Урок по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
По программе Сонина Н..И. второй урок по теме "Размножение". По программе Пономаревой И.Н. пятый урок по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vegetativnoe_razmnozhenie.doc | 60 КБ |
vegetativnoe_razmnozhenie.rar | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений».
Программа: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов.
Планирование: Ренева Н.Б., Сонин Н.И.
Класс: 6
Место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме: второй урок (урок изучения и первичного закрепления новых знаний) по теме «Размножение». (№47)
Цели и задачи урока:
Обучающие: обеспечить усвоение знаний о
- размножении;
- способах вегетативного размножения растений в природе;
- применении вегетативного размножения в растениеводстве;
- формирование умения размножать комнатные растения разными способами.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Средства обучения:
- системный блок, проектор, электронная презентация;
- инструкции по проведению лабораторной работы;
- оборудование для лабораторной работы (стеклянные банки с крышками, ножи, горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода);
- комнатные растения (гибискус, хлорофитум, сенполия, сансивьера).
Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.
Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, упражнений, самостоятельной работы; самоконтроля.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предварительная подготовка:
Для проведения лабораторной работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на группы по 5 человек, в каждой группе заранее распределяются обязанности.
Структура урока:
- Организация начала урока (2 мин.)
- Проверка выполнения домашнего задания
- Актуализация знаний (7 мин.)
- Изучение нового материала (25 мин.)
- Лабораторная работа (7 мин.)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
- Организация начала урока
Здравствуйте!
Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов - размножения.
План нашей работы на уроке следующий:
- вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;
- узнать что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;
- освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.
У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого правильного ответа.
Итак, приступим.
- Проверка домашнего задания
- Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.)
Слайд №1. Найдите соответствие.
Слайд №2
-Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов?
-Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием?
- Изучение нового материала
Слайд №4. Теперь задача. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?
Слайд №5. Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным.
Запишем определение в тетрадь.
Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.
Подземными побегами являются:
Слайд №6 луковицы;
Слайд №7 клубнелуковицы;
Слайд №8 корневище;
Слайд №9 клубни.
К надземным побегам относят усы. Слайд № 10.
Некоторые растения, например осина, сирень, барбарис, вишня, слива, вьюнок, осот образуют корневые отпрыски - надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек. Слайд № 11.
А бриофиллум образует выводковые почки, из которых развиваются дочерние растеньица прямо на материнском организме. Слайд № 12.
Человек научился использовать способность растений к вегетативному размножению. Как вы думаете, в каких сферах своей деятельности люди применяют свои знания о вегетативном размножении растений? Слайд №13
Некоторые растения размножают делением кустов. Слайд №14. При этом используют растения в состоянии покоя, лучше всего ранней весной. Осторожно выбивают из горшка растение с комом и делят на части с помощью секатора или острого ножа. Каждая отделенная часть должна иметь 2-3 побега. Их рассаживают в соответствующую культуре смесь, обильно поливают и ставят в защищенное от солнца место.
Кроме того, для вегетативного размножения используются черенки. Черенки – это участки побега, длиной 10-15 см. Могут быть:
- стеблевыми неодревесневшими («зелеными»). Слайд №15.
- стеблевыми одревесневшими. Слайд №16
- листовыми. Слайд №17
Многие кустарниковые формы размножаются с помощью отводков. Слайд №18
Как вы думаете, чем черенок отличается от отводка? Слайд №19
Для получения более выносливых к морозам или вредителям растений в садоводстве используют метод прививания. Для этого пересаживают черенок или почку (глазок) одного растения (привоя) на другое (подвой). Слайд №20
Физкультминутка
«да» - наклон головы направо, «нет» - налево
- Цветок- орган вегетативного размножения;
- При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.
«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад
- Усы – это надземный ползучий побег;
- Тюльпан размножается корневищем.
«да» - сидеть, «нет» - встать
- Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;
- Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.
.
- Лабораторная работа «Черенкование растений»
Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Каждая группа имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.
V. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Работа с листами самооценивания.
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Для всех: дома сделать иллюстрированный отчет по выполненной работе.
Для желающих: ответить на дополнительный вопрос (14 вариантов).
Предварительный просмотр:
Лист самооценивания работы на уроке
ученика (цы) _____________
Тебе понравился урок?______________________________________________
Что ты узнал на уроке?______________________________________________
__________________________________________________________________
Количество правильных устных ответов на уроке: _______________________
Ваша команда справилась с практической работой?______________________
Какую отметку ты поставишь себе за работу на уроке?___________________
_______________________________________________________________
Лист самооценивания работы на уроке
ученика (цы) _____________
Тебе понравился урок?______________________________________________
Что ты узнал на уроке?______________________________________________
__________________________________________________________________
Количество правильных устных ответов на уроке: _______________________
Ваша команда справилась с лабораторной работой?______________________
Какую отметку ты поставишь себе за работу на уроке?___________________
__________________________________________________________
Лист самооценивания работы на уроке
ученика (цы) _____________
Тебе понравился урок?______________________________________________
Что ты узнал на уроке?______________________________________________
__________________________________________________________________
Количество правильных устных ответов на уроке: _______________________
Ваша команда справилась с лабораторной работой?______________________
Какую отметку ты поставишь себе за работу на уроке?___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 10 классе по теме: "Формы размножения организмов".
Мейоз- это вид деления клетки, в результате которого образуются две......
Урок по биологии "Размножение и развитие человека", 8 класс
Тема "Размножение и развитие человека" в 8 классе обычно вызывает затруднения в выборе подачи материала ученикам. Разработка урока предлагает один из вариантов подхода к раскрытию данной темы. Это инт...
разработка урока "Типы размножения". 9 класс
Рассматриваются особенности и способы бесполого и полового размножения организмов в природе, преимущества и недостатки каждого....
Презентация к уроку по биологии в 6 классе "Размножение растений"
Урок разработан с применением современных технологий критического мышления, целеполагания...
урок по теме "Размножение и оплодотворение растений" 5 класс
разработка содержит технологическую карту урока по теме, в соответсвии с ФГОС. по УМК Пономаревой...
Урок по теме "Размножение организмов" 5 класс ФГОС
Урок в 5 классе (ФГОС)по теме "Размножение организмов", с использованием современных образовательных технологий....
Презентация "Формы размножения организмов. Половое размножение" 10 класс
Презентация "Формы размножения организмов. Половое размножение" 10 класс может использоваться при изучении нового материала.Цели урока:- обобщить и развить известные учащимся понятия о формах размноже...