Программа по биологии профессии/специальности СПО 15.01.31
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.31 «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_15.01.31.docx | 72.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО на заседании МО преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол №____ «____»__________2023 г. Руководитель МО ________ М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР _______ Н.В. Радченко «____»__________2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ СИТ ________ Д.В. Чан «____»__________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ОУП.08 БИОЛОГИЯ
базовый уровень
для специальности
среднего профессионального образования
15.01.31 «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики»
Объем программы: 84 часа
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, дифференцированный зачет
Составитель: Васильева Ольга Анатольевна,
преподаватель ГБПОУ СИТ
г. Оха, 2023
Содержание:
1. | Общая характеристика учебной программы | 1 | |
1.1. | Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО. | 1 | |
1.2 | Цели и планируемые результаты освоения дисциплины | 1 | |
1.2.1. | Цели и задачи дисциплины | 1 | |
1.2.2. | Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО на базе ФГОС СОО. | 1 | |
2. | Структура и содержание общеобразовательного учебного предмета | 7 | |
2.1. | Объем учебного предмета и виды учебной работы | 7 | |
2.2. | Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам | 7 | |
2.3. | Тематический план и содержание учебного предмета | 8 | |
3. | Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины | 16 | |
3.1. | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 16 | |
3.2 | Требования к информационному обеспечению | 16 | |
4. | Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины | 17 | |
5. | Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины | 21 | |
6. | Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся | 22 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Место учебного предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО.
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.31 «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Цель: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
Задачи дисциплины:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем, - уметь владеть системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие); биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере; законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); принципы (чистоты гамет, комплементарности); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии); гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек); - сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; - уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; - приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества; - сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности; - уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах |
ПК 01 Выполнение монтажа приборов и электрических схем систем автоматики в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности | Решение профессионально-ориентированных заданий, связанных с эксплуатацией и утилизацией приборов, электрической обмотки, металлов, а также последствия влияния электрического тока на организм человека | - понимают значение экологической безопасности в профессиональной деятельности. - умеют находить решения в различных производственных ситуациях, связанных с нарушением экологической безопасности в своей профессиональной деятельности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета | 84 |
в т. ч. | |
Основное содержание - ОС | 56 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 40 |
практические занятия (в т. ч. комбинированные занятия – КЗ, контрольные работы – КР, дифференцированный зачет) | 16 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля - ПМ) | 7 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 3 |
практические занятия (практические работы – ПР) | 4 |
Самостоятельная работа | 28 |
Консультации | - |
Промежуточная аттестация (в составе практических занятий: контрольная работа, дифференцированный зачет) | 4 |
2.2. Распределение часов, отводимое на освоение учебного предмета, по семестрам
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Максимальная учебная нагрузка | 42 | 42 | 84 | ||||
2 | Обязательная учебная нагрузка | 28 | 28 | 56 | ||||
В т.ч.: Занятий на уроках / из них ПМ | 20/1 | 20/2 | 40/3 | |||||
Практические работы / из них ПМ | 8/1 | 8/3 | 16/4 | |||||
Контрольные работы (в составе ПР) | 2 | 2 | 4 | |||||
Промежуточная аттестация, 1семестр- контрольная работа, 2 семестр-дифференцированный зачет (в составе ПР) | 2 | 2 | 4 | |||||
3 | Самостоятельная работа | 14 | 14 | 28 | ||||
4 | Консультации | - | - | - | ||||
5 | Промежуточная аттестация в виде экзамена | - | - | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль | Объем часов | Формируемые компетенции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 семестр | ||||
Раздел 1. Общая биология | 56 | |||
Тема 1.1.Клетка | 8 | |||
Клеточная теория. Химический состав клетки | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Основные органоиды клетки и их функции | Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Наблюдение клеток растений и животных, их описание» | Сходство и различие растительной и животной клеток. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Прокариоты и эукариоты. Вирусы | Вирусы, как биологические организмы, имеющие молекулярную (неклеточную) организацию. Инфекционная природа вирусов. Вирусные заболевания человека | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез. | Совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности. Процесс фотосинтеза, стадии, биологическое значение | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Строение ДНК и РНК. Биосинтез белка | Строение, свойства, структура молекул нуклеиновых кислот, принцип комплементарности в ДНК. Роль нуклеиновых кислот в живой природе. Сущность пластического обмена и биосинтеза белка. Генетическая информация, генетический код, особенности транскрипции и трансляции. Механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосоме | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Строение и функции хромосом | Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК. Функции РНК в клетке. Виды размножения эукариотических клеток (амитоз, митоз, мейоз) | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Жизненный цикл клетки. Митоз» | Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Тема 1.2 Организм | 8 | |||
Размножение и индивидуальное развитие. Организм как единое целое | Взаимосвязь строения и функций всех клеток, тканей, органов и систем органов. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Формы размножения. Половое и бесполое размножение» | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование. Половое размножение. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Мейоз | Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Образование половых клеток | Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза | Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии эмбриогенеза | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Органогенез. Постэмбриональное развитие | Онтогенез, как процесс индивидуального развития живого организма от зарождения и до завершения жизненного цикла. Особенности постэмбрионального развития организмов | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Причины нарушений в развитии организмов | Наследственные заболевания, влияние вредных привычек на развитие потомства | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства» | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Тема 1.3 Генетика и селекция | 12 | |||
Законы генетики, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание | Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Дигибридное скрещивание | Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Сцепленное наследование генов | Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Взаимодействие генов. Генетика пола» | Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач» | Решение генетических задач на применение теоретических знаний 1,2,3 законы Г. Менделя | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Модификационная и мутационная изменчивость | Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний | Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека Прикладной модуль: влияние наследственных заболеваний на профессиональную деятельность человека | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | |
Практическая работа «Фенотипическая изменчивость. Анализ фенотипической изменчивости» | Изучение развития фенотипа, определяющегося взаимодействием его наследственной основы – генотипа с условиями окружающей среды | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Полиплоидия и отдаленная гибридизация | Понятия полиплоидии и отдаленной гибридизации. Широкое распространение полиплоидии у растений. Примеры межвидовых и межродовых гибридов. Методика преодоления бесплодия у отдаленных гибридов в трудах ученого Г.Д.Карпеченко. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Селекция растений и животных | Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Биотехнология и ее достижения | Технологии и примеры использования живых организмов, их отдельных составляющих (ДНК, микроорганизмов, клеток и их частей) или продуктов их жизнедеятельности для производства продуктов и решения технических задач. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Обобщение тем 1.1-1.3» | отработка теоретических знаний в решении практических задач по темам 1.1-1.3 Прикладной модуль: экология рабочего места, взаимосвязь состояния здоровья и трудовых функций | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | |
2 семестр | ||||
Тема 1.4. Эволюция | 12 | |||
История эволюционного учения | Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для формирования идеи эволюции. Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Микроэволюция | Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции. Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная). Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Критерии вида» | Морфологический, физиологический, экологический, географический, этологический, биохимический, генетический критерии | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Макроэволюция | Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Возникновение и развитие жизни на Земле | Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Происхождение человека – антропогенез | Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека. Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Приспосабливаемость человека к условиям среды» | Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле» | Обобщение темы 1.4 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Тема 1.5. Экологические факторы и среды жизни | 16 | |||
Экологические факторы и среды жизни | Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Популяция, сообщества, экосистемы | Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Экологические адаптации человека»» | Приспособительная физиологическая и психофизиологическая реакция организма и личности человека к меняющимся условиям окружающей (внешней) среды, врожденное биолого-генетическое состояние высших регуляторных функций человека на сознательном и бессознательном уровнях. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Биосфера - глобальная экологическая система | Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Влияние антропогенных факторов на биосферу | Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир) | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и работоспособность. Прикладной модуль: влияние электричества, давления газов, высокой температуры и рабочего шума на работоспособность и безопасность труда | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК-01 | |
Практическая работа «Определение суточного рациона питания» | Изучение суточной потребности в белках, жирах, углеводах, минералах для нормальной физиологической активности человека | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Влияние различных факторов на работоспособность человека» | Влияние на работоспособность различных условий осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д. Прикладной модуль: разбор различных производственных ситуаций, связанных с влиянием электричества, давления газов, высокой температуры и рабочего шума на работоспособность и безопасность труда | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | |
Биотехнологии | Биотехнология как наука и производство. Основные направления и достижения современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |
Практическая работа «Теоретические и практические основы общей биологии» | Обобщение, решение практических задач по темам раздела «Общая биология» Прикладной модуль: рассмотрение различных производственных ситуаций, связанных с нарушением экологической безопасности в своей профессиональной деятельности | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 |
- Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет биологии, мебель, доска.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): микроскопы, микропрепараты, демонстрационные пособия, наборы наглядных материалов в соответствии с содержанием программы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Список литературы:
Для обучающихся:
1. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020.
- Учебник Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М.Константинова. — 8-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2014.
Дополнительная литература:
1. Валянский С. И. Естествознание: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. И. Валянский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
2. Горелов А. А. Естествознание: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
Для преподавателя:
1) Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2022г. №N796 «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».
3) Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 №1579 (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44801).
4) Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» базовый уровень для профессиональных образовательных организаций, утвержденная на заседании Совета по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30 ноября 2022г.).
Интернет-ресурсы:
- www. krugosvet.ru /универсальная энциклопедия «Кругосвет»/.
- http:// scitecIibrary.ru /научно-техническая библиотека/.
- www.auditorium.ru /библиотека института «Открытое общество»/.
- www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
- www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
- www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
- www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета
по биологии).
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
Наименование разделов и тем | Результат обучения | Оценочные материалы | Формируемые компетенции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 семестр | ||||
Раздел 1. Общая биология | ||||
Тема 1.1.Клетка | ||||
Клеточная теория. Химический состав клетки | Знают и умеют: - характеризуют уровни живой материи; - описывают методы исследования на молекулярном и клеточном уровне; - проводят сравнение химической организации живых и неживых объектов; - проводят наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, дают их описание; - сравнивают строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам; - определяют последовательность нуклеотидов ДНК и РНК; - строят схемы энергетического обмена и биосинтеза белка; - описывают основные энергетические и пластические процессы клетки (обмен веществ, хемо-, фотосинтез); - характеризуют жизненный цикл клетки. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Основные органоиды клетки и их функции | Тест «Органоиды клетки» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Наблюдение клеток растений и животных, их описание» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Прокариоты и эукариоты. Вирусы | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Строение ДНК и РНК. Биосинтез белка | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Строение и функции хромосом | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Практическая работа «Жизненный цикл клетки. Митоз» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Тема 1.2 Организм | ||||
Размножение и индивидуальное развитие. Организм как единое целое | Знают и умеют: - проводят взаимосвязь строения и функций всех клеток, тканей, органов и систем органов; - описывают строение и взаимосвязь частей многоклеточного организма; - отличают формы бесполого и полового размножения; - анализируют основные стадии онтогенеза на примере развития позвоночных животных; - выявляют и описывают признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства; - дают оценку последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека; - разбираются в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонирование животных и проблемы клонирования человека | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Формы размножения. Половое и бесполое размножение» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Мейоз | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Образование половых клеток | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Органогенез. Постэмбриональное развитие | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Причины нарушений в развитии организмов | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Практическая работа «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных, как доказательства их эволюционного родства» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Тема 1.3 Генетика и селекция | ||||
Законы генетики, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание | Знают и умеют: - владеют терминологией, применяемой в генетике; - описывают закономерности наследственности и изменчивости; - определяют вероятность возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании; - решают простейшие задачи на наследование тех или иных признаков; - описывают закономерности наследственности и изменчивости; - определяют вероятность возникновения наследственных признаков при различных взаимодействиях генов; - определяют тип мутации при передаче наследственных признаков; - владеют знаниями о селекционных методах; - объясняют влияние наследственных заболеваний на профессиональную деятельность человека; - понимают экологию рабочего места, взаимосвязь состояния здоровья и трудовых функций. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Дигибридное скрещивание | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Сцепленное наследование генов | Самостоятельная работа «Решение генетических задач» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Взаимодействие генов. Генетика пола» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Модификационная и мутационная изменчивость | Тест «Модификационная и мутационная изменчивость» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | |||
Практическая работа «Фенотипическая изменчивость. Анализ фенотипической изменчивости» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Полиплоидия и отдаленная гибридизация | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Селекция растений и животных | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Биотехнология и ее достижения | Презентации по достижениям биотехнологии | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Обобщение тем 1.1-1.3» | Контрольная работа | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | ||
2 семестр | ||||
Тема 1.4. Эволюция | ||||
История эволюционного учения | Знают и умеют: -перечисляют этапы истории возникновения и формирования эволюционных взглядов; - называют научные и исторические предпосылки возникновения дарвинизма, основные положения эволюционной теории Дарвина и синтетической теории эволюции; - объясняют основные закономерности развития органического мира; - перечисляют современные достижения эволюционного учения; - перечисляют структурную организацию живых организмов на организменном, популяционном, видовом и биосферном уровне организации живой материи с эволюционной точки зрения; - знают современные гипотезы происхождения жизни на Земле; - владеют знаниями о современных научных концепциях происхождения человека и исторических этапов его становления как биосоциального вида. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Микроэволюция | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Практическая работа «Критерии вида» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Макроэволюция | Тест «Микроэволюция и макроэволюция» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле | Тест «Развитие жизни на Земле» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Происхождение человека – антропогенез | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Практическая работа «Приспосабливаемость человека к условиям среды» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Тема 1.5. Экологические факторы и среды жизни | ||||
Экологические факторы и среды жизни | Знают и умеют: - описывают связь между организмом и средой его обитания; - описывают связь между организмом и средой его обитания; - устанавливают связь структуры и свойств экосистем; - описывают глобальные и региональные экологические проблемы, и пути их минимизации; - предлагают способы действия по безопасному поведению и снижению влияния человека на природную среду; - характеризуют влияние электричества, давления газов, высокой температуры и рабочего шума на работоспособность и безопасность труда; - осуществляют разбор различных производственных ситуаций, связанных с влиянием электричества, давления газов, высокой температуры и рабочего шума на работоспособность и безопасность труда. | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Популяция, сообщества, экосистемы | Тест «Экологические факторы и экосистемы» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Экологические адаптации человека»» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Биосфера - глобальная экологическая система | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | |||
Влияние антропогенных факторов на биосферу | Презентация «Влияние антропогенных факторов на биосферу» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Презентация «Экологические факторы и здоровье человека» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК-01 | ||
Практическая работа «Определение суточного рациона питания» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Влияние различных факторов на работоспособность человека» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 | ||
Биотехнологии | Презентации «Биотехнологии» | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | ||
Практическая работа «Теоретические и практические основы общей биологии» | Отчет по практической работе | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 01 |
5. Перечень самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины
Тема занятия | Тема самостоятельной работы |
Тема 1.1. Клетка | самостоятельная работа № 1 «Углеводы и их роль в живой природе» |
самостоятельная работа № 2 «Белки и их роль в живой природе» | |
самостоятельная работа № 3 «История развития учений о клетке» | |
самостоятельная работа № 4 «Популяция как единица биологической эволюции» | |
самостоятельная работа № 5 «Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ» | |
самостоятельная работа № 6 «Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний» | |
Тема 1.2. Организм | самостоятельная работа № 7 «Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ» |
самостоятельная работа № 8 «Основы правильного питания» | |
самостоятельная работа № 9 «Значение органических веществ в питании» | |
Тема 1.3. Генетика и селекция | самостоятельная работа № 10 «Стволовые клетки» |
самостоятельная работа № 11 «Доминантные и рецессивные признаки у человека» | |
самостоятельная работа № 12 «Генетика пола» | |
самостоятельная работа № 13 «Генетика крови и резус-фактора» | |
самостоятельная работа № 14 «Хромосомное и нехромосомное наследование» | |
Тема 1.4. Эволюция | самостоятельная работа № 15 «Современные взгляды на биологическую эволюцию» |
самостоятельная работа № 16 «Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений» | |
самостоятельная работа № 17 «Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира» | |
самостоятельная работа № 18 «Ключевые события в эволюции растений и животных» | |
Тема 1.5. Экологические факторы и среды жизни | самостоятельная работа № 19 «Среды обитания организмов: причины разнообразия» |
самостоятельная работа № 20. «В.И. Вернадский и его учение о биосфере» | |
самостоятельная работа № 21. «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему» | |
самостоятельная работа № 22. «Экологические проблемы Сахалинской области» | |
самостоятельная работа № 23. «Безопасное питание» | |
самостоятельная работа № 24. «Экологически опасные вещества и факторы в быту и производстве» | |
самостоятельная работа № 25. «Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения» | |
самостоятельная работа № 26. «Природные ресурсы и рациональное природопользование» | |
самостоятельная работа № 27. «Загрязнение биосферы» | |
самостоятельная работа № 28. «Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века» |
6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Виды | «5» | «4» | «3» | «2» |
Индивидуальный устный | - полный ответ, -логическая последовательность - возможна одна несущественная ошибка | - полный ответ, - логическая последовательность, - допущены 1-2 ошибки | - часть ответа, - логическая непоследовательность, - допущены ошибки | - не понимает сути вопроса, - не имеет знаний по теме |
Тест | 90-100% правильно | 70-89% правильно | 50-69% правильно | правильно менее 50% |
Решение генетических задач | - логика и алгоритм решения; - правильное решение | - в целом применяет алгоритм решения; - имеется незначительная ошибка | - нет логики в решении; - отмечаются попытки применить знания в решении | - не понимает смысла решения; - не владеет теоретическими знаниями по задаче |
Практическая работа, работа с микроскопом | -соблюдена последовательность; - теория и практика, - сделаны правильные выводы | -соблюдена последовательность; -теория и практика, - сделаны правильные выводы - в описании работы имеются 1-2 ошибки, часть выводов не верна | -нарушена последовательность; -теория и практика не подкреплены и не взаимосвязаны частично, - сделаны выводы, но имеются существенные ошибки в понимании сути процессов | - не владеет теорией, поэтому не может выполнить практику, описать и сделать выводы |
Контрольная работа, дифференцированный зачет | 90-100% правильно | 70-89% правильно | 50-69% правильно | правильно менее 50% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонд оценочных средств по биологии профессии/специальности СПО 15.01.05
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...
Фонд оценочных средств по биологии профессии/специальности СПО 15.01.31
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...
Фонд оценочных материалов по биологии профессии/специальности СПО 23.02.07
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...
Фонд оценочных материалов по биологии профессии/специальности СПО 38.02.01
Фонд оценочных средств разработан с целью формирования, контроля и оценки результатов освоения содержания Рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология», являющейся обязательн...
Программа по биологии профессии/специальности СПО 15.01.05
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 15.01.05 &l...
Программа по биологии профессии/специальности СПО 23.02.07
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 23.02.07 &l...
Программа по биологии профессии/специальности СПО 38.02.01
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 &l...