Статья "Экологическая проектная деятельность обучающихся центра «Точка роста» «Огород на подоконнике»
статья по биологии
В статье представлена проектная деятельность экологической направленности обучающихся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 286.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая проектная деятельность обучающихся центра «Точка роста» «Огород на подоконнике»
Толстова Н.А., учитель биологии
Ремизова Н.М., учитель биологии, к.б.н.
МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова
Аннотация. В статье представлена проектная деятельность экологической направленности обучающихся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова.
Ключевые слова: проектная деятельность, огород на подоконнике, Точка роста.
Актуальность. Экологическое воспитание одно из основных направлений в системе образования [1]. На базе МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова работает Точка роста. По направлению «Биология» обучающиеся занимаются проектной деятельностью. Проектная деятельность предусматривает осуществление целенаправленной практической деятельности [2]. Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов [3]. Обучающиеся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова занимаются разведением мини-огорода на подоконнике. На занятиях школьники учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Включение детей в проектную 81 деятельность по экологической тематике способствует развитию умственных операций анализа, обобщения и классификации по существенным признакам, способности устанавливать логические связи и отношения, существующие в окружающей действительности, причинно-следственные связи [4, 5]. Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике [7]. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость [6].
Цель проекта: формирование экологической культуры обучающихся Точки роста.
Задачи:
- научить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,
- обобщить представления детей об условиях роста растений,
- развить познавательные и творческие способности,
- сформировать собственное отношение к природным явлениям и объектам,
- воспитать бережное отношение к своему труду,
- познакомить школьников с сортами комнатных овощных культур,
- закрепить навыки работы при посадке семян и ухода за рассадой,
- познакомить с правилами техники безопасности при работе с почвой, растениями, садовыми инструментами,
- сформировать ответственное отношение к своей работе, взаимопомощи, сотрудничества, воспитание ценностного отношения к природе, труду, культурным растениям,
- развитие интереса к профессиям, связанными с выращиванием растений, сельским хозяйством.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;
- наглядные: тактильно-мышечная наглядность;
- словесные: беседы, объяснения, указания, инструкции;
- релаксация;
Формы организации проекта:
- познавательные занятия;
– практические занятия;
- экологические викторины.
Формы познавательной деятельности:
- микрогрупповая форма (работа в парах);
- групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников).
Ресурсное обеспечение проекта:
- методический инструментарий;
- материально-техническое (компьютер, телевизор, канцелярские
принадлежности, горшочки, лупа, салфетки, садово-огородный инвентарь),
- посадочный материал (семена огурцов, томатов, рукколы, луковицы лука,
готовый комплект для выращивания микрозелени).
Наглядный материал:
- иллюстрации;
- оснащение природным материалом.
Ожидаемые результаты проекта:
предметные:
- обучающиеся будут знать сорта комнатных овощных культур, расширят знания об овощных культурах,
- обучающиеся получат навыки работы при посадке семян и ухода за рассадой,
- обучающиеся закрепят правила техники безопасности при работе с почвой, растениями, садовыми инструментами,
личностные:
- научатся реализовывать теоретические познания на практике,
- у обучающихся сформируется ответственное отношение к своей работе, взаимопомощи, сотрудничества, воспитание любви к природе, труду,
- понимание необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде, культурным растениям,
метапредметные:
- обучающиеся разовьют познавательный интерес к профессиям, связанными с выращиванием растений, сельским хозяйством;
- сформируют положительное эмоциональное отношение к природе,
- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;
- обучающиеся разовьют готовность участвовать в практических проектах по улучшению окружающей среды,
- сформируют и разовьют экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
деятельности.
Сроки реализации проекта: декабрь-май.
I. Подготовительный этап - декабрь:
- сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта;
- подготовка семян цветов, рассады;
- диагностика - определение уровня умений и знаний детей по теме,
- видеоурок «Прорастание семени двудольных»,
- беседа «Карликовые сорта томатов»
- беседа «Все о томатах и огурцах – происхождение, сорта» (рис.1).
Рис.1. Занятие Точки роста.
II. Основной этап – январь-март:
- опыты и поисково-исследовательская деятельность «Способы проращивания
семян», «Проращиваем семена», «Наблюдаем, как растут томаты и огурцы» (рис. 2),
- практические занятия «Огурцы на подоконнике», «Томаты в горшочках»,
«Проращивание семян рукколы», «Проращивание зелени с помощью готового комплекта
по выращиваю микрозелени».
- занятия по уходу за посеянными овощными культурами.
Рис. 2. Прорастают огурцы.
III. Заключительный этап апрель-май
- занятие по уходу за посеянными овощными культурами,
- занятие «Сбор урожая»,
- конкурс «Самый лучший урожай».
Выводы. Опрос обучающихся Точки роста показал их заинтересованность в
проекте. Ребята нацелены на успешное окончание проекта и получение урожая.
Список источников:
1. Вдовина Г.Н. Экологический проект «Огород на окне» //
Исследователь/Researcher. - 2021. - №1-2 (33-34).
2. Терехова И.В., Брагина О. В. Экологический исследовательский проект
«Цветоводы» // Проблемы педагогики. - 2015. - №2 (3).
3. Гримовская Л. М. Развитие познавательных способностей детей в проектной
деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. -
№2 (31).
84
4. Крохина Е. А., Горчакова М., Савинова С. В. Развитие представлений детей
старшего дошкольного возраста о мире деревьев посредством проектной деятельности //
Концепт. - 2019. - №12.
5. Свистунова Е. А. Модель формирования экологической культуры
старшеклассников во внеурочной деятельности посредством проектных технологий //
Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №8.
6. Бодрова Л. А. Проектная деятельность как средство формирования
экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2012. -
№1.
7. Ремизова Н. М. Опыт применения мини-проектов при изучении
биоразнообразия родного края на уроках биологии в 5 классе // Марийское краеведение:
опыт и перспективы развития. – 2022. – с. 137-139.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ТОЧКА РОСТА". Сценарии зонирования помещений для проектной деятельности обучающихся
Планы помещений...
Межмуниципальный семинар «Организационные и содержательные аспекты деятельности Центра «Точка роста»
План проведения семинара...
Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии.
Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии....
Мониторинг деятельности Центра "Точка роста"
Руководитель - Миляева О.И. Представлены некоторые результаты...
приказ об итогах заседания ресурсного центра "Организация деятельности центров "Точка роста"
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«КУТЬ – ЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Ханты – Мансийского автономного округа-Югры Нефтею...
Оганизация проектной деятельности обучающихся в центрах образования "Точка роста"
В данном материале представлена работа учащихся 8 класса МБОУ Новоленинская СОШ Нукутского района центра образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста».Участ...