Приложение к задачам по генетике «Тип наследования признака»
консультация по биологии (10 класс)
Приложение к задачам по генетике «Тип наследования признака». Используется при решении задач. Содержит задачу дополнительную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_nasledovaniya_priznaka.docx | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Методика определения типа наследования признака
Аутосомно-доминантный тип наследования (АД)
1.Признак встречается в каждом поколении (наследование по вертикали)
2.Мужчины и женщины болеют с одинаковой частотой
!3. У больных родителей больные дети, т.е. признак должен быть у одного или обоих родителей, только тогда этот признак проявится у детей
4. Высокая частота встречаемости признака на родословной
Аутосомно-рецессивный тип наследования (АР)
При АР типе наследования мутантный ген проявляет свое действие только в гомозиготном состоянии (аа).
1.Заболевание (признак) встречается не в каждом поколении (наследование по горизонтали)
2.Мужчины и женщины болеют с одинаковой частотой
3. Низкая частота встречаемости признака
4. ! У здоровых родителей больные дети
5. У больных родителей все дети больные
Доминантный сцепленный с Х-хромосомой тип наследования
1.Женщины болеют чаще, чем мужчины
2. Признак встречается в каждом поколении
3. Высокая частота встречаемости признака
4. ! Если болен мужчина, все дочери в потомстве обязательно больны
5. Если женщина гомозиготна и больна, все дети в семье будут больны
Рецессивный сцепленный с Х-хромосомой тип наследования признака (ХР)
1.Болеют в основном мужчины
2. Признак встречается не в каждом поколении
3. Низкая частота встречаемости признака
! 4. Перекрестный характер наследования: признак матери наследуют сыновья, признак отца- дочери
Сцепленный с У- хромосомой тип наследования
1.Признак встречается в каждом поколении
2. Болеют только мужчины
3. Признак передается от отца к сыну
Система обозначений, используемых для составления родословных, была предложена в 1931 году Юстом.
Типы наследования у человека (методика определения)
У человека установлены следующие типы наследования:
1. Аутосомно-доминантное наследование (АД).
По аутосомно-доминантному типу наследуются: полидактилия (шестипалость), брахидактилия (короткопалость), ахондроплазия (карликовость), синдром Марфана (паучьи пальцы), ангиоматоз сетчатой оболочки, глаукома, врожденный вывих бедра, глухонемота (некоторые формы), подагра, анемия серповидно-клеточная (АД тип с неполным доминированием) и др.
2. Аутосомно-рецессивное наследование (АР).
По аутосомно-рецессивному типу наследуются многие болезни обмена веществ, среди которых: фенилкетонурия (ФКУ), галактоземия, альбинизм общий, муковисцидоз, акаталазия, алькаптонурия, гидроцефалия, болезнь Вильсона (гепато-церебральная дистрофия), мышечная дистрофия Дюшена (или миопатия), цистинурия болезнь Тея-Сакса и др.
3. Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД).
По ХД типу наследуются: фолликулярный кератоз, фосфатемия, коричневая окраска эмали зубов, моторно-сенсорная нейропатия 1 Х-типа (ОМIМ: 302800).
4. Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР).
По ХР типу наследуются: гемофилия, дальтонизм, альбинизм, ангидрозная эктодермальная дисплазия, ангиокератома, ихтиоз врожденный (большинство форм ихтиоза летальны), пигментный ретинит (ХР форма) и др.
5. Сцепленное с Y хромосомой наследование (YН) .
По Y- сцепленному типу наследуются: гипертрихоз
Домашнее задание
Составить родословную своей семьи по наследованию одного из предложенных признаков: цвет глаз (карие, голубые или серые); цвет волос (рыжие, не рыжие); пигментирование кожи лица (веснушки, отсутствие веснушек); острота зрения (близорукость, нормальное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс
Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
Тест по генетике "Сцеплённое наследование признаков"
тестовое задание с 4 вариантами ответов...
урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Данная презентация является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.Задачи:1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметн...
разработка урока биологии «Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков»
Урок биологии по теме "Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков» предназначен для изучения материала в 11 классе...
Решение задач по генетике "Неполное наследование признаков"
В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании. Ресурс...