Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11.docx | 141.63 КБ |
bioticheskie_faktory-szhatyy.pdf | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"
Учитель: высшей категории Ульянова А.В
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
- Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология: базовый уровень. 10–11 классы: учебник. – 2010.
- Дополнительный материал по учебникам Н. М. Черновой «Основы экологии»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995) и Е. А. Криксунова «Экология»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995).
Цели урока:
- формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников;
- исследовать сущность понятия о типах межвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в местных сообществах.
Задачи
Образовательные:
- сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах;
- показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм;
- продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой;
- научить школьников выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику;
- развивать мышление, умение делать выводы, творческую и познавательную активность.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений:
- выявлять причинно-следственные связи во взаимоотношениях организмов в средах обитания;
- выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
- формулировать выводы;
- применять знания в новой ситуации;
- осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;
- Продолжить развитие психических познавательных процессов:
- мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.;
- памяти;
- всех видов внимания;
- восприятия различных видов информации.
Воспитательные:
- воспитывать осознание возможности положительного влияния на взаимоотношения между организмами в природных средах обитания организмов;
- развивать чувство уважения к чужому мнению;
- организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Критерии оценивания
- активная работа на уроке в формировании знаний об особенностях строения нервной системы.
- креативность мышления в постановке целей и выводе темы, в формулировании выводов практической работы
- выполнение задания на закрепление
- парная взаимооценка , самооценка
Основные методы обучения
- проблемно-поисковый,
- метод эмпатии
- игровой.
- фронтальный опрос
Оборудование и дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальной работы, компьютер, проектор, презентация , электронная доска, видеофрагменты, инновационный учебно-методический комплект " Навигатор" для 6-11 классов /авт. В.И. Сивоглазов (модули заданий для электронной доски).
Технологическая карта урока:
Структура урока | Деятельность учителя | Ресурс | Деятельность ученика |
Оргмомент. | Учитель приветствует учеников, настраивает на успешную работу. | Учащиеся готовятся к уроку. | |
Актуализация знаний.
| Проводит «мозговой штурм» по основным понятиям темы: -экологические факторы; (примеры) – ограничивающий фактор, - среда обитания. - Правило Аллена? - Правило Бергмана ? | Презентация слайд 1 | Отвечают на вопросы.
|
Дайте ответ на вопрос: 1) Какое значение имеет свет для организмов? 2) Какие экологические группы по предпочтению к свету существуют у растений? 3) Примеры фотопериодизма? 4) Какие животные существуют по отношению к температуре? Примеры. 5) Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных? | |||
Мотивация и целеполагание.
| Называет и записывает тему урока, и цель. Цель сегодняшнего занятия исследовать сущность понятия о типах межвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей между организмами. | Видеофрагмент Видео.avi watch?v=J9yD4v_5OLU Слайд 2-3 | Смотрят видео фрагмент, определяют тему и цель урока. |
Изучение нового материала, осознание и осмысление.
| Блок № 1. Раздаются карточки с животными и растениями, вступающими в различные взаимоотношения. Учащимся дается 2 мин на организацию пар, по различному типу взаимоотношений (Симбиоз, антибиоз аменсализм, нейтрализм) которые они могут объяснить. | Раздаточный материал. | Записывают определение и схему типов симбиоза с примерами. Образованные пары выходят к доске объясняют свою связь. (3 мин) |
Дает определение симбиоза, примеры. И его типы.
| Презентация слайд 4-7 | ||
Посмотрите на свои карточки найдите своего партнера по примерам симбиоза. Объясните какой тип симбиоза в этих отношениях.? | Ходят по классу, находят пару объясняют их тип симбиоза. | ||
Учитель ставит проблемную задачу №1. Какую зависимость вы видите на таблице. Объясните ее? Блок № 2. | Слайд 9 | Объясняют симбиотическую связь бактерий расщепляющих клетчатку у травоядных животных и длинной кишечника в которых они обитают. | |
Антибиоз:
| Слайд 10-11 | Учащиеся слушают информацию о хищничестве, записывают в тетрадь вывод: Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводило к подрыву кормовой базы, развитию заболеваний и к массовой гибели жертв. | |
Учитель ставит проблемную задачу № 2. Ученые полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведет к массовой гибели жертв. Объясните, почему? | Слайд 12 | ||
Учитель дает информацию о хищничестве – самом распространенном типе взаимоотношений в природе, которые играют важную роль в поддержании равновесия. | Видеофрагмент ?v=q_HOwsIVvVo | ||
Проблемная задача № 3. Известно, что в природе существуют паразиты во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточных (вирусы) и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Почему же их существование не приводит к сокращению видового многообразия в природе? Учитель предлагает прочитать текст учебника, обсудить ответ на проблемный вопрос. Что такое конкуренция? Проанализируйте схему на слайде № 15. Дайте ответ на вопрос. | Слайд 13-14 Учебник стр. 139-140 Слайд 15-16 | Работают со слайдами, работают с текстом учебника, обсуждают. Делают записи в тетради: паразиты, снижая жизнедеятельность хозяина, не вызывают его быстрой гибели, потому что в итоге это приведет к гибели самого паразита. | |
Блок № 4. Учитель приводит примеры аменсализма и нейтрализма в природе, Задание: составить проблемный вопрос к данным типам взаимоотношений. Блок №5. Чарльз Дарвин сформулировал очень интересную биологическую задачку, которую вы попробуете решить исходя из полученных на уроке знаний: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?» | Слайд 17-19 Слайд 20-21 | Учащиеся работают со слайдами, составляют проблемный вопрос, предлагают на обсуждение в классе. Высказывают предположения | |
Первичное закрепление изученного материала | Выводы:
Решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. | Слайд 22 -24 | Озвучивают выводы. Решают задания теста. Проверяют друг друга. |
Информация о домашнем задании.
| 1) Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды». | Слайд 25 | 1) п. 2.3 |
1. Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды». 2. Решите экологическую задачу: Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? | На выбор. | ||
Рефлексия | Показывает слайд, просит провести ассоциативные связи с уровнем своих достижений и активности на уроке. | Слайд 26 | Рассматривают слайд, определяют тип взаимоотношений, оценивают свою деятельность. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Тесты «Факторы среды. Абиотические факторы в жизни животных»
Тесты посвящены влиянию абиатических факторов среды на животных. 7 класс....
Контроль по темам "Среды жизни", "Факторы среды" 5 класс
Разноуровневые задания контрольной работы выполнены в двух вариантах....
Обобщающий урок в 9 классе "Абиотические факторы среды"
Факторы живой и неживой природы, отличия абиотических факторов среды и их влияние на организмы животных и растений...
Обобщающий урок в 9 классе "Абиотические факторы среды"
Факторы живой и неживой природы, отличия абиотических факторов среды и их влияние на организмы животных и растений...
Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам
Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...
Проверочная работа: Факторы среды. Абиотические факторы.
Работа может быть использована для проверки знаний учащихся 9, 11 классов при изучении темы "Факторы среды. Абиотические факторы"...