Урок "тайны капли крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Марина Вячеславовна Харитонова

Цель урока: создать словия для осознания и осмысления о составе и значении крови.

Урок построен с использованием технологии "Кейс - стади". На уроке в процессе учебно- исследовательской деятельности сформирруют новые знания о составе и значении крови.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tayny_kapli_krovi.doc563 КБ
Office presentation icon tayny_sostava_krovi.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»

Урок биологии 8 класс

 «Тайны капли крови».

Учитель химии и биологии Харитонова М.В.

высшая квалификационная категория

 2023-2024 учебный год

Цель урока:  создать условия для осознания и осмысления знаний о составе и значении крови человека.

Задачи:

Образовательные: - познакомить учащихся с составом с составом крови человека,     строением и значением форменных элементов крови;

                               - продолжить формирование знаний учащихся о составе внутренней среды организма человека.

Развивающие:   - продолжить  развитие  общеучебных умений и навыков: работе с  учебником, дополнительной литературой;

                              - продолжить развитие  интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, устанавливать причинно-следственные связи,  логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме);

                              - способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентности;

                             - создать условия для развития   навыков самообразования, интереса к  биологическим знаниям;

                             -  развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие: - помочь учащимся осознать значимость  изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья,

                                - способствовать воспитанию культуры общения,

                              -  будущее профессиональное самоопределение.

Планируемые результаты: учащиеся называют и понимают значение составных компонентов крови, умеют определять их под микроскопом и рисункам, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний.

Урок построен с использованием  технологии  «Кейс-стади».

Вид кейса: практико-обучающий.

Ребята!!! Добрый день!! Очень Рада видеть вас И надеюсь, что наш урок пройдет сегодня в рабочей и творческой обстановке .

 Девизом  урока я выбрала слова А.П.Чехова  «Единственное настоящее богатство, которое никто у человека не отнимет, – его неповторимый жизненный опыт».

           Сегодня речь пойдет об Удивительной жидкости. Философы Древней Греции считали  ее носителем души, ею скрепляли священные тайны, ее приносили в жертву, ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе  и любви, смывали позор и оскорбление.

Это самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность  - важнейшее условие жизни

И так, тема нашего урока   - кровь.   Ребята, как вы думаете - Какова цель нашего урока --- изучить состав крови и значение ее компонентов.

Вы уже знаете, что кровь - самый главной из компонентов внутренней среды организма.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови и сегодня уже известны ее важнейшие свойства и значение.

И на сегодняшнем уроке вы, ребята   побываете  в роли охотников за тайной и раскроете для себя  тайну капли крови. 

Работать мы с вами будем , используя технологию Кейс-стади

И так начнем.

Ребята, я хотела бы у вас спросить: Делали ли вы  анализ крови? С какой целью и при каких обстоятельствах?

Медики утверждают, что

      «Общий анализ крови»  помогает поставить диагноз

 состояния здоровья человека.

Исследование состава крови будет проходить в 4 лабораториях:

1 лаборатория - «Плазма крови»

2 лаборатория - «Эритроциты»

3 лаборатория - «Лейкоциты» .

4 лаборатория – «Тромбоциты».  

По итогам работы необходимо заполнить схему и сравнительную таблицу    

 

Состав крови

Задание для лаборатории Плазма крови

  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» и текст информационного листа
  2. Рассмотреть рисунки 
  3. Дать понятие термину Плазма крови
  4. Изучить состав плазмы крови.
  5. Сформулировать функции плазмы крови.
  6. Подготовить отчет о работе лаборатории

 Задание для лабораторий Эритроциты»,  «Лейкоциты», «Тромбоциты»

  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек учебника и  текст информационного листа
  2. Рассмотреть рисунки учебника и информационных листов 
  3.  Дать понятие терминов
  4. Изучить  количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;
  5. Заполнить таблицу
  6. Подготовить отчет о работе лаборатории

Сравнительная таблица «Состав крови»

Форменный элемент

Форма и строение клетки

Место образования

Срок жизни

Количество в 1 мм3

Функции

Информационный лист 1. «Плазма крови»
       В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела. Жиры и углеводы  - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Информационный лист 2 «Эритроциты».

Эритроциты это красные безъядерные клетки,  имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов.  За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен.

Информационный лист 3  Лейкоциты.
       Лейкоциты – белые амебообразные клетки, имеющими ядро. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Продолжительность жизни от нескольких минут до нескольких часов. В 1мм3содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Вырабатываются в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Их главная функция – защита от болезнетворных микробов путем фагоцитоза. Также им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки.

Информационный лист 4.Тромбоциты.

   Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана. В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы.  Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты.  Они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона и обладают уникальной способностью слипаться.    Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон

фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов.

Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка.
    

Подведем итоги:

Кровь  - это жидкая               (А) ткань, состоящая из красных клеток – эритроцитов, белых клеток – лейкоцитов, и кровяных пластинок                    (Б). Жидкую часть крови составляет                     (В), в которой растворены органические и минеральные вещества. Кровь,                 (Г) и тканевая жидкость  образуют внутреннюю среду организма.

Перечень терминов:

1)лимфа,   2) вода,  3) плазма   4) соединительная,   5) фибрин,    6) тромбоциты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тайны капли крови»

Слайд 2

«Единственное настоящее богатство, которое никто у человека не отнимет, – его неповторимый жизненный опыт». А. П.Чехов

Слайд 4

Исследование состава крови будет проходить в 4 лабораториях: 1 лаборатория - «Плазма крови» 2 лаборатория - «Эритроциты» 3 лаборатория - «Лейкоциты» . 4 лаборатория – «Тромбоциты».

Слайд 5

Состав крови

Слайд 6

Форменный элемент Форма и строение клетки Место образования Срок жизни Количество в 1 мм 3 Функции

Слайд 8

Форменный элемент Форма и строение клетки Место образования Срок жизни Количество в 1 мм 3 Функции эритроциты Красные безъядерные клетки Красный костный мозг 100-130 дней 4,5 – 5 млн Транспорт кислорода и углекислого газа лейкоцит Белые амебоидные клетки, содержат ядро Красный костный мозг, селезенка От нескольких минут до нескольких дней 4-8 тыс . Обеспечивает иммунитет тромбциты Кровяные пластинки Красный костный мозг 5-7 дней 300-400 тыс Свертывание крови

Слайд 9

Кровь - это жидкая (А) ткань, состоящая из красных клеток – эритроцитов, белых клеток – лейкоцитов, и кровяных пластинок (Б). Жидкую часть крови составляет (В), в которой растворены органические и минеральные вещества. Кровь, (Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Перечень терминов: 1)лимфа, 2) вода, 3) плазма 4) соединительная, 5) фибрин, 6) тромбоциты

Слайд 10

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Проект "Капля, за каплей"

Привлечь внимание учащихся школы  к проблеме рационального использования водных ресурсов помогает реализация  проектов социальной направленности. Одним из таких проектов в рамках внеклассной...

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Капля по капле и камень точит.

Проектная работа ученика Соловьева Владимира, учитель Усольцева Н.В.Вода на Земле — одно из главных достоя­ний всех ее обитателей. Как вы уже знаете, жизнь без нее невозможна....

«Что можно, а что нельзя узнать по капле крови». - исследовательская работа

Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.п., так как на их основе у...

Агитбригада. "Капля за каплей"

Стихотворная форма. Увлекательно и поучительно об экологических проблемах водных ресурсов республики Татарстан....