«Строение и жизнедеятельность клетки человека»
методическая разработка по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 30 имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича»
Московская область, Богородский г.о., г. Электроугли
Методическая разработка к уроку
«Строение и жизнедеятельность клетки человека»
8 класс.
Учитель биологии Козлова Ирина Юрьевна
Технологическая карта урока.
Тема урока | Строение и жизнедеятельность клетки человека | |||
Тип урока | Комбинированный | |||
Дата урока | 2023 | |||
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о клеточном строении организма человека; познакомить со строением и функциями клеточных органоидов | |||
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | |||
Планируемы образовательные результаты: Научатся: Получат возможность научиться: | Научатся узнавать основные структурные компоненты клеток, на таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток, процессы жизнедеятельности клеток | |||
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищам., ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; | ||||
Понятия и термины | Наружная мембрана, цитоплазма. органоиды: эпс, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, ядро. | |||
Оборудование | презентация по теме урока или иллюстрация органоидов клетки | |||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | Приветствует учеников с началом урока. Отметка отсутствующих. | Готовятся к уроку. Распределяются на 4 группы. | ||
Актуализация знаний | Учитель настраивает обучающихся на работу, актуализируя знания, полученные на предыдущих уроках:
| Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников. 2 ученика выступают с сообщениями и презентациями | Фронтальная беседа. Сообщения обучающихся, подготовленные дома. | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Изучение нового материала | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Наш урок неслучайно начался с данных сообщений. Этих двух ученых объединяет научный интерес, и сегодня мы присоединимся к области их интересов. Учитель: - просит высказать предположения о теме урока. - записывает тему урока на доске. - предлагает сформулировать цель урока. Тема: клеточное строение организма человека. Цель урока: изучить общий план строения и основные функции клетки человека. Учитель совместно с учениками формулирует задачи, которые надо решить для достижения цели и разъясняет алгоритм работы обучающихся по изучению новой темы. - Клетка - основа строения и жизнедеятельности живой природы. Организм человека не является исключением. Как вы думаете, клетка человека по своему строению соответствует клетке какого царства? Наше тело, как и организм животных, состоит из клеток. В организме человека содержится от 30 до 40 триллионов клеток (Рон Мило, доцент Института науки Вейцмана в Израиле, и его коллеги опубликовали свои результаты в 2016 году). Для достижения цели урока ученики разделились на группы, каждая группа будет выполнять определенную задачу. Учитель объясняет задачу каждой группе, раздает материал для работы, консультирует Группа 1 – изучает основные структурные части клетки. Задача: 1) подготовить плакат, на котором разместить информацию об основных структурных компонентах клетки. На плакате подписать структуры, отмеченные стрелками и приклеить схематическое изображение структуры. 2) подготовить рассказ об основных структурах клетки по плану: - особенности строения, - функции. ( можно использовать учебник и раздаточный материал) Группа 2 – изучает строение органоидов клетки и классифицирует. Задача: подготовить плакат «Классификация органоидов клетки на основе их строения» (можно использовать учебник и раздаточный материал) На основе информации учебника и в раздаточном материале подготовить классификацию органоидов (представить текстовый материал в схематичной форме) и приклеить изображения органоидов на схеме. Группа 3 – изучают строение и функции мембранных органоидов Задача: на плакате с изображением животной клетки выделить мембранные органоиды и сопоставить их с рисунками. Уметь рассказать о строении и функциях мембранных органоидов (используют учебник и раздаточный материал) Группа 4 – изучают строение и функции немембранных органоидов Задача: на плакате с изображением животной клетки выделить немембранные органоиды и сопоставить их с рисунками. Уметь рассказать о строении и функциях немембранных органоидов (используют учебник и раздаточный материал) Релаксационная пауза (под музыку) Я предлагаю вам закрыть глаза и обратить ваш взор внутрь своего организма. Вы уже знаете, что свыше 30 триллионнов клеток постоянно выполняют определенную работу, обеспечивая жизнедеятельность всего организма. Мысленно поблагодарите каждую клеточку своего организма за четкое выполнение своих функций. Представьте, как через тонкую плазматическую мембрану в клетку и из клетки поступают газы, ионы, глюкоза, аминокислоты и другие вещества. Представьте, как из аминокислот на рибосомах собираются длинные цепи белка и транспортируются по эндоплазматической сети к аппарату Гольджи, где белковая цепочка принимает нужную конфигурацию, упаковывается в вакуоли и отправляется к месту назначения. Представьте сферические лизосомы, наполненные ферментами, которые расщепляют поступающие в клетку сложные молекулы, а также ненужные или поврежденные клеточные структуры. Это же санитары клетки! Представьте митохондрии, где образуется энергия, необходимая для совершения работы клеткой. Подумайте о том, как важно, чтобы в клетку поступали качественные питательные вещества, поскольку токсины и яды парализуют работу клетки, разрушают ее тонкие структуры. Наполните каждую клетку вашего тела энергией благодарности… Просмотр видеофильма о работе клетки. https://www.youtube.com/watch?v=vG07omoMZeE обсуждение, что нового узнали из видеоролика. Как можно дать определение понятию «клетка»? Обсуждение. Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что клетка — структурная и функциональная единица строения организма человека Клетка - элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению. | Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели. Записывают в тетради дату и тему урока. Участвуют в интерактивной беседе. Работают в группах, выполняя задания. Выступают перед классом с подготовленным материалом. Записывают определение в тетрадь. Записывают определение понятия «клетка» в тетради. | Беседа. Работа в рабочей тетради. Групповая работа Беседа | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с раздаточными материалами, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Распределяют роли в группах. Продолжают формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе Составляют план ответа. Совершенствуют коммуникационные навыки. |
Первичное осмысление и закрепление | Предлагает решить задания по теме в формате ОГЭ. Организует соревнования по группам | Решают предложенные задания | Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. | |
Итоги урока. Рефлексия | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:
- Есть ли необходимость проработать материал дома? - Если да, то как вы организуете работу дома по закреплению изученного материала? - Появилось ли желание больше узнать о деятельности клетки? Что этому способствовало? | Отвечают на вопросы, анализируя деятельность на уроке. По желанию озвучивают. | Беседа | Анализируют свою работу на уроке |
Домашнее задание | Учебник стр. 32-36.п-6. Заполнить таблицу строение и функции органоидов клетки человека | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.
Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.Для 9-10 класса....
Тест "Строение и жизнедеятельность растительной клетки"
Данный тест можно использовать по теме "Растительная клетка" в 6 классе. Ответы на тест заполняются в режиме создания презентации,затем сохраняются....
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
Цели урока:· Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.· С...
"Клетка-единица строения и жизнедеятельности организма"
Урок изучения нового материала для обучающихся 5 класса по теме "Клетка". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Тест "Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов" для учащихся 5 класса учебника "Биология 5 - 6" под редакцией В.В.Пасечника....
Проверочная работа "Строение и жизнедеятельность растительной клетки"
Тематические тесты содержат 7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С): базовый, более сложный, повышенной сложности.Приведены критерии оценивания. Предполаг...
Проверка знаний по теме «Клетка-основа строения и жизнедеятельности»
Тестовый контроль № 2 Биология 5 класс...