризуется формулой:
а) 2n2c б) 1n2c
в) 2n4c г) 1n1c
9. В зоне созревания при развитии половых клеток происходит:
а) митоз б) рост
в) мейоз г) ничего не происходит
10. Спорофитом в жизненном цикле мхов является:
а) протонема б) взрослое растение
в) коробочка г) заросток
Часть В: Выберите 3 верных ответа из 6
1. Выберите особенности митотического деления клетки.
1) к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы
2) к полюсам расходятся сестринские хроматиды
3) в дочерних клетках оказываются удвоенные хромосомы
4) в результате образуются две диплоидные клетки
5) процесс проходит в одно деление
6) в результате образуются гаплоидные клетки
2. Бесполое размножение характеризуется тем, что
1) потомство имеет гены только материнского организма
2) потомство генетически отличается от родительского организма
3) в образовании потомства участвует одна особь
4) в потомстве происходит расщепление признаков
5) потомство развивается из неоплодотворённой яйцеклетки
6) новая особь развивается из соматических клеток
3. Все приведённые ниже термины используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фрагментация
2) семенное размножение
3) спорообразование
4) партеногенез
5) вегетативное размножение
4. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ |
| ВИД ДЕЛЕНИЯ |
A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки Б) обеспечивает рост органов B) происходит при образовании спор растений и гамет животных Г) происходит в соматических клетках Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях |
| 1) митоз 2) мейоз |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.
1. У семенных растений преобладающим поколением является спорофит.
2. Мужской гаметофит у цветковых растений представлен зародышевым мешком.
3. После трех митотических делений мегаспоры образуется двухядерный зародышевый мешок.
4. Первый спермий оплодотворяет яйцеклетку, а второй центральную клетку.
5. Зародыш и эндосперм цветковых растений имеют диплоидные наборы хромосом.
6. Рост растения в толщину происходит за счет клеток камбия.
Часть С:
- Назовите тип и фазу деления клеток, изображённую на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы? Какова хромосомная формула этой фазы?
- Схема какого процесса представлена на рисунке? Какой период обозначен на рисунке цифрой III? Назовите тип деления клеток, характерный для этого периода. Каково значение такого типа деления клеток?
Контрольная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
2 вариант
Часть А: (выберите один правильный ответ из четырех возможных)
1. Как называется способ бесполого размножения отдельными органами.
а) споруляция б) почкование
в) фрагментация г) вегетативное
2. Какой из организмов размножается с помощью спор.
а) земляника б) папоротник
в) инфузория в) гидра
3. Как называется способ полового размножения, при котором происходит слияние ядерного содержимого?
а) коньюгация б) почкование
в) фрагментация г) партеногенез
4. Как называется стадия интерфазы, где набор хромосом 2n2c?
а) синтетическая б) телофаза
в) постсинтетическая г) пресинтетическая
5. В какой фазе мейоза происходит расхождение парных хромосом к полюсам клетки?
а) анафаза 1 б) телофаза 2
в) анафаза 2 г) метафаза 1
6. В результате какого процесса происходит образование бивалента?
а) кроссинговер б) спирализация
в) деспирализация г) коньюгация
7. Какой фазе мейоза соответствует процесс 1n2c → 1n1c ?
а) анафаза 1 б) телофаза 2
в) анафаза 2 г) метафаза 1
8. В метафазе 2 набор хромосом характеризуется формулой:
а) 2n2c б) 1n2c
в) 2n4c г) 1n1c
9. В результате мейоза у животных формируются:
а) гаметы б) споры
в) зигота г) гаметофит
10. В зоне размножения при развитии половых клеток происходит:
а) митоз б) рост
в) мейоз г) ничего не происходит
11. Взрослое растение папоротника – это…
а) спорофит б) зигота
в) гаметофит г) заросток
Часть В:
Выберите 3 верных ответа из 6
1. Какие признаки характеризуют мейоз?
1) наличие двух следующих одно за другим делений
2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
4) образование диплоидных дочерних клеток
5) отсутствие интерфазы перед первым делением
6) конъюгация и кроссинговер хромосом
2. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путём мейоза
3. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса сперматогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образуются мужские половые клетки
2) образуются женские половые клетки
3) уменьшается вдвое число хромосом
4) образуются четыре половые клетки из одной
5) образуется одна половая клетка
4. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования.
ВИД КЛЕТКИ |
| СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ |
А) спора мха Б) сперматозоид мха В) сперматозоид обезьяны Г) яйцеклетка подсолнечника Д) микроспоры мака Е) клетка архегония папоротника |
| 1) митоз 2) мейоз |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.
(1) Овогенез у животных – это процесс образования диплоидных половых клеток – яйцеклеток. (2) В стадии размножения диплоидные клетки многократно делятся митозом. (3) В следующей стадии – роста – деления клеток не происходит. (4) В третьей стадии – созревания – происходит одно мейотическое деление клеток. (5) Из каждой исходной клетки в конце гаметогенеза развиваются по четыре полноценные гаметы – яйцеклетки. (6) На стадии созревания гамет заканчивается овогенез. (7) Сперматогенез завершается стадией формирования.
Часть С:
- Назовите тип и фазу деления клеток, изображённую на рисунке. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы? Какова хромосомная формула этой фазы?
- Схема какого процесса, происходящего у животных, изображена на рисунке? Ответ поясните. Назовите зону этого процесса, обозначенную цифрой II, и укажите, какой стадии жизненного цикла клетки она соответствует. Какие процессы происходят в это время в клетке? Какое биологическое значение имеет данная стадия?
Ответы на задания 1 варианта:
Часть А
1 - б
2 – в
3 – г
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 – г
9 –в
10 – в
Часть В
1. 2,4,5
2.1,3,6
3. 2,4
4.2 1 2 1 1 2
5. Неверные утверждения:
2 – Мужской гаметофит у цветковых растений представлен не зародышевым мешком, а пыльцевым зерном.
3 - После трех митотических делений мегаспоры образуется не двуядерный зародышевый мешок, а восьмиядерный.
5 - Зародыш цветковых растений имеет диплоидный набор хромосом, а эндосперм – триплоидный.
Часть С
1 – это анафаза второго деления мейоза. Процессы: нити веретена деления сокращаются и к полюсам клетки расходятся хроматиды,(а не хромосомы) которые впоследствии станут самостоятельными хромосомами. Мейоз – т.к. указаны две дочерние клетки. Хроматиды – после кроссинговера. Результат – редукция числа хромосом. Хромосомная формула – 2n2c.
2– Овогенез (показан процесс образования яйцеклетки, в результате образуется одна крупная полноценная яйцеклетка и 3 направительных (полярных) тельца. Под цифрой три обозначена зона созревания. Период созревания характеризуется процессами образования гамет, который происходит путем мейоза II. Процесс второго деления мейоза яйцеклетки, в отличие от сперматозоида, останавливается на метафазе II. Анафаза (II) и телофаза (II) произойдут после слияния яйцеклетки со сперматозоидом. Мейоз – приводит к редукции (уменьшению) числа хромосом в 2 раза, т.е. к образованию гаплоидного набора хромосом (1n1c) и образованию гамет. Биологический смысл мейоза – уменьшение хромосом, которое, при слиянии гамет, приводит к сохранению диплоидного набора хромосом, сохранению и передаче всех признаков, свойственных родительским организмам.
5 – 23 -20
4 – 19 -15
3 – 14 -11
2 – 10…
Ответы на задания 2 варианта:
Часть А
1 – г
2 – б
3 – а
4 – г
5 – а
6 – г
7 – в
8 – б
9 – а
10 – а
11 – а
Часть В
- 1,3,6
- 2,4,5
- 2,5
- 2 1 2 1 2 1
- (1) В овогенезе образуются гаплоидные яйцеклетки.
(4) На стадии созревания происходят два мейотических деления.
(5) В результате гаметогенеза образуется одна полноценная яйцеклетка
Часть С
1 – это метафаза первого деления мейоза. Процессы: пары гомологичных хромосом (биваленты) располагаются по экватору клетки, к каждой хромосоме к кинетохору присоединяется нить веретена деления только от одного полюса, материнские и отцовские по происхождению хромосомы ориентированы к полюсам произвольно. Хром.ф-ла 2n4c
2– Овогенез (показан процесс образования яйцеклетки, в результате образуется одна крупная полноценная яйцеклетка и 3 направительных (полярных) тельца. Под цифрой два обозначена зона роста. Соответствует интерфазе мейоза. Период роста характеризуется значительным увеличением объема клетки за счет синтеза и накопления веществ, удвоение (репликация) ДНК, синтез АТФ. Данная стадия предшествует мейозу, ведущему к образованию гамет (половых клеток, содержащих гаплоидный набор хромосом). Биологическое значение этой стадии заключается в следующем. Репликация ДНК является подготовкой к мейозу (он приводит к редукции (уменьшению) числа хромосом в 2 раза, т.е. к образованию гаплоидного набора хромосом (1n1c) и образованию гамет. Накопление питательных веществ необходимо в дальнейшем для развития эмбриона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .
Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...
Тестовый контроль знаний по теме "Неметаллы"
Предложены 3 варианта, содержащие 17 вопросов для тестового кантроля знаний по теме "Неметаллы"...
Тестовый контроль знаний по теме "Химические реакции"
Тестовая работа по теме "Химические реакции" содержит два варианта по 13 вопросов, составлена на основе вопросов ЕГЭ...
тестовый контроль знаний по теме "Бактерии"
Тестовый контроль знаний по теме "Бактерии" проводится с целью проверки знаний , работа представлена в 2 вариантах....
тестовый контроль знаний по теме "Факторы, направления и пути эволюции"
Задания в тестовой форме по теме "Факторы, направления и пути эволюции" предназначены для тематической проверки знаний учащихся 10 класса....
Тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии
Проверка знаний и умений важное звено в обучении биологии. Изучение состояния биологической подготовки непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка в...
Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся
В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...