Рабочая программа по биологии на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по биологии (11 класс)

Морозова Ирина Викторовна

Рабочая программа для 7-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp._biologiya._23-24g.zip637.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Курской области‌‌

Комитет образования г. Железногорска Курской области‌

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

________________________

Приказ №1 от «30» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

________________________

Ерохина И.Н.

Приказ №1-360 от «31» августа    2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология. Базовый уровень»

для обучающихся 11 класса

г. Железногорск‌ 2023‌

АННОТАЦИЯ

к курсу учебного предмета «Биология 11 класс.

Базовый уровень»

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Программа по  биологии (авт. Д.И.Трайтак) рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф.

За  основу создания рабочей программы  по  биологии в 11 классе взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.;  под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2011 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология»  Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.  

   Выбранная программа для общеобразовательных учреждений – Общая биология. 10-11 классы / Автор Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака / – М.: Мнемозина, 2011г.

Авторы программы придерживаются традиционных подходов к изучению биологии и материал преподносится в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение кура общей биологией. К данной программе имеются соответствующие учебники; сборники задач и упражнений; книги для внеклассного чтения; рабочие тетради; тестовый контроль, практикум, мультимедийные пособия. Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, лабораторных и практических работ.

   Данная программа рассчитана в 11 классе на 2 час изучения предмета в неделю (всего 68 часов). Работа продолжается по данной программе, так как обучающиеся должны завершить обучение по начатому курсу по УМК Трайтака Д.И. под ред. Пасечника В.В.  

Срок, на который разработана данная рабочая программа – 1 год.

Исходя, из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного и личностно – ориентированного подхода,  ИКТ. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены лабораторные работы.   После изучения темы проводятся обобщающие уроки.

Список литературы:

  1. Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2022г. – 327с.
  2. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в  ВУЗы./Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.  – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.
  3. Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы:  Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.
  4. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс, 2010.- 674 с.
  5. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.
  6. Программа  для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.;  под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.
  7. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразовательных учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002. – 187 с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.

Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–11 классы) является одним из компонентов предметной области «Естественно-научные предметы». Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на уровне среднего общего образования и призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним общим, средним профессиональным и высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.

Программа по учебному предмету "Биология" даёт представление о цели и задачах изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное содержание, его структурирование по разделам и темам, распределение по классам, рекомендует последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии реализован принцип преемственности с изучением биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему просматривается направленность на последующее развитие биологических знаний, ориентированных на формирование естественно-научного мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. В программе по биологии также показаны возможности учебного предмета «Биология» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению содержания биологического образования на уровне среднего общего образования.

Учебный предмет «Биология» на уровне среднего общего образования завершает биологическое образование в школе и ориентирован на расширение и углубление знаний обучающихся о живой природе, основах молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики, селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии.

Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению биологического образования в вузах и организациях среднего профессионального образования. Основу его содержания составляет система биологических знаний, полученных при изучении обучающимися соответствующих систематических разделов биологии на уровне основного общего образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие. Так, расширены и углублены биологические знания о растениях, животных, грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни, дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового характера, которые можно использовать как ориентиры для последующего выбора профессии. Возможна также интеграция биологических знаний с соответствующими знаниями, полученными обучающимися при изучении физики, химии, географии и математики.

Структура программы по учебному предмету "Биология" отражает системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению биологии. Согласно им, изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии, актуализируются знания обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека. В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы экологии и учение о биосфере.

Учебный предмет «Биология» призван обеспечить освоение обучающимися биологических теорий и законов, идей, принципов и правил, лежащих в основе современной естественно-научной картины мира, знаний о строении, многообразии и особенностях клетки, организма, популяции, биоценоза, экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных исследованиях в биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для развития и поддержания интереса обучающихся к биологии наряду со значительным объёмом теоретического материала в содержании программы по биологии предусмотрено знакомство с историей становления и развития той или иной области биологии, вкладом отечественных и зарубежных учёных в решение важнейших биологических и экологических проблем.

Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса к определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для продолжения биологического образования.

Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;

ознакомление обучающихся с методами познания живой природы: исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований в лаборатории и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции естественно-научных знаний;

приобретение обучающимися компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни;

создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями региона.

Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего общего образования, составляет в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю).‌‌

Отбор организационных форм, методов и средств обучения биологии осуществляется с учётом специфики его содержания и направленности на продолжение биологического образования в организациях среднего профессионального и высшего образования.

Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне является проведение лабораторных и практических работ. Также участие обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ, тематика которых определяется учителем на основе имеющихся материально-технических ресурсов и местных природных условий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Методическое пособие "Поурочные тесты и задания" Г. И. Лернер. М.: ЭКСМО. - 2009г.
 2. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника "Биология. Общая биология. 10-11 классы"/Т. А. Козлова. М.: Экзамен. 2008г - 286с.
 3. Биология. 10 класс: поурочные планы. - Волгоград: Учитель. 2009г. - 351с.‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌1. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
 2. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-eg

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностные, метапредметные и предметные.

В структуре личностных результатов освоения программы по биологии выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования, наличие правосознания экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Личностные результаты освоения программы по биологии достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма и уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;

способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;

умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;

понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;

повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;

заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;

способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие); универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.

В результате изучения биологии на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

3) работа с информацией:

ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);

использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры;

владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

3) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

признавать своё право и право других на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Биология» на углублённом уровне ориентированы на обеспечение профильного обучения обучающихся биологии. Они включают: специфические для биологии научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и их применению в различных учебных, а также в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты представлены по годам изучения.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 10 классе должны отражать:

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании естественно-научной картины мира, в познании законов природы и решении проблем рационального природопользования, о вкладе российских и зарубежных учёных в развитие биологии;

владение системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, организм, метаболизм, гомеостаз, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие), биологические теории (клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана), учения (Н. И. Вавилова – о центрах многообразия и происхождения культурных растений), законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления, чистоты гамет, независимого наследования Г. Менделя, гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова), принципы (комплементарности);

владение основными методами научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов (описание, измерение, наблюдение, эксперимент);

умение выделять существенные признаки: вирусов, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, в том числе бактерий, грибов, растений, животных и человека, строения органов и систем органов растений, животных, человека, процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека, биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса, искусственного отбора;

умение устанавливать взаимосвязи между органоидами клетки и их функциями, строением клеток разных тканей и их функциями, между органами и системами органов у растений, животных и человека и их функциями, между системами органов и их функциями, между этапами обмена веществ, этапами клеточного цикла и жизненных циклов организмов, этапами эмбрионального развития, генотипом и фенотипом, фенотипом и факторами среды обитания;

умение выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе растений, животных и человека;

умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп;

умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях;

умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биологии и медицины (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, биотехнологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение биологического образования в организациях среднего профессионального и высшего образования.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11 классе должны отражать:

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира, в познании законов природы и решении экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования, и в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку, о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии;

умение владеть системой биологических знаний, которая включает определения и понимание сущности основополагающих биологических терминов и понятий (вид, экосистема, биосфера), биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции), учения (А. Н. Северцова – о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского – о биосфере), законы (генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга, зародышевого сходства К. М. Бэра), правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды энергии), гипотезы (гипотеза «мира РНК» У. Гилберта);

умение владеть основными методами научного познания, используемыми в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, наблюдение, эксперимент), способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

умение выделять существенные признаки: видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора, аллопатрического и симпатрического видообразования, влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции, приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции, круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;

умение устанавливать взаимосвязи между процессами эволюции, движущими силами антропогенеза, компонентами различных экосистем и приспособлениями к ним организмов;

умение выявлять отличительные признаки живых систем, приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп, взаимосвязи организмов и среды обитания, единства человеческих рас, необходимости сохранения многообразия видов и экосистем как условия сосуществования природы и человечества;

умение решать биологические задачи, выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях;

умение оценивать гипотезы и теории о происхождении жизни, человека и человеческих рас, о причинах, последствиях и способах предотвращения глобальных изменений в биосфере;

умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной деятельности в области биологии, экологии, природопользования, медицины, биотехнологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение биологического образования в организациях среднего профессионального и высшего образования.

Приоритетные формы деятельности, направленные на достижение результата обучающимися.

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  • Поисковый метод;
  • Проектный метод
  • Игровой метод
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод эвристической беседы;
  • Анализ;
  • Дискуссия;
  • Диалогический метод;
  • Практическая деятельность.

Приоритетные виды и формы контроля

Формы контроля:

  • тестирование;
  • устный контроль;
  • самоконтроль;
  • выполненные задания в рабочей тетради;
  • результаты лабораторных работ.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения;
  • умение использовать полученные знания на практике.

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний о живой природе и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранении, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Система оценки достижений учащихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:  

9 – 10 правильных ответов – «5»

7 – 8   правильных ответов – «4»

5 – 6   правильных ответов – «3»

4 –0 правильных ответов – «2»

При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.  

Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.  

При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

11 КЛАСС

(68 часа, 2 час в неделю)

Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (34 часа)

Закономерности наследственности (17 часов)

Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы, применяемые в генетических исследованиях. Основные понятия генетики. Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования). Доминирование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы и определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерия.

Закономерности изменчивости (5 часов)

Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Статические закономерности модификационной изменчивости. Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости: мутационная и комбинативная. Мутации: геномные, хромосомные, генные. Мутагенез и мутагены. Гомологические ряды в наследственной изменчивости (закон Н. И. Вавилова).

Генетика человека (5 часов)

Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека. Геном человека. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно-генетический, биохимический. Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Тератогенные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование.

Генетика и селекция (6 часов)

История развития селекции. Селекция как наука. Задачи селекции. Основные понятия селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии.

Лабораторная работа №1 «Описание фенотипов местных сортов культурных растений».

Раздел III ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ (34 часа)

Представления о возникновении жизни на Земле. Эволюция органического мира (3 часа)

Мировоззренческое значение взглядов на возникновение жизни на Земле. Идеи биогенеза и абиогенеза. Гипотеза биохимической эволюции. Современные научные представления о возникновении жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Этапы возникновения первичных организмов. Эволюция органического мира. Понятие о биологической эволюции. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения учения Ч. Дарвина. Определение движущих сил эволюции главная заслуга Ч. Дарвина. Формирование классического дарвинизма и его кризис.

Синтетическая теория эволюции (6 часов)

Формирование синтетической теории эволюции. Популяция элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны (волны жизни). Дрейф генов. Изоляция. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Понятие «адаптация». Возникновение адаптации как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер».

Микро - и макроэволюция (7 часов)

Микроэволюция. Видообразование и его типы. Макроэволюция. Направления макроэволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Доказательства макроэволюции.

Происхождение человека – антропогенез (5 часов)

Происхождение человека с эволюционной точки зрения. Сходство человека с приматами. Отличия человека от животных. Место человека в системе царства животных. Этапы антропогенеза. Палеонтологические данные о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза. Особенности и единство современных человеческих рас.

Человек и природа (3 часа)

Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Современный экологический кризис. Роль человека в возникновении экологических кризисов. Изменение климата. Ресурсный кризис. Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблема отходов. Проблема резкого ухудшения здоровья населения. Пути преодоления современного экологического кризиса. Экологические запреты. Ценностные переориентации общества.

Лабораторная работа №3 «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почвы».

Повторение (10 часов) основных тем за курс «Биология.10-11 класс».

Строение клеток прокариот и эукариот. Митоз и мейоз. Закономерности наследственности и изменчивости. Генетика пола. Решение задач по изученным темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

 (68 часа, 2 час в неделю)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс

№ п/п

Темы

Количество часов

Раздел II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

34

1

Закономерности наследственности

17

2

Закономерности изменчивости

5

3

Генетика человека

5

4

Генетика и селекция

6

Раздел III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ

34

5

Представления о возникновении жизни

3

6

Синтетическая теория эволюции

6

7

Микро- и макроэволюция

7

8

Происхождение человека - антропогенез

5

9

Человек и природа

3

10

Повторение

10

ИТОГО

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки  учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (34 часов)

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (17 часов)

1

Генетика как наука.

Предметные. Понимать, при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно

использовать биологическую терминологию в пределах темы. Уметь пользоваться

генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

2

Основные генетические понятия.

3

Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

4

Цитологические основы закона расщепления. Закон чистоты гамет.

5

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание».

6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования.

Предметные. Понимать, при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно

использовать биологическую терминологию в пределах темы. Уметь пользоваться

генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.  Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

7

Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».

8

Доминирование. Анализирующее скрещивание.

9

Решение задач по теме «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание».

10

Сцепленное наследование.

Предметные. Перечислять основные причины сцепленного наследования генов. Объяснять закономерности наследования заболеваний, сцепленных с полом.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи;         структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

11

Хромосомная теория наследственности.

12

Генетика пола.

Предметные. Объяснять причины и закономерности наследования такого заболевания,

как гемофилия. Решать генетические задачи на дигибридное  скрещивание и сцепленное

наследование.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

13

Наследование, сцепленное с полом.

14

Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом».

15

Генотип - целостная система. Взаимодействие аллельных генов.

16

Генотип - целостная система. Взаимодействие неаллельных генов.

17

Решение задач по теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (5 часов)

18

Модификационная изменчивость.

Предметные. Объяснять отличительные особенности внеядерной и ядерной наследственности. Определять основные формы изменчивости организмов. Приводить примеры модификационной и комбинативной изменчивости. Уверенно использовать

биологическую терминологию в пределах темы.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

19

Наследственная генетическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.

20

Мутационная изменчивость.

Предметные. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Уметь

давать определения терминам. Объяснять возможные причины возникновения мутаций.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

21

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

22

Контрольная работа №1 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости».

3. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

23

Генетика человека.

Предметные. Называть методы классической генетики. Объяснять важнейшие различия

наследственной и ненаследственной изменчивости.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности

24

Методы генетики человека.

25

Геном и геномика человека.

26

Наследственные болезни человека.

Предметные. Сформировать представление о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения, предупреждении и лечении.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

27

Болезни, связанные с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование.

4. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ (6 часов)

28

Основы селекции как науки.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах.

29

Методы селекции растений. Л.Р.1 «Описание фенотипов местных сортов культурных растений».

30

Контрольная работа за I полугодие

31

Методы селекции животных.

32

Методы селекции микроорганизмов.

33

Биотехнология как наука. Генная инженерия.

34

Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость»

Познавательные: освоение приемов решения задач.  

Регулятивные: составление  плана задач решения, фиксирование результатов, формулировка выводов.

Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ (34 часа)

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ (3 часа)

35

Становление и развитие представлений о происхождении жизни.

Познавательные: построение сообщений – рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

 Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.  

36

История развития эволюционных идей.

37

Эволюционное учение Чарльза Дарвина.

6. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ (6 ЧАСОВ)

38

Кризис дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.  

39

Популяция – элементарная единица эволюции.

40

Движущие силы эволюции.

41

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

42

Формы естественного отбора.

43

Адаптации как результат действия естественного отбора.

Л.Р.2 «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и её относительный характер".

7. МИКРО- И МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (7 часов)

44

Видообразование как результат эволюции.

Познавательные: владение понятийным аппаратом.  

Регулятивные: уметь воспринимать информацию в разных формах.

Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему.  

45

Формы видообразования.

46

Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов.

47

Основные направления эволюции.

48

Пути достижения биологического прогресса.

49

Доказательства макроэволюции.

50

Контрольная работа №3 по теме «Теория эволюции. Микро-и макроэволюция».

8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – АНТРОПОГЕНЕЗ (5 часов)

51

Антропогенез с точки зрения эволюции.

Предметные. Объяснять этапы эволюции и место человека в природе.

Метапредметные. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные: Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают  современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого; имеют  представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи.

52

Место человека в системе органического мира.

53

Этапы антропогенеза.

54

Человеческие расы.

55

Движущие силы антропогенеза.

9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (3 часа)

56

Современный экологический кризис.

Л.Р.3 «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почву».

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.  

57

Пути преодоления современного экологического кризиса.

58

Тест

10. ПОВТОРЕНИЕ (10 часов)

59

Строение клеток прокариот и эукариот.

Предметные. Применять теоретические знания в практической деятельности.

Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная

информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

60

Митоз.

61

Мейоз.

62

Закономерности наследственности.

63

Закономерности изменчивости.

64

Решение задач на моногибридное скрещивание.

65

Решение задач на дигибридное скрещивание.

66

Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом».

67

Решение задач по теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

68

Пути достижения биологического прогресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на 2023-2024 учебный год.

Материал содержит рабочие программы по географии 5-9....

Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год

Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год

Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа "Дефектологические занятия" на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа разработа для коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по физической культуре 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа сформерованна с учетом физических особенностей учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ОЛИМПИОНИК» 2023– 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВнеурочная программа организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности.Цель курса: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника....