Программа по биологии профессии/специальности СПО 38.02.01
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Васильева Ольга Анатольевна

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_38.02.01.docx71.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ «____»__________2023 г.

Руководитель МО

________ М.Ю. Гаранжа 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

_______ Н.В. Радченко

«____»__________2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ СИТ

________ Д.В. Чан 

«____»__________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

ОУП.08 БИОЛОГИЯ

базовый уровень

для специальности

среднего профессионального образования

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Объем программы: 72 часов

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, экзамен

Составитель: Васильева Ольга Анатольевна,

преподаватель ГБПОУ СИТ

г. Оха, 2023


Содержание:

1.

Общая характеристика учебной программы

1

1.1.

Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.

1

1.2

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1

1.2.1.

Цели и задачи дисциплины

1

1.2.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО.

1

2.

Структура и содержание общеобразовательного учебного предмета

7

2.1.

Объем учебного предмета и виды учебной работы

7

2.2.

Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам

7

2.3.

Тематический план и содержание учебного предмета

8

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

16

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

16

3.2

Требования к информационному обеспечению

17

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

17

5.

Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины

22

6.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

22

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и задачи дисциплины

Цель: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.

Задачи дисциплины:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие 

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем,

- уметь владеть системой биологических знаний, которая включает:

основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие);

биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М  Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере;

законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера);

принципы (чистоты гамет, комплементарности);

правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии);

гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек);

- сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

- уметь выделять существенные признаки:

строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы;

строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека;

биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;

- приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов;

- сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества;

- сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии;

- интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- расширение опыта деятельности экологической направленности; 

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

- уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах

ПК 3.4.3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Решение профессионально-ориентированных заданий, связанных с отработкой умений различных видов математического расчета через решение генетических задач, задач по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

- понимают значение экологической безопасности в профессиональной деятельности.

- умеют находить решения в различных производственных ситуациях, связанных с нарушением экологической безопасности в своей профессиональной деятельности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1.  Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

в т. ч.

Основное содержание - ОС

68

в т. ч.:

теоретическое обучение

46

практические занятия (в т. ч. комбинированные занятия – КЗ, контрольные работы – КР, экзамен)

22

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля - ПМ)

7

в т. ч.:

теоретическое обучение

3

практические занятия (практические работы – ПР)

4

Самостоятельная работа

4

Консультации

-

Промежуточная аттестация (в составе практических занятий: контрольная работа, экзамен)

4

2.2. Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1

Максимальная учебная нагрузка

21

51

72

2

Обязательная учебная нагрузка

20

48

68

В т.ч.: Занятий на уроках / из них ПМ

14/1

32/2

46/3

Практические работы / из них ПМ

6/-

16/4

22/4

Контрольные работы (в составе ПР)

2

2

4

Промежуточная аттестация: 1семестр- контрольная работа, 2 семестр-экзамен (в составе ПР)

2

2

4

3

Самостоятельная работа

1

3

4

4

Консультации

-

-

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1 семестр

Раздел 1. Общая биология

68

Тема 1.1.Клетка

6

Клеточная теория. Химический состав клетки

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль.

Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов.

Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Основные органоиды клетки и их функции

Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Наблюдение клеток растений и животных, их описание»

Сходство и различие растительной и животной клеток.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Прокариоты и эукариоты. Вирусы

Вирусы, как биологические организмы, имеющие молекулярную (неклеточную) организацию. Инфекционная природа вирусов. Вирусные заболевания человека

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез.

Совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности. 

Процесс фотосинтеза, стадии, биологическое значение

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Строение ДНК и РНК. Биосинтез белка. Строение и функции хромосом

Строение, свойства, структура молекул нуклеиновых кислот, принцип комплементарности в ДНК. Роль нуклеиновых кислот в живой природе. Сущность пластического обмена и биосинтеза белка. Генетическая информация, генетический код, особенности транскрипции и трансляции. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК. Функции РНК в клетке. Виды размножения эукариотических клеток (амитоз, митоз, мейоз).

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.2 Организм

6

Размножение и индивидуальное развитие. Организм как единое целое

Взаимосвязь строения и функций всех клеток, тканей, органов и систем органов.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Формы размножения. Половое и бесполое размножение».

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование. Половое размножение.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и эмбриональное развитие животных.  Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии эмбриогенеза. Онтогенез, как процесс индивидуального развития живого организма от зарождения и до завершения жизненного цикла. Особенности постэмбрионального развития организмов

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Причины нарушений в развитии организмов

Наследственные заболевания, влияние вредных привычек на развитие потомства

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства»

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.3 Генетика и селекция

8

Законы генетики, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание

Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Сцепленное наследование генов

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом. Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Взаимодействие генов. Генетика пола»

Наследование признаков, сцепленных с полом

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач»

Решение генетических задач на применение теоретических знаний 1,2,3 законы Г. Менделя

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Модификационная и мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней

Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости.

Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций. Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью.

Прикладной модуль:

влияние наследственных заболеваний на профессиональную деятельность человека

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

Полиплоидия и отдаленная гибридизация

Понятия полиплоидии и отдаленной гибридизации. Широкое распространение полиплоидии у растений. Примеры межвидовых и межродовых гибридов. Методика преодоления бесплодия у отдаленных гибридов в трудах ученого Г.Д.Карпеченко.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Биотехнология и ее достижения. Селекция растений и животных

Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм

Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания. Технологии и примеры использования живых организмов, их отдельных составляющих (ДНК, микроорганизмов, клеток и их частей) или продуктов их жизнедеятельности для производства продуктов и решения технических задач.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Обобщение тем 1.1-1.3»

отработка теоретических знаний в решении практических задач по темам 1.1-1.3

Прикладной модуль: 

экология рабочего места, взаимосвязь состояния здоровья и трудовых функций

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

2 семестр

Тема 1.4. Эволюция

28

История эволюционного учения

Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для формирования идеи эволюции. Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Преемственность поколений. Дифференциальное выживание и размножение особей из-за различий в фенотипе.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование, сложные отношения между организмами и неорганической природой. Три формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неорганической природой. Борьба за существование приводит к естественному отбору. Естественный отбор – это выживание и размножение особей, наиболее приспособленных к данным условиям. Естественный отбор – движущая сила эволюции.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Доказательства эволюции.

Научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ на Земле от общего предка.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Микроэволюция

Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции.

Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная).

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции

Видообразование, последовательность адаптивных преобразований, популяции, виды. Морфологический, физиологический, экологический, географический, этологический, биохимический, генетический критерии вида

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Критерии вида»

Морфологический, физиологический, экологический, географический, этологический, биохимический, генетический критерии у различных организмов

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Макроэволюция

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции

(А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства

(Закон  К.Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга.

Доказательства и значение закона Харди-Вайнберга: в больших популяциях при условии свободного скрещивания и при отсутствии притока мутаций и отбора устанавливается равновесие частот генотипов, которое сохраняется из поколения в поколение.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.

Механизм и причины формирования приспосабливаемости организмов к среде обитания. Черты приспособленности к условиям среды обитания различных организмов

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Выявление приспособленностей к среде обитания»

Виды приспособлений организмов к среде обитания, относительный характер приспособлений

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Ароморфозы и идиоадаптации

Идиоадаптация как направление эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Ароморфоз как прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Возникновение и развитие жизни на Земле

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.

Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Происхождение человека – антропогенез

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе

Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.

Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Приспосабливаемость человека к условиям среды»

Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле»

Обобщение темы 1.4

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.5. Экологические факторы и среды жизни

20

Экологические факторы и среды жизни

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Популяция, сообщества, экосистемы

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.

Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Экологические адаптации человека»»

Приспособительная физиологическая и психофизиологическая реакция организма и личности человека к меняющимся условиям окружающей (внешней) среды, врожденное биолого-генетическое состояние высших регуляторных функций человека на сознательном и бессознательном уровнях.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Биосфера - глобальная экологическая система

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир)

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и работоспособность.

Прикладной модуль:

влияние электричества, высокой температуры и рабочего шума на работоспособность и безопасность труда

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

Практическая работа «Определение суточного рациона питания»

Изучение суточной потребности в белках, жирах, углеводах, минералах для нормальной физиологической активности человека

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Влияние различных факторов на работоспособность человека»

Влияние на работоспособность различных условий осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.

Прикладной модуль: разбор различных производственных ситуаций, связанных со способами обращения с горючими газами: парами бензина и керосина, правилами безопасной работы при эксплуатации электролита и способами его безвредной утилизации для окружающей среды.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

Биотехнологии

Биотехнология как наука и производство. Основные направления и достижения современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов.

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Теоретические и практические основы общей биологии»

Решение практических задач по темам раздела «Общая биология»

Прикладной модуль:

решение профессионально-ориентированных заданий, связанных с отработкой умений различных видов математического расчета через решение генетических задач, задач по экологической безопасности в профессиональной деятельности

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

  1. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет биологии, мебель, доска.

Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): микроскопы, микропрепараты, демонстрационные пособия, наборы наглядных материалов в соответствии с содержанием программы, цифровые образовательные ресурсы.

Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Список литературы:

Для обучающихся:

1. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального

образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:

Издательство Юрайт, 2020.

  1. Учебник Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М.Константинова. — 8-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2014.

Дополнительная литература:

1. Валянский С. И. Естествознание: учебник и практикум для среднего

профессионального образования / С. И. Валянский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Горелов А. А. Естествознание: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.

Для преподавателя:

1)        Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2)        Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2022г. №N796 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».

3)        Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 №1579 (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44801).

4)        Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» базовый уровень для профессиональных образовательных организаций, утвержденная на заседании Совета по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30 ноября 2022г.).

Интернет-ресурсы:

- www. krugosvet.ru /универсальная энциклопедия «Кругосвет»/.

- http:// scitecIibrary.ru /научно-техническая библиотека/.

- www.auditorium.ru /библиотека института «Открытое общество»/.

- www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

- www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

- www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,

библиотека).

- www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета

по биологии).

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.

Наименование разделов и тем

Результат обучения

Оценочные материалы

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1 семестр

Раздел 1. Общая биология

Тема 1.1.Клетка

Клеточная теория. Химический состав клетки

Знают и умеют:

- характеризуют уровни живой материи;

- описывают методы исследования на молекулярном и клеточном уровне;

- проводят сравнение химической организации живых и неживых объектов;

- проводят наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, дают их описание;

- сравнивают строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам;

- определяют последовательность нуклеотидов ДНК и РНК;

- строят схемы энергетического обмена и биосинтеза белка;

- описывают основные энергетические и пластические процессы клетки (обмен веществ, хемо-, фотосинтез);

- характеризуют жизненный цикл клетки.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Основные органоиды клетки и их функции

Тест «Органоиды клетки»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Наблюдение клеток растений и животных, их описание»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Прокариоты и эукариоты. Вирусы

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Строение ДНК и РНК. Биосинтез белка. Строение и функции хромосом

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.2 Организм

Размножение и индивидуальное развитие. Организм как единое целое

Знают и умеют:

- проводят взаимосвязь строения и функций всех клеток, тканей, органов и систем органов;

- описывают строение и взаимосвязь частей многоклеточного организма;

- отличают формы бесполого и полового размножения;

- анализируют основные стадии онтогенеза на примере

развития позвоночных животных;

- выявляют и описывают признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их

эволюционного родства;

- дают оценку последствий влияния алкоголя, никотина,

наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и

репродуктивное здоровье человека;

- разбираются в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонирование животных и проблемы клонирования человека

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Формы размножения. Половое и бесполое размножение».

Практическая работа «Формы размножения. Половое и бесполое размножение».

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Причины нарушений в развитии организмов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.3 Генетика и селекция

Законы генетики, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание

Знают и умеют:

- владеют терминологией, применяемой в генетике;

- описывают закономерности наследственности и изменчивости;

- определяют вероятность возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании;

- решают простейшие задачи на наследование тех или иных признаков;

- описывают закономерности наследственности и изменчивости;

-  определяют вероятность возникновения наследственных признаков при различных взаимодействиях генов;

- определяют тип мутации при передаче наследственных признаков;

- владеют знаниями о селекционных методах;

- объясняют влияние наследственных заболеваний на профессиональную деятельность человека;

- понимают экологию рабочего места, взаимосвязь состояния здоровья и трудовых функций

 

 

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Сцепленное наследование генов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Взаимодействие генов. Генетика пола»

Самостоятельная работа «Решение генетических задач»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Модификационная и мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней

Тест «Модификационная и мутационная изменчивость»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Полиплоидия и отдаленная гибридизация

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.1.

Биотехнология и ее достижения. Селекция растений и животных

Презентация по достижениям биотехнологии

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Обобщение тем 1.1-1.3»

Контрольная работа

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

2 семестр

Тема 1.4. Эволюция

История эволюционного учения

Знают и умеют:

-перечисляют этапы истории возникновения и формирования эволюционных взглядов;

- владеют терминологией  эволюционного учения;

- называют научные и исторические предпосылки возникновения дарвинизма, основные положения эволюционной теории Дарвина и синтетической теории эволюции;

- объясняют основные закономерности развития органического мира;

- перечисляют современные достижения эволюционного учения;

- перечисляют структурную организацию живых организмов на

организменном, популяционном, видовом и биосферном уровне организации живой материи с эволюционной точки зрения;

- приводят доказательства существования эволюции;

- знают современные гипотезы происхождения жизни на Земле;

- владеют знаниями о современных научных концепциях происхождения человека и исторических этапов его становления как биосоциального вида.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Борьба за существование и естественный отбор.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Доказательства эволюции.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Микроэволюция

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Критерии вида»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Макроэволюция

Тест «Микроэволюция и макроэволюция»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Выявление приспособленностей к среде обитания»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Ароморфозы и идиоадаптации

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Возникновение и развитие жизни на Земле

Тест «Развитие жизни на Земле»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Происхождение человека – антропогенез

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Приспосабливаемость человека к условиям среды»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 1.5. Экологические факторы и среды жизни

Экологические факторы и среды жизни

Знают и умеют:

- описывают связь между организмом и средой его обитания;

- описывают связь между организмом и средой его обитания;

- устанавливают связь структуры и свойств экосистем;

- описывают глобальные и региональные экологические проблемы, и пути их минимизации;

- предлагают способы действия по безопасному поведению и снижению влияния человека на природную среду;

- осуществляют разбор различных производственных ситуаций, связанных с отработкой умений различных видов математического расчета через решение генетических задач, задач по экологической безопасности в профессиональной деятельности

Тест «Экологические факторы и экосистемы»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Популяция, сообщества, экосистемы

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Экологические адаптации человека»»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Биосфера - глобальная экологическая система

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Влияние антропогенных факторов на биосферу

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Тест «Экологические факторы и здоровье человека»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

Практическая работа «Определение суточного рациона питания»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.1.

Практическая работа «Влияние различных факторов на работоспособность человека»

Отчет по практической работе

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

Биотехнологии

Презентации «Биотехнологии»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Практическая работа «Теоретические и практические основы общей биологии»

Экзамен

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 3.4.3.

5. Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины

Тема занятия

Тема самостоятельной работы

Тема 1.3. Генетика и селекция

самостоятельная работа № 1 «Решение генетических задач»

самостоятельная работа № 2 «Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений»

самостоятельная работа № 3 «Влияние окружающей среды на эволюцию»

самостоятельная работа № 4 «Экологические проблемы Сахалинской области»

6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Виды

«5»

«4»

«3»

«2»

Индивидуальный

устный

- полный ответ,

-логическая последовательность

- возможна одна несущественная ошибка

- полный ответ,

- логическая последовательность,

- допущены 1-2 ошибки

- часть ответа,

- логическая непоследовательность,

- допущены ошибки

- не понимает сути вопроса,

- не имеет знаний по теме

Тест

90-100% правильно

70-89% правильно

50-69% правильно

правильно менее 50%

Решение генетических задач

- логика и алгоритм решения;

- правильное решение

- в целом применяет алгоритм решения;

- имеется незначительная ошибка

- нет логики в решении;

- отмечаются попытки применить знания в решении

- не понимает смысла решения;

- не владеет теоретическими знаниями по задаче

Практическая работа, работа с микроскопом

-соблюдена последовательность;

- теория и практика,

- сделаны правильные выводы

-соблюдена последовательность;

-теория и практика,

- сделаны правильные выводы

- в описании работы имеются 1-2 ошибки, часть выводов не верна

-нарушена последовательность;

-теория и практика не подкреплены и не взаимосвязаны частично,

- сделаны выводы, но имеются существенные ошибки в понимании сути процессов

- не владеет теорией, поэтому не может выполнить практику, описать и сделать выводы

Контрольная работа, экзамен

90-100% правильно

70-89% правильно

50-69% правильно

правильно менее 50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по биологии профессии/специальности СПО 15.01.05

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...

Фонд оценочных средств по биологии профессии/специальности СПО 15.01.31

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...

Фонд оценочных материалов по биологии профессии/специальности СПО 23.02.07

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...

Фонд оценочных материалов по биологии профессии/специальности СПО 38.02.01

Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...

Программа по биологии профессии/специальности СПО 15.01.05

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.05 &l...

Программа по биологии профессии/специальности СПО 15.01.31

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.31 &l...

Программа по биологии профессии/специальности СПО 23.02.07

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.02.07 &l...