Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Ульянова Анна Викторовна

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11.docx141.63 КБ
PDF icon bioticheskie_faktory-szhatyy.pdf1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

Учитель: высшей категории Ульянова А.В


Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология: базовый уровень. 10–11 классы: учебник. – 2010.
  • Дополнительный материал по учебникам Н. М. Черновой «Основы экологии»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995) и Е. А. Криксунова «Экология»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995).

Цели урока:

  • формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников; 
  • исследовать  сущность понятия о типах межвидовых взаимоотношений;  показать многообразие связей между организмами разных видов,  обитающих в местных сообществах.

Задачи

Образовательные:

  • сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах;
  • показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия:  симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм;
  • продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой;
  • научить школьников выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику;
  • развивать мышление, умение делать выводы,  творческую и познавательную активность.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений:
  •   выявлять причинно-следственные связи во  взаимоотношениях организмов в средах обитания;
  • выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
  • формулировать выводы;
  • применять знания в новой ситуации;
  • осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;
  1. Продолжить развитие психических познавательных процессов:
  • мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.;
  • памяти;
  • всех видов внимания;
  • восприятия различных видов информации.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание возможности положительного влияния на взаимоотношения между организмами в природных средах обитания организмов;
  • развивать чувство уважения к чужому мнению;
  • организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Критерии оценивания        

  • активная работа на уроке в формировании знаний об особенностях строения  нервной системы.
  • креативность мышления в постановке целей и выводе темы, в формулировании выводов практической работы
  • выполнение задания на закрепление
  • парная взаимооценка , самооценка

Основные методы обучения

  • проблемно-поисковый,
  • метод эмпатии
  • игровой.
  • фронтальный опрос

Оборудование и дидактические средства:        учебник, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальной работы, компьютер, проектор, презентация , электронная доска, видеофрагменты, инновационный учебно-методический комплект " Навигатор" для 6-11 классов /авт. В.И. Сивоглазов (модули заданий для электронной доски).

Технологическая карта урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Ресурс

Деятельность ученика

Оргмомент.

Учитель приветствует учеников, настраивает на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

Проводит «мозговой штурм» по основным понятиям темы:
– экология,

-экологические факторы; (примеры)

– ограничивающий фактор,

- среда обитания.

- Правило Аллена?

- Правило Бергмана ?

Презентация слайд 1

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Дайте ответ на вопрос:

1) Какое значение имеет свет для организмов?

2) Какие экологические группы по предпочтению к свету существуют у растений?

3) Примеры фотопериодизма?

4)  Какие животные существуют по отношению к температуре? Примеры.

5) Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных?

Мотивация и целеполагание.

 

Называет и записывает тему урока, и цель.

Цель сегодняшнего занятия исследовать  сущность понятия о типах межвидовых взаимоотношений;  показать многообразие связей между организмами.

Видеофрагмент

Видео.avi

https://www.youtube.com/

watch?v=J9yD4v_5OLU

Слайд 2-3

Смотрят видео фрагмент, определяют тему и цель урока. 

Изучение нового материала, осознание и осмысление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок № 1. Раздаются карточки с животными и растениями, вступающими в различные взаимоотношения. Учащимся дается 2 мин на организацию пар, по различному типу взаимоотношений (Симбиоз, антибиоз аменсализм, нейтрализм) которые они могут объяснить.

Раздаточный материал.

Записывают определение и схему типов симбиоза с примерами.  Образованные пары выходят к доске объясняют свою связь. (3 мин)

Дает определение симбиоза, примеры. И его типы.

  • Комменсализм (+, 0) – нахлебнечество и квартиранство.
  • Протокооперация (+.+) – но не обязательно для жизни
  • Мутализм (+,+) – необходимо для жизни

Презентация

слайд 4-7

Посмотрите на свои карточки найдите своего партнера по примерам симбиоза. Объясните какой тип симбиоза в этих отношениях.?

Ходят по классу, находят пару объясняют их тип симбиоза.

Учитель ставит проблемную задачу №1. Какую зависимость вы видите на таблице. Объясните ее?

Блок № 2.

Слайд 9

Объясняют симбиотическую связь бактерий расщепляющих клетчатку у травоядных животных и длинной кишечника в которых они обитают.

Антибиоз:

  • Хищнечество (-+)
  • Паразитизм (-,+)
  • Конкуренция – межвидовая и внутривидовая

Слайд 10-11

Учащиеся слушают информацию

о хищничестве, записывают в тетрадь вывод: Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводило к подрыву кормовой базы, развитию заболеваний и к массовой гибели жертв.

Учитель ставит проблемную задачу № 2. Ученые полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведет к массовой гибели жертв. Объясните, почему?

Слайд 12

Учитель дает информацию о хищничестве – самом распространенном типе взаимоотношений в природе, которые играют важную роль в поддержании равновесия.

Видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch

?v=q_HOwsIVvVo

Проблемная задача № 3. Известно, что в природе существуют паразиты во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточных (вирусы) и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Почему же их существование не приводит к сокращению видового многообразия в природе?

Учитель предлагает прочитать текст учебника, обсудить ответ на проблемный вопрос.

Что такое конкуренция? Проанализируйте схему на слайде № 15. Дайте ответ на вопрос.

Слайд 13-14

Учебник стр. 139-140

Слайд 15-16

Работают со слайдами, работают с текстом учебника, обсуждают. Делают записи в тетради: паразиты, снижая жизнедеятельность хозяина, не вызывают его быстрой гибели, потому что в итоге это приведет к гибели самого паразита.

Блок № 4.

Учитель приводит примеры  аменсализма и нейтрализма в природе,

Задание: составить проблемный вопрос к данным типам взаимоотношений.

Блок №5. Чарльз Дарвин сформулировал очень интересную биологическую задачку, которую вы попробуете решить исходя из полученных на уроке знаний: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Слайд 17-19

Слайд 20-21

Учащиеся работают со слайдами, составляют проблемный вопрос, предлагают на обсуждение в классе.

Высказывают предположения

Первичное закрепление изученного материала

Выводы:

  • в процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
  • биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
  • взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

Решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Слайд 22 -24

Озвучивают выводы. Решают задания теста. Проверяют друг друга.

Информация о домашнем задании.

 

 

 

 

1) Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды».

Слайд 25

1) п. 2.3

1. Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды».

2. Решите экологическую задачу:

Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

 На выбор.

Рефлексия

Показывает слайд, просит провести ассоциативные связи с уровнем своих достижений и активности на уроке.

Слайд 26

Рассматривают слайд, определяют тип взаимоотношений, оценивают свою деятельность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Тесты «Факторы среды. Абиотические факторы в жизни животных»

Тесты посвящены влиянию абиатических факторов среды на животных. 7 класс....

Контроль по темам "Среды жизни", "Факторы среды" 5 класс

Разноуровневые задания контрольной работы выполнены в двух вариантах....

Обобщающий урок в 9 классе "Абиотические факторы среды"

Факторы живой и неживой природы, отличия абиотических факторов среды и их влияние на организмы животных и растений...

Обобщающий урок в 9 классе "Абиотические факторы среды"

Факторы живой и неживой природы, отличия абиотических факторов среды и их влияние на организмы животных и растений...

Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам

Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...

Проверочная работа: Факторы среды. Абиотические факторы.

Работа может быть использована для проверки знаний учащихся 9, 11 классов при изучении темы "Факторы среды. Абиотические факторы"...