Разработки лабораторных работ по биологии 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)
Вспомогательные разработки лабораторных работ по биологии 6 класс, блок "Растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_6_kl.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа№1
Тема: Разнообразие отделов растений
Цель: формировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры представителей различных отделов царства Растения и живые растения.
Ход работы:
- Рассмотрите гербарные экземпляры и живые растения.
- Изучите рисунок учебника.
- Найдите и определите среди изучаемых образцов представителей отделов царства Растения. Заполните таблицу.
Представители отделов царства Растения
Отдел | Представители |
- Зарисуйте по одному представителю каждого отдела и дайте названия рисункам.
- Сделайте вывод о том, представители каких отделов имеют наиболее сложное строение.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 3 -5 баллов,
за выполнение задания №4-5 баллов,
за выполнение задания №5-1балл.
Итого 11 баллов.
5,5-7,5баллов - оценка «3»
8-9,5 баллов – оценка «4»
10-11 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№2
Тема: Экологические группы наземных растений по отношению к воде.
Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые, растения, приспособленные к условиям умеренной влажности, сухолюбивые.
Ход работы:
- Рассмотрите предложенные вам растения и найдите среди них влаголюбивые. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили влаголюбивые растения.
- Определите растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности.
- Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.
- Сделайте вывод о характерных особенностях влаголюбивых, сухолюбивых растений и растений, приспособленных к условиям умеренной влажности.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - №3 по 2 балла,
за выполнение задания №4-1 балл.
Итого 7 баллов.
3,5-5 баллов - оценка «3»
5,5-6 баллов – оценка «4»
6,5-7 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№3
Тема: Устройство увеличительных приборов.
Цель: начать формировать умение работать с микроскопом.
Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода (арбуза или помидора) и клубня вареного картофеля, готовый микропрепарат элодеи.
Ход работы:
- Выясните, из каких частей состоит ручная лупа и каково их назначение. Ответ запишите.
- Рассмотрите кусочки мякоти плода помидора или арбуза, клубня вареного картофеля с помощью лупы. Зарисуйте увиденное. Дайте названия рисункам.
- Запишите указанные части микроскопа и их назначение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.
- Используя инструкцию, приведенную в учебнике, рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа элодеи. Зарисуйте то, что вы видите, дайте название рисунку.
- Сделайте выводы:
-о назначении лупы и микроскопа
-о различии этих двух приборов.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 -1 балл,
за выполнение задания №2-№3 по 2 балла,
за выполнение задания №4-1 балл
за выполнение задания №5-2балла.
Итого 8 баллов.
4-6 баллов - оценка «3»
6,5-7 баллов – оценка «4»
7,5-8 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№4
Тема: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Цель: начать формировать умение готовить временные микропрепараты.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная бумага, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука репчатого.
Ход работы:
- Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука репчатого. Дайте название каждому этапу работы и опишите его содержание.
- Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука согласно инструкции.
- Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте продолговатые клетки кожицы. Дайте название рисунку.
- Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль. Зарисуйте 2-3 клетки. Подпишите их части.
- Сделайте вывод об отличиях увиденного при малом и большом увеличении микроскопа.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - 4 балла,
за выполнение задания №2-1 балл,
за выполнение задания №3-№4- по 2 балла
за выполнение задания №5-1балл.
Итого 10 баллов.
5-7 баллов - оценка «3»
7,5-8,5 баллов – оценка «4»
9-10 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№5
Тема: Состав клеток растений.
Цель: выявить значение органических и неорганических веществ для клетки и организма в целом.
Оборудование и материалы: стакан с водой, пробирка, баночка с раствором йода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника, семена пшеницы или кусочки корней, листьев, стеблей, марлевые мешочки с кусочками теста.
Ход работы:
- Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нем тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось после промывания. В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли йода. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.
- Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.
- Положите в пробирку несколько семян пшеницы или кусочки стебля, корня, листьев и нагревайте на слабом огне. Обратите внимание на появление капелек на внутренней стороне пробирки. Объясните причину наблюдаемого явления.
- Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся после сжигания. Назовите их. Объясните причину наблюдаемого явления.
- Заполните таблицу «Состав клеток растений»
Органические вещества | Неорганические вещества |
- Сделайте вывод о составе клеток растений
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 -№6 по 1 баллу.
Итого 6 баллов.
3- 4 балла - оценка «3»
4,5-5 баллов – оценка «4»
5,5-6 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№6
Тема: Строение клетки листа элодеи.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, побеги элодеи.
Ход работы:
- Приготовьте микропрепарат листа элодеи согласно инструкции, рассмотрите при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.
- Рассмотрите микропрепарат листа элодеи при большом увеличении микроскопа, зарисуйте 2-3 клетки листа, подпишите их части.
- #1053;а основе наблюдений заполните таблицу «Строение растительной клетки», отмечая наличие органоида знаком « +»
Органоид | наличие |
Ядро | |
Клеточная оболочка | |
Цитоплазма | |
Вакуоль | |
Хлоропласты |
- Сделайте вывод о строении растительной клетки листа элодеи.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - 2 балла,
за выполнение задания №2-2 балла,
за выполнение задания №3- 1 балл
за выполнение задания №4-1балл.
Итого 6 баллов.
3- 4 балла - оценка «3»
4,5-5 баллов – оценка «4»
5,5-6 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№7
Тема: Строение животной клетки.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки,
Ход работы:
- Наберите пипеткой каплю воды с простейшими и нанесите ее на предметное стекло. Для замедления движения инфузорий положите немного волокон ваты. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела инфузории и особенности ее движения. Запишите свои наблюдения.
- Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки.
- Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в нее кристаллик соли. Соедините водным мостиком с каплей, в которой находятся инфузории. Рассмотрите препарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения. Объясните происходящее явление.
- Сравните строение растительной и животной клеток, заполните таблицу, отмечая наличие органоида знаком «+»
Части клетки | Растительная клетка | Животная клетка |
Клеточная оболочка | ||
Мембрана | ||
Цитоплазма | ||
Ядро | ||
Вакуоль | ||
Пластиды | ||
Органоиды движения |
- Сделайте вывод об особенностях строения животной и растительной клетки.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - №4 по 2 балла,
за выполнение задания №5 -1 балл.
Итого 9 баллов.
4,5 – 6,5 баллов - оценка «3»
7-7,5 баллов – оценка «4»
8-9 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№8
Тема: Строение покровной и фотосинтезирующей ткани растений.
Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, листья традесканции, готовый микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез».
Ход работы:
- Срежьте кусочек кожицы с нижней поверхности листа традесканции и рассмотрите его на свет. Убедитесь, что кожица прозрачная.
Положите кусочек кожицы на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
Зарисуйте увиденное.
- Найдите на микропрепарате устьица. Рассмотрите и зарисуйте их строение. Дайте название рисунку.
- Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии. Поперечный срез». Найдите под слоем клеток кожицы клетки фотосинтезирующей ткани. Зарисуйте 2-3 клетки фотосинтезирующей ткани листа.
- Найдите в клетках фотосинтезирующей ткани зеленые овальные тельца-хлоропласты. Напишите, какова их функция.
- На микропрепарате найдите участок ткани с большими межклетниками. Опишите их значение.
- Сделайте выводы об особенностях строения покровной и фотосинтезирующей ткани. Как взаимосвязано строение ткани и их функции?
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - №6 по 2 балла.
Итого 12 баллов.
6- 8,5 балла - оценка «3»
9-10 баллов – оценка «4»
10,5-12 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№9
Тема: Строение соединительных тканей животных.
Цель: формировать знания о характерных особенностях тканей животных в ходе лабораторной работы.
Оборудование и материалы: микроскоп, готовые препараты «Кость в поперечном разрезе», «Кровь лягушки», «Кровь человека», «Жировая ткань»
Ход работы:
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кость в поперечном разрезе». Зарисуйте несколько клеток костной ткани. Дайте название рисунку.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека». Зарисуйте несколько клеток крови человека и лягушки. Дайте название рисунку.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты «Жировая ткань»
Зарисуйте несколько клеток жировой ткани с межклеточным веществом.
- Заполните таблицу «Функции соединительной ткани»
Вид соединительной ткани | Выполняемая функция |
Кровь | |
Жировая ткань | |
Костная ткань |
- Сделайте вывод о взаимосвязи между строением клеток и функциями разных видов соединительной ткани.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - №5 по 2 балла,
Итого 10 баллов.
5-7 баллов - оценка «3»
7,5-8,5 баллов – оценка «4»
9-10 баллов - оценка «5»
Лабораторная работа№10
Тема: Строение мышечных и нервной ткани животных.
Цель: развивать умение устанавливать взаимосвязь строения и функций, работать с различными информационными ресурсами, в том числе и с микропрепаратами.
Оборудование и материалы: микроскоп, готовые микропрепараты «Гладкая мышечная ткань», «Поперечно-полосатая мышечная ткань», «Нервные клетки».
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Зарисуйте 3-4 клетки мышечных тканей.
2. На основе наблюдений заполните таблицу «Виды мышечной ткани»
Виды мышечной ткани | |
Сходство в строении | Различия в строении |
3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат нервной ткани. Зарисуйте участок нервной ткани. Подпишите части нервной клетки.
4. Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями мышечных и нервной тканей.
Оценивание работы:
За выполнение задания: № 1 - 2 балла,
за выполнение задания №2-2 балла,
за выполнение задания №3- 1 балл
за выполнение задания №4-2балла.
Итого 7 баллов.
3,5-5 баллов - оценка «3»
5,5-6 баллов – оценка «4»
6,5-7 баллов - оценка «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"
Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...
Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Строение почек"
Методическая разработка предназначена для учителей биологии, работающих в 5-6 классах. Предлагаемый методический материал позволит повысить знания учащихся о строении почек растений, реализовывать сис...
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...
Методическая разработка. Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс.
Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс для программы основного общего образования. Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс. Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. &ndash...