Подготовка к исследованиям PISA Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».
материал по биологии
Предварительный просмотр:
Подготовка к исследованиям PISA-2022. Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».
Подготовила Бабкина И.В.
Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.
Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022». Исследование PISA проводится раз в три года, но пандемия все испортила, и мероприятие, которые были запланированы на 2021 год, было перенесено на следующий.
в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневной жизни
В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:
- Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
- Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
- Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.
- Все задания международного тестирования PISA являются межпредметными.
Основное направление исследования цикла Pisa-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично
Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться. Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Функциональная грамотность учащихся по предметам естественнонаучного цикла - это уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам естественнонаучного цикла общего среднего образования, позволяющий эффективно действовать в учебной и вне учебной деятельности.
Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся на уроках естественнонаучных дисциплин необходимо подобрать такие методы и педагогические технологии, которые способствуют формированию функциональной грамотности, а в частности естественнонаучной грамотности.
подчеркнуть проблемы формирования естественнонаучной грамотности
Задания PISA – нетипичны, т.е. их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских учащихся. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности
Из своего опыта выявила следующие проблемы при формировании естественнонаучной грамотности учащихся:
1.Малое количество часов, которых хватает только на освоение основной программы.
2. Использование готовых “ PISA-подобных” заданий из различных источников неудобно, т. к.они слишком большие для использования на уроке.
3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий. Ученики не понимают, зачем им разбирать подобные задания.
Мои пути решения выявленных проблем:
1.Нехватка часов – одна из главных проблем, которая не подвластна учителю. На изучение биологии в 5-7 классе отведен 1 час в неделю, что крайне мало для развития необходимых знаний и умений. В моей практике нет дополнительного времени на изучение естественных наук во внеурочное время. Но, если бы они и были, данные занятия могут посещать не все учащиеся т.к. посещают какие-либо секции и кружки.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными и результативными, на мой взгляд, являются следующие педагогические технологии:
- Информационно-коммуникационная технология;
- Технология критического мышления;
- Технология проектного обучения;
- Кейс-технология;
- Технология-интегрированного обучения;
- Технологии уровневой дифференциации;
- Педагогика сотрудничества
Такой педагогический микс, позволяет сформировать у детей необходимый набор ключевых компетенций для успешного выполнения не только Риза, но и ГИА, ВПР и т. д.
За школьным порогом не встретишь чисто биологическое, или чисто химическое, математическое явление, поэтому чрезвычайно важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем.
Развитие естественнонаучной грамотности зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, настолько творчески он подходит к проблеме. Систематическая работа по разработке, созданию и применению на урокахтворческих заданий приводит к следующим результатам: дети активны, положительно эмоциональны, мечтательны, любознательны. Собственное творчество детей, их интерес к наукам, можно мотивировать через блоки заданий в нестандартной форме
Использование ситуаций, рассматриваемых как в рамках изучения школьных предметов, так и выходящих за эти рамки, приводит к более ответственному отношению к биологии как учебному предмету, наглядно показывает, что биология - наука о наиболее общих законах природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных умений школьников средствами предмета биологии
Обобщение опыта работы по формированию метапредметных умений школьников как на уроках биологии , так и во внеурочной деятельности с использованием технологии критического...
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Формирование естественно-научной функциональной грамотности
Рекомендации...
Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"
Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...
Формирование естественно-научной грамотности через решение заданий PISA
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интере...
Методическая разработка по теме " Практическое применение Естественно- научной функциональной грамотности на уроках биологии"
Данный материал направлен пна применение ЕНФГ на уроках биологии...
Приемы формирования естественно – научной грамотности на уроках биологии в рамках подготовки учащихся к реализации международной программы на компетентность PISA"
Материал для выступления на мастер класах, конференциях, методических объединениях...