ЭКОЛОГИЯ. для подготовки к ЕГЭ
презентация к уроку по биологии (11 класс)
Подбор заданий 2 части к ЕГЭ по биологии по теме ЭКОЛОГИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-zadaniya_ege_2_chast.pptx | 784.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. (26) 2009 , 2020 (О). Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц ? Приведите не менее пяти приспособлений и объясните значение каждой из них Ответ: 1) широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи; 2) плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание; 3) короткие ноги способствуют быстрому движению в воде; 4) водоотталкивающее свойство оперения за счёт секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела; 5) длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи; 6) тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести; 3б = 5-6 элементов, 2б = 4 элемента, 1б = 3 элемента
2. (26) 2020 (О). Почему на верховых болотах , расположенных в северных широтах, обитают засухоустойчивые (например, багульник болотный) и насекомоядные (например, росянка круглолистная) растения? Ответ обоснуйте, исходя из экологических особенностей (абиотических факторов) верховых болот. Ответ: 1) в верховых болотах низкая температура воды (повышенная кислотность воды); 2) низкая температура (повышенная кислотность) воды замедляют её поступление в корни растений, поэтому растения засухоустойчивые; 3) недостаток кислорода в воде (бактерицидные вещества ( сфагнол )); 4) недостаток кислорода (бактерицидные вещества) замедляют гниение органических веществ; 5) медленное гниение приводит к недостатку минеральных (азотистых) веществ; 6) насекомоядные растения пополняют недостаток азота за счёт питания насекомыми. 3б = 5-6 элементов, 2б = 3-4 элемента, 1б = 2 элемента
4. (26) В чём проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры? Укажите четыре адаптации. Обоснуйте их значение для жизни в тундре. Ответ: 1) вечная мерзлота; 2) поверхностное расположение корней из-за подтаивания только поверхностного слоя почвы, из которого растения всасывают воду; 3) недостаток влаги; 4) опушение и восковой налёт на листьях уменьшает испарение воды; 5) низкие температуры, ветра; 6) низкорослость предохраняет от воздействия ветров и низких температур; 7) короткий вегетационный период обеспечивает быстрое цветение и плодоношение до наступления низких температур; 3б = 5-7 элементов, 2б = 4 элемента, 1б = 3 элемента
5. (26) 2020 (О) . 2022 (О) . Использование инсектицидов в период цветения луговых растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых – опылителей . Приведите не менее четырёх изменений, которые произойдут в экосистеме луга после таких обработок . Ответ: 1) сокращение численности насекомоопыляемых растений (сокращение численности паразитов насекомых и насекомоопыляемых растений); 2) сокращение численности растительноядных животных, питающихся этими растениями; 3) сокращение численности насекомоядных животных (и животных следующих трофических уровней); 4) увеличение численности ветроопыляемых растений; 5) изменение видового состава растений луга. 3б = 5 элементов, 2б = 4 элемента, 1б = 3 элемента
6. (26) 2022 (Д) . В экосистеме пресноводного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки . Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов? Ответ обоснуйте . Ответ: 1) между окунями, щуками и карасями отношения хищник – жертва (хищничество); 2) окуни и щуки поедают карасей ; 3) между взрослыми окунями и щуками наблюдается конкуренция ; 4) их пищевые ресурсы одинаковы ; 5) между взрослыми щуками и окунями и их молодью – хищник - жертва ; 6) взрослые особи поедают молодых ; 7) между беззубками и тремя видами рыб – паразитизм ; 8) личинки беззубки паразитируют на рыбах . 3б = 7-8 элементов, 2б = 5-6 элементов, 1б = 4 элемента
7. (26) 2019. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырёх доказательств роли животных. Ответ: 1) участвуют в опылении цветковых растений; 2) участвуют в распространении плодов и семян; 3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них; 4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность; 5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений. 3б = 4-5 элементов, 2б = 3 элемента, 1б = 2 элемента
8. (26) 2022 (СГ ). Назовите особенности строения и вегетационного периода , характерные для растений – ксерофитов (растений засушливых мест). Ответ обоснуйте . Ответ: 1) уменьшение размера листовой пластинки для уменьшения процесса транспирации ; 2) мясистые стебли и листья , запасающие воду ; 3) толстая кутикула для уменьшения испарения воды ; 4) обильное опушение листа для уменьшения воздействия солнечных лучей и испарения; 5) длинные корни, достигающие грунтовых вод ; 6) поверхностная корневая система, эффективно собирающая дождевую воду ; 7) вегетация в короткий благоприятный сезон, перенесение засухи в виде семян, луковиц. 3б = 6-7 элементов, 2б = 5-6 элементов, 1б = 4 элемента
9. (26) 2022 (СГ) , 2022 (Д) Кактусы относятся к группе растений – суккулентов. Какое адаптивное значение к условиям обитания имеют такие черты строения кактусов, как наличие колючек, мясистого сочного стебля и воскового налёта на нём? Почему при разведении кактусов в комнатных условиях их рекомендуют помещать на подоконнике с южной стороны? Ответ поясните Ответ: 1) колючки уменьшают испарение (защищают от солнечных лучей): 2) мясистый толстый стебель содержит запас воды; 3) восковой налёт препятствует испарению воды (отражает солнечный свет); 4) на южной стороне выше освещённость и температура; 5) кактусы обитают в жарких солнечных условиях (гелиофиты). 3б = 5 элементов, 2б = 4 элемента, 1б = 3 элемента
10. (26) 2022 (СГ). На рисунке изображены три представителя разных видов рода Лисица: песец, рыжая лисица и фенёк . Какие различия наблюдаются в строении ушных раковин у данных представителей? Каково адаптивное значение данных различий? Какое экологическое правило иллюстрирует данный пример? Ответ: 1) размер ушных раковин увеличивается в ряду песец – рыжая лиса – фенёк ; 2 ) большой размер ушных раковин способствует увеличению теплоотдачи; 3) маленький размер ушных раковин способствует сбережению тепла; 4) правило Аллена; 5) среди родственных форм теплокровных животных те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела. 3б = 4-5 элемента, 2б = 3 элемента, 1б = 2 элемента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
Тесты для по экологии для подготовки к ЕГЭ.
Тесты для по экологии для подготовки к ЕГЭ....
Тесты по экологии для подготовки к ЕГЭ
Тесты по экологии для подготовки к ЕГЭ...
Тесты по экологии для подготовки к ЕГЭ.
Тренировочные материалы раздела "Экология" базового уровня в тестовой форме для подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...