Урок "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологи в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_po_teme.docx | 35.11 КБ |
variant.docx | 202.82 КБ |
himicheskiy_sostav_kletki_wecompress.com_.pptx | 915.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 5-й класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
– образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
– развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
– воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
– знать химический состав клетки;
– рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
– уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
– регулятивные:
– самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
– коммуникативные:
– обсуждать в рабочей группе информацию;
– слушать товарища и обосновывать свое мнение;
– выражать свои мысли и идеи.
– познавательные:
– работать с учебником;
– находить отличия;
– составлять схемы-опоры;
– работать с информационными текстами;
– объяснять значения новых слов;
– сравнивать и выделять признаки;
– уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат “Строение клетки”, уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация.
Ребята, добрый день!
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. А из чего же состоит клетка?( из химических элементов )
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока “Химический состав клетки”.
II. Актуализация пройденного материала.
На прошлом уроке мы коснулись вопроса основных элементов в составе клетки. Как называются эти элементы. Макроэлементы 1 группы.
, ресничек, жгутиков.
III. Актуализация нового материала.
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 56 и попробуйте самостоятельно составить схему “Вещества клетки”.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Из чего состоят химические вещества? (Из атомов.)
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян.
Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
2. Взвещивание.
Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения.)
Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты.
Роль воды в клетке:
- Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
- Входит в состав цитоплазмы.
- Составляет основу клеточного сока.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
– водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
– лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
– хвощ – растет, там где кислые почвы.
Роль минеральных солей в клетке:
- Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
- Входят в состав межклеточного вещества.
- Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (Между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство.)
Органические вещества – вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт.
Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.
Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
Определение крахмала.
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
Проделаем еще один опыт.
Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение воды.)
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел.)
Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода.)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар? (Правильно, из сахарного тростника или свеклы.)
А что такое тростник и свекла? (Растения.)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар.)
Роль углеводов в клетке:
- Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (Клеточная оболочка.)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений.)
Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге.)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир.)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (Скользкое, клейкое.)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Пальцы склеиваются.) Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
VI. Закрепление по эталону.
Самостоятельная работа в малых группах.
Биологический диктант:
1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (Йод.)
2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар.)
3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.)
4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.)
5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.)
6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (Жиры.)
7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические.)
8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки.)
9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.)
10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина.)
11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.)
12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.(Клубень.)
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
– Все ли вам было понятно в течение урока?
– Какая часть урока показалась самой интересной?
– Какая часть урока вызвала затруднение?
– Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям – явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §6, вопросы на странице 39, в рабочей тетради задание 5–7 на странице 41–42.
На выбор:
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Клетка» 5 класс. Вариант-1.
1.Как называется мельчайшая единица живого:
А) ткань; Б) клетка В) белок; Г) углевод
2. Органоид несущий наследственную информацию?
А) митохондрия Б) ядро В) вакуоль; Г) цитоплазма
3.Первооткрыватель клетки:
А) Р. Гук; Б) Галилей В) Р. Левенгук; Г) Д. Кук
4.Часть клетки, которая одевает её снаружи, – это:
А) цитоплазма; Б) митохондрия; В) ядро; Г) оболочка.
5. Для получения питания клетками нервной системы нужен:
А) калий Б)магний В) кальций Г) железо
6. Мешок с клеточным соком в растительной клетке?
А) лизосома; Б) ядро В) вакуоль; Г) хлоропласт
7.С помощью какого прибора можно рассмотреть клетки?
А) микроскоп; Б) телескоп В) лупа; Г) бинокль
8. Какой элемент в клетке занимает 16%
А) углерод, Б) азот В) водород Г) кислород
9. Выберите три верных утверждения. Какие органоиды присущи только растительной клетке?
А ядро с ядрышком Б) клеточная стенка В) клеточная мембрана
Г) цитоплазма Д) вакуоль Е) хлоропласты
Тест по теме «Клетка» 5 класс. Вариант-2
1. Клетки животных покрыты оболочкой,которая называется?
А) клеточная мембрана Б) цитоплазма В) вакуоль Г) клеточная стенка
2.Вещество, заполняющее всю клетку называется?
А) цитоплазма; Б) вода В) вакуоль; Г) клеточный сок
3.Органоид с помощью которого клетка питается?
А) митохондрия; Б) лизосома В) хлоропласт; Г) ядро
4. Зелёный цвет растениям придают:
А) хлоропласты; Б) цитоплазма; В) лизосомы; Г) митохондрии.
5.Для образования организмом клеток крови, нужен
А) фосфор Б) сера В) железо Г) кальций
6. Царство- в клетках у которых есть вакуоль, хлоропласты и клеточная стенка:
А) вирусы Б) животные В) растения Г) бактерии
7. Органоид который запасает в растительных клетках воду:
А) хлоропласты Б) вакуоль В) ЭПС Г) аппарат Гольджи
8. Для получения клетками калия, необходимого для работы мышц, необходимо потреблять-
А) шоколад Б) молоко В) бананы Г) рыбу
9. Выберите три верных утверждения. Какими органоидами обладают и растительные и животные клетки?
А) ядро с ядрышком Б) клеточная мембрана В) митохондрии Г) цитоплазма Д) вакуоль Е) хлоропласты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: п ознакомиться с химическим составом клеток живых организмов; определить роль химических веществ в клетках живых организмов; определить различия химического состава тел живой и неживой природы.
Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах Кислород - О Углерод - С Водород - Н Азот - N Запомните: Такие элементы называют макроэлементами
Но и остальные элементы клеток имеют важное значение для них
входит в состав серосодержащих аминокислот, поэтому содержится в большинстве белков. В небольших количествах присутствует в виде сульфат-иона в цитоплазме клеток и межклеточных жидкостях. в животных клетках необходим для функционирования мышечных и костных систем, в растениях входит в состав хлорофила . входит в состав белка крови – гемоглобина, в клетках растений входит в состав металоорганических соединений
Две минутки отдыхаем, но урок не забываем. Если я называю макроэлемент наклоняем голову вперед. Микроэлемент назад. Ультромикроэлемент – вращаем головой. Голова идет кругом. Взгляд на лево взгляд на право. Ведь разминка не забава, покачали головой! И усталость вся долой!!!
СОДЕРЖАНИЕ: ДО 80 % МАССЫ ТЕЛА; В ЭМАЛИ ЗУБОВ 10% ВОДЫ; В КОСТЯХ ДО 20% ВОДЫ. ФУНКЦИИ: СРЕДА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ; ХОРОШИЙ РАСТВОРИТЕЛЬ; ОПРЕДЕЛЯЕТ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ; ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ; УЧАСТВУЕТ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ РЕАКЦИЙ. ВОДА
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ СОДЕРЖАНИЕ: Составляет до 1 % от массы клетки ФУНКЦИИ: Обеспечивают выполнение такой функции организма как раздражимость. Придают прочность костям , раковинам моллюсков . Самые распространенные соли натрия и калия. Суточная потребность человека в поваренной соли -9грамм.
БЕЛКИ СОДЕРЖАНИЕ: 50% сухой массы клетки; о сновное вещество клетки. ФУНКЦИИ: строительная; т ранспортная; з ащитная;
УГЛЕВОДЫ ФУНКЦИИ: Основная функция – энергетическая. Животные запасают углеводы в виде гликогена, растения в виде крахмала. Опорная и защитная (входят в состав клеточных оболочек растений – клетчатка, образует наружный скелет насекомых и ракообразных – хитин). Глюкоза , сахароза, сахар который мы едим каждый день, клетчатка, крахмал - углеводы. В клубнях картофеля до 80% углеводов, а в клетках печени и мышц углеводов- до 5%.
ЖИРЫ ФУНКЦИИ: запас энергии и воды; теплоизоляция.
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ от латинского «нуклеус» - ядро; о тветственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству; в ходят в состав хромосом, расположенных в клеточном ядре;
Распространение химических элементов на планете Земля Кислород – 49,13% Кремний – 26% Алюминий – 7,45% Железо – 4,2% Кальций – 3,25% Натрий – 2,4% Калий – 2,35% Магний – 2,35% Водород – 1% Все остальные примерно 2%
Ответьте на вопросы: Существуют ли в живой природе химические элементы, которых нет в неживой природе? Чем различается химический состав тел живой и неживой природы? Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.
маериал можно использовать в качестве контроля знаний учащихся по теме Химический состав клетки"...
Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.
Материал может бытть интересен в качестве контроля занний учащихся на уроке биологии в 10 классе...
Конспект урока "Химический состав клетки" .
Конспект урока "Химический состав клетки" ....
Урок "Химический состав клетки" 5 класс
урок по ФГОС...
урок "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС
Формирование УУД на уроке - определение цели,эксперимент, самооценивание, работа в парах, составление плана изучения материала......