Урок "тайны капли крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель урока: создать словия для осознания и осмысления о составе и значении крови.
Урок построен с использованием технологии "Кейс - стади". На уроке в процессе учебно- исследовательской деятельности сформирруют новые знания о составе и значении крови.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tayny_kapli_krovi.doc | 563 КБ |
tayny_sostava_krovi.ppt | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
Урок биологии 8 класс
«Тайны капли крови».
Учитель химии и биологии Харитонова М.В.
высшая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления знаний о составе и значении крови человека.
Задачи:
Образовательные: - познакомить учащихся с составом с составом крови человека, строением и значением форменных элементов крови;
- продолжить формирование знаний учащихся о составе внутренней среды организма человека.
Развивающие: - продолжить развитие общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой;
- продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме);
- способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентности;
- создать условия для развития навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитывающие: - помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья,
- способствовать воспитанию культуры общения,
- будущее профессиональное самоопределение.
Планируемые результаты: учащиеся называют и понимают значение составных компонентов крови, умеют определять их под микроскопом и рисункам, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний.
Урок построен с использованием технологии «Кейс-стади».
Вид кейса: практико-обучающий.
Ребята!!! Добрый день!! Очень Рада видеть вас И надеюсь, что наш урок пройдет сегодня в рабочей и творческой обстановке .
Девизом урока я выбрала слова А.П.Чехова «Единственное настоящее богатство, которое никто у человека не отнимет, – его неповторимый жизненный опыт».
Сегодня речь пойдет об Удивительной жидкости. Философы Древней Греции считали ее носителем души, ею скрепляли священные тайны, ее приносили в жертву, ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление.
Это самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность - важнейшее условие жизни
И так, тема нашего урока - кровь. Ребята, как вы думаете - Какова цель нашего урока --- изучить состав крови и значение ее компонентов.
Вы уже знаете, что кровь - самый главной из компонентов внутренней среды организма.
С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови и сегодня уже известны ее важнейшие свойства и значение.
И на сегодняшнем уроке вы, ребята побываете в роли охотников за тайной и раскроете для себя тайну капли крови.
Работать мы с вами будем , используя технологию Кейс-стади
И так начнем.
Ребята, я хотела бы у вас спросить: Делали ли вы анализ крови? С какой целью и при каких обстоятельствах?
Медики утверждают, что
«Общий анализ крови» помогает поставить диагноз
состояния здоровья человека.
Исследование состава крови будет проходить в 4 лабораториях:
1 лаборатория - «Плазма крови»
2 лаборатория - «Эритроциты»
3 лаборатория - «Лейкоциты» .
4 лаборатория – «Тромбоциты».
По итогам работы необходимо заполнить схему и сравнительную таблицу
Состав крови
Задание для лаборатории Плазма крови
- Прочитать текст учебников «Биология. Человек» и текст информационного листа
- Рассмотреть рисунки
- Дать понятие термину Плазма крови
- Изучить состав плазмы крови.
- Сформулировать функции плазмы крови.
- Подготовить отчет о работе лаборатории
Задание для лабораторий Эритроциты», «Лейкоциты», «Тромбоциты»
- Прочитать текст учебников «Биология. Человек учебника и текст информационного листа
- Рассмотреть рисунки учебника и информационных листов
- Дать понятие терминов
- Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
- Заполнить таблицу
- Подготовить отчет о работе лаборатории
Сравнительная таблица «Состав крови»
Форменный элемент | Форма и строение клетки | Место образования | Срок жизни | Количество в 1 мм3 | Функции |
Информационный лист 1. «Плазма крови»
В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела. Жиры и углеводы - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.
Информационный лист 2 «Эритроциты».
Эритроциты это красные безъядерные клетки, имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен.
Информационный лист 3 Лейкоциты.
Лейкоциты – белые амебообразные клетки, имеющими ядро. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Продолжительность жизни от нескольких минут до нескольких часов. В 1мм3содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Вырабатываются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Их главная функция – защита от болезнетворных микробов путем фагоцитоза. Также им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки.
Информационный лист 4.Тромбоциты.
Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана. В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. Они ничтожно малы, всего 2-4 микрона и обладают уникальной способностью слипаться. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон
фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов.
Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка.
Подведем итоги:
Кровь - это жидкая (А) ткань, состоящая из красных клеток – эритроцитов, белых клеток – лейкоцитов, и кровяных пластинок (Б). Жидкую часть крови составляет (В), в которой растворены органические и минеральные вещества. Кровь, (Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
Перечень терминов:
1)лимфа, 2) вода, 3) плазма 4) соединительная, 5) фибрин, 6) тромбоциты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Единственное настоящее богатство, которое никто у человека не отнимет, – его неповторимый жизненный опыт». А. П.Чехов
Исследование состава крови будет проходить в 4 лабораториях: 1 лаборатория - «Плазма крови» 2 лаборатория - «Эритроциты» 3 лаборатория - «Лейкоциты» . 4 лаборатория – «Тромбоциты».
Состав крови
Форменный элемент Форма и строение клетки Место образования Срок жизни Количество в 1 мм 3 Функции
Форменный элемент Форма и строение клетки Место образования Срок жизни Количество в 1 мм 3 Функции эритроциты Красные безъядерные клетки Красный костный мозг 100-130 дней 4,5 – 5 млн Транспорт кислорода и углекислого газа лейкоцит Белые амебоидные клетки, содержат ядро Красный костный мозг, селезенка От нескольких минут до нескольких дней 4-8 тыс . Обеспечивает иммунитет тромбциты Кровяные пластинки Красный костный мозг 5-7 дней 300-400 тыс Свертывание крови
Кровь - это жидкая (А) ткань, состоящая из красных клеток – эритроцитов, белых клеток – лейкоцитов, и кровяных пластинок (Б). Жидкую часть крови составляет (В), в которой растворены органические и минеральные вещества. Кровь, (Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Перечень терминов: 1)лимфа, 2) вода, 3) плазма 4) соединительная, 5) фибрин, 6) тромбоциты
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Кровь.Переливание крови."
Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....
Проект "Капля, за каплей"
Привлечь внимание учащихся школы к проблеме рационального использования водных ресурсов помогает реализация проектов социальной направленности. Одним из таких проектов в рамках внеклассной...
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.
изучение состава, строения и функций крови...
Капля по капле и камень точит.
Проектная работа ученика Соловьева Владимира, учитель Усольцева Н.В.Вода на Земле — одно из главных достояний всех ее обитателей. Как вы уже знаете, жизнь без нее невозможна....
«Что можно, а что нельзя узнать по капле крови». - исследовательская работа
Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.п., так как на их основе у...
Агитбригада. "Капля за каплей"
Стихотворная форма. Увлекательно и поучительно об экологических проблемах водных ресурсов республики Татарстан....
Индивидуальный проект обучающегося 11 класса. Проектная работа (исследовательский проект) на тему: «О чём нам может рассказать капля крови, или зачем сдавать анализы?»
Представленный материал содержит реферат, презентацию и проектный продукт (буклет)....