Открытый урок по биологии Строение и работа сердца
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Открытый урок по биологии Строение и работа сердца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_rabota_serdtsa.docx | 23.51 КБ |
stroenie_i_rabota_serdtsa.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение и работа сердца.
Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.
Задачи:
- Общеобразовательные:
- познакомить обучающихся со строением сердца;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- изучить фазы сердечного цикла;
- дать понятия об автоматизме сердца.
- Развивающие:
- продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
- работать с рисунками, таблицами моделями;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
- научить анализировать информацию, делать выводы;
- Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
- воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
- Здоровьесберегающие:
- формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
- воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
- соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения: частично – поисковый, работа в парах, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогическая технология: технология проблемного обучения
Оборудование: модель сердца, набор для создания модели сердца (стаканчики, шарики, скрепки и трубочки), набор для демонстрации работы сердца (палочки и баночки), раздаточный материал для закрепления знаний о строении и работе сердца, плакат с сердцем для рефлексии учащихся, презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Расположение сердца.
- Форма и внешнее строение сердца.
- Сердечный цикл.
- Особенности сердечной мышцы
- Автоматизм сердца
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Актуализация знаний.
Учитель: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. О чём эта загадка? И о какой клетке идет речь? (Сердце, грудная клетка).
Правильно. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви.
Почему так говорят: сердце в пятки ушло, принимать близко к сердцу, сердце ёкнуло в груди, сердце не на месте? Предлагать руку и сердце?
Обсуждение с учащимися.
Долгое время сердце традиционно считали вместилищем души и наука о сердце не зря называется кардиология - «кор» с латинского переводится –душа. Еще в древности племена каннибалов считали, что съев сердце врага, получишь его душу и станешь сильнее. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце
- Изучение нового материала.
Учитель: «Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».
Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Средняя масса сердца у мужчин – 350 г, у женщин – 250 г. Сердце – “середина”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Последовательное сокращение стенок сердца и особое расположение клапанов обеспечивают одностороннее движение крови. Полый мышечный орган подразделяется на 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердие воспринимают кровь камерами, желудочки выбрасывают ее из сердца в артерии. Правая и левая половины разделены сплошной перегородкой. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (в правой половине трех-, а в левой – двустворчатые). Между легочными артериями и аортой располагаются полулунные клапаны, имеющие форму карманов. В момент расслабления желудочков клапаны заполняются кровью артерии и, растягиваясь, закрывают просвет сосуда, что препятствует возвращению крови сердца.
Задание для учащихся: собрать пазл «Строение сердца», соотнести структуры сердца и их названия (работа в парах).
Физкультминутка: органы кровеносной системы – хлопаем, органы пищеварительной системы – топаем, органы дыхательной системы – мотаем головой, органы нервной системы – пожимаем плечами.
А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.
- Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
- Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
- Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.
Задание для учащихся: заполнить таблицу (работа в парах).
Фазы | Направление движения крови | Состояние створчатых клапанов | Состояние полулунных клапанов | Длительность |
Систола предсердий | Из предсердий - в желудочки | Открыты | Закрыты | 0,1 сек |
Систола желудочков | Из левого желудочка - в аорту. Из правого желудочка - в лёгочную артерию. | Закрыты | Открыты | 0,3 сек |
Диастола сердца | Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки. | Открыты | Закрыты | 0,4 сек |
Вывод: Время работы = времени отдыха
Проводится игра «СЕРДЦЕ» (берется две чашки и палочки, в одной чашке палочки, другая пустая. Нужно передать палочки со скоростью 70 палочек в минуту).
Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца. Сердце — самый мощный в мире «Живой насос» нет аналогов в технике.
Еще факт. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.
Автоматизм сердца (постановка проблемного вопроса): Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?
Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы:
Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.
- Закрепление изученного материала.
Задание для учащихся: выполнить тестовые задания (индивидуальная работа).
Давайте теперь сделаем модель сердца своими руками (работа в парах).
- Домашнее задание:
§ 22, выучить новые термины и понятия.
Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?
- РЕФЛЕКСИЯ
Многоуровневое сердце (100 %, 75 %, 50 % и 25 %) – прикрепляем сердечко, в зависимости от того на сколько процентов тебе понравился урок.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение и работа сердца.
Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.
Задачи:
- Общеобразовательные:
- познакомить обучающихся со строением сердца;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- изучить фазы сердечного цикла;
- дать понятия об автоматизме сердца.
- Развивающие:
- продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
- работать с рисунками, таблицами моделями;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
- научить анализировать информацию, делать выводы;
- Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
- воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
- Здоровьесберегающие:
- формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
- воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
- соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения: частично – поисковый, работа в парах, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогическая технология: технология проблемного обучения
Оборудование: модель сердца, набор для создания модели сердца (стаканчики, шарики, скрепки и трубочки), набор для демонстрации работы сердца (палочки и баночки), раздаточный материал для закрепления знаний о строении и работе сердца, плакат с сердцем для рефлексии учащихся, презентация «Строение и работа сердца», мультимедийный проектор.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Расположение сердца.
- Форма и внешнее строение сердца.
- Сердечный цикл.
- Особенности сердечной мышцы
- Автоматизм сердца
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Актуализация знаний.
Учитель: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. О чём эта загадка? И о какой клетке идет речь? (Сердце, грудная клетка).
Правильно. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви.
Почему так говорят: сердце в пятки ушло, принимать близко к сердцу, сердце ёкнуло в груди, сердце не на месте? Предлагать руку и сердце?
Обсуждение с учащимися.
Долгое время сердце традиционно считали вместилищем души и наука о сердце не зря называется кардиология - «кор» с латинского переводится –душа. Еще в древности племена каннибалов считали, что съев сердце врага, получишь его душу и станешь сильнее. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце
- Изучение нового материала.
Учитель: «Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».
Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Средняя масса сердца у мужчин – 350 г, у женщин – 250 г. Сердце – “середина”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Последовательное сокращение стенок сердца и особое расположение клапанов обеспечивают одностороннее движение крови. Полый мышечный орган подразделяется на 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердие воспринимают кровь камерами, желудочки выбрасывают ее из сердца в артерии. Правая и левая половины разделены сплошной перегородкой. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (в правой половине трех-, а в левой – двустворчатые). Между легочными артериями и аортой располагаются полулунные клапаны, имеющие форму карманов. В момент расслабления желудочков клапаны заполняются кровью артерии и, растягиваясь, закрывают просвет сосуда, что препятствует возвращению крови сердца.
Задание для учащихся: собрать пазл «Строение сердца», соотнести структуры сердца и их названия (работа в парах).
Физкультминутка: органы кровеносной системы – хлопаем, органы пищеварительной системы – топаем, органы дыхательной системы – мотаем головой, органы нервной системы – пожимаем плечами.
А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.
- Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
- Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
- Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длится около 0,4 сек.
Задание для учащихся: заполнить таблицу (работа в парах).
Фазы | Направление движения крови | Состояние створчатых клапанов | Состояние полулунных клапанов | Длительность |
Систола предсердий | Из предсердий - в желудочки | Открыты | Закрыты | 0,1 сек |
Систола желудочков | Из левого желудочка - в аорту. Из правого желудочка - в лёгочную артерию. | Закрыты | Открыты | 0,3 сек |
Диастола сердца | Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки. | Открыты | Закрыты | 0,4 сек |
Вывод: Время работы = времени отдыха
Проводится игра «СЕРДЦЕ» (берется две чашки и палочки, в одной чашке палочки, другая пустая. Нужно передать палочки со скоростью 70 палочек в минуту).
Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца. Сердце — самый мощный в мире «Живой насос» нет аналогов в технике.
Еще факт. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.
Автоматизм сердца (постановка проблемного вопроса): Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?
Ответ. - Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы:
Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.
- Закрепление изученного материала.
Задание для учащихся: выполнить тестовые задания (индивидуальная работа).
Давайте теперь сделаем модель сердца своими руками (работа в парах).
- Домашнее задание:
§ 22, выучить новые термины и понятия.
Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?
- РЕФЛЕКСИЯ
Многоуровневое сердце (100 %, 75 %, 50 % и 25 %) – прикрепляем сердечко, в зависимости от того на сколько процентов тебе понравился урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока по биологии "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"
план конспект урока биологии...
Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"
Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения. К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....
Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"
Модульный урок по теме :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....
Открытый урок на тему "Строение и работа сердца"
В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца». Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания ...
урок на тему"Строение и работа сердца"
разработка урока и презентация на тему "Строение и работа сердца", биология 8 класс...
Урок по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения " 8 класс
Урок по теме Сердце....
Урок биологии «Строение и работа сердца»
Урок биологии 8 класс. Тема урока: «Строение и работа сердца». Урок предусматривает использование приложений: Kahoot и DAQRI: Anatomy 4D...