урок на тему"Строение и работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Солохина Галина Анатольевна

разработка урока и презентация на тему "Строение и работа сердца", биология 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок 8 класс799.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Тип урока: урок изучения нового материала

Целевая аудитория:  учащиеся  8-го класса

Цель урока:

Изучить особенности строения сердца человека.

Задачи урока:

а) Образовательные:  

  • Сформировать знания учащихся об особенностях строения сердца  
  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
  • Прививать интерес к биологии посредством работы с дополнительным материалом
  • Развивать творческие способности учащихся

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование сердца
  • Воспитание культуры общения при работе в группах
  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Исследовательский
  • Частично-поисковый
  • Практические: тренировочные

Формы организации деятельности на уроке:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

Оборудование:

Техническое:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium II
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Доска-экран
  • Модели сердца человека
  • Таблица «Строение сердца»

Программное:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint

      Учебный комплект:

  • Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа  2007.
  • Дополнительный учебник: Биология. Биология. Человек. 8 класс.

      А.Г Драгомилов., Р.Д.Маш. Дрофа 2007

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности соблюдать и пропагандировать правила и нормы ЗОЖ.

Ход урока

  1. Активизация знаний (кроссворд на проверку домашнего задания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Помогает в свёртывании крови
  2. Ослабленные микробы
  3. Разновидность лейкоцитов
  4. Белок в плазме
  5. Поставщики кислорода
  6. Избыток тканевой жидкости
  7. Невосприимчивость организма к болезням
  8. Пожиратели микробов
  9. Готовые антитела
  10. Дающий кровь
  11. Постоянство внутренней среды
  12. Кровяные пластинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

л

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

1

к

а

л

ь

ц

и

й

 

5

 

м

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

м

 

 

э

 

у

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

11

 

ц

 

 

4

ф

и

б

р

и

н

о

г

е

н

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

г

 

и

 

 

 

о

 

 

и

 

и

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

н

 

 

 

ц

 

 

т

 

т

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

6

л

и

м

ф

а

 

 

 

и

 

 

р

 

е

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

т

 

 

о

 

т

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

12

т

р

о

м

б

о

ц

и

т

ы

 

ы

 

 

ц

 

 

 

 

и

 

10

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

т

 

д

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

9

с

ы

в

о

р

о

т

к

а

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

2) Решение биологических задач (фронтально):

Задача 1.

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Задача 2.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Задача 3.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ: Из-за несовместимости групп крови.

Задача 4.

Эритроциты человека в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ: У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

Задача 5.

В одной популярной книге по физиологии сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходя из гавани вновь уходят в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?

Ответ: эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке.

Задача 6.

В чём ошибочность взглядов Галена:

«…Грубая кровь из печени поступает в правую половину сердца, где благодаря теплоте от нее отделяются негодные части. Из сердца она идет по венам ко всем тканям тела, где и потребляется. Но некоторая, совсем незначительная часть крови предназначается для более высоких целей - она не уходит на питание тканей и органов, она переходит из правого желудочка сердца в левый, где и происходит ее смешение с «духом», заполняющим левый желудочек. Отсюда «благородная» кровь - живительная, воздухоносная влага - вытекает по артериям…»

Ответ: кровь в желудочках не смешивается. Гален не знал о существовании 2-х кругов кровообращения, не мог объяснить значение лёгких и лёгочного круга.

I I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам известный.

             Любой его назвать бы смог:
            Лишь только жизни огонек
            Однажды разгорится —
            Начнет тут сердце биться.

                             Оно, как маленький насос,
                             Совсем не в шутку, а всерьёз
                            Качает кровь, качает
                           И устали не знает.

                                    И если кто из нас сидит,
                                    Читает или пишет,
                                    Оно тихонечко стучит,
                                    Его мы и не слышим.

                                                  Но если быстро побежать
                                                 Иль сказку стоит услыхать
                                                 Про злого Бармалея —
                                                Забьется посильнее.

                                                                 Моторчик наш, он непростой,
                                                                 Он не железный, а живой.
                                                                 Он тосковать умеет,
                                                                 И любит, и жалеет!
                                                                                       (Н. Кнушевицкая)

Учитель:

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной.
Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.

Богач удивился и спросил:
«Зачем ты мне даёшь эту корзину, наполненную красивыми цветами, если я дал тебе мусор?»

А бедняк ответил:
- «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце.»


«Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга . . .

Какое оно мое сердце? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.

  1. Изучение нового материала.

  1. Групповая работа

Расположение, форма, величина сердца, строение сердца.

С особенностями его строения познакомимся в ходе групповой работы с учебником.

Класс делится на 3 группы, каждой из которой дается задание:

1-я группа: положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? Размеры сердца (отчет группы оформляется другими группами в виде краткого конспекта в тетрадь).

2-я группа: строение сердца, определение правой и левой стороны (объяснение сопровождается  заполнением таблицы в тетрадь)

3-я группа: клапаны сердца ( рассказ сопровождается составлением схемы)

Каждая группа проговаривает свои отчёты.


2.Фронтальная беседа

1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца? (из предсердия и желудочка)

2.Какие клапаны находятся между предсердиями и желудочками? (створчатые)

3. Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся? (из левого – в аорту, из правого – в легочную артерию, полулунные клапаны).

4. Для чего нужны клапаны? (чтобы кровь двигалась в одном направлении)

Из ваших ответов можно сделать вывод.

Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка. С чем это может быть связано? 

Ответ: потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия.

3.Рассказ учителя

Автоматизм сердца.

Исторический факт из жизни Везалия (врач эпохи Возрождения, основатель научной анатомии):

…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся…

Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце?

Какими же особенностями обладает сердечная мышца? (Работа с учебником «Особенности сердечной мышцы»). Запись в тетрадь определения «автоматизма» сердца.

4. Сердечный цикл.

Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?

Просмотр видео

Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Самостоятельная работа 

Задание: рассмотрите по рисунку в учебнике фазы работы сердца и заполните таблицу «Сердечный цикл».

Отделы сердца

Продолжительность работы (с)

1-я фаза

2-я фаза

3-я фаза

  1. Предсердия
  2. Желудочки
  3. Створчатые клапаны
  4. Полулунные клапаны

Вопросы по таблице классу:

1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдых
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

Переходим к изучению следующего вопроса плана.

Задача. За сутки человеческое сердце делает около 100000 ударов. При одном ударе совершается такая же работа, как и при поднятии груза массой 1 килограмм на высоту 20 сантиметров. Вычислите работу, совершаемую человеческим сердцем за сутки. (Ответ: 200 кДж)

Сердечная мышца сокращается четко и точно 60 – 70 раз в минуту. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокращений увеличивается за счет сокращения общего расслабления. Различна частота сокращений сердца у детей и взрослых: у детей до года – 100 – 200 ударов в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60 – 70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90 – 95.

  1. Регуляция сердечных сокращений

Учащиеся самостоятельно знакомятся со статьей «Регуляция сердечных сокращений и отвечают на вопрос: «Как регуляция со стороны центральной нервной системы сочетается с автоматизмом сердечной деятельности?

На протяжении многих веков ученые исследуют и изучают деятельность сердца. В настоящее время существуют эффективные методы диагностики сердечных заболеваний. Один из них – электрокардиография.

Ш. Закрепление знаний.

Выполнение интерактивных заданий «Строение сердца», Фазы сердечного цикла

  1. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа.

Вопрос:

- Благодаря каким особенностям строения и функционирования сердце может работать, не уставая, всю жизнь?

- Сколько и какие камеры имеет сердце?

- Какие клапаны есть в сердце?

- Из каких слоев состоит стенка сердца?

- Что такое автоматия?

- Какие фазы составляет сердечный цикл?

Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнкего человека и , исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

  1. Отдыхали мышцы желудочков сердца? (50 лет)
  2. Отдыхали мышцы предсердий? (70 лет)
  3. Были закрыты створчатые клапаны? (30 лет)
  4. Были закрыты полулунные клапаны? (50 лет)
  5. Подписать части сердца

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сначала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Скажите, что интересного вы узнали на уроке?
  • Где в дальнейшем мы можем использовать знания, которые мы получили на уроке?
  • Что из пройденного на уроке вам понравилось больше всего?
  • Продолжите начатые фразы:

Я хочу узнать больше о………………………….

Меня удивило …………………………………….

Я хорошо усвоил, что …………………………….

Я понял, что ……………………………………….

  1. Домашнее  задание. 

Урок я хочу закончить словами: «Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!»

- Большое спасибо за творчество, позитивное настроение. Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника).  На уроке изучается новый м...

Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок на тему "Строение и работа сердца"

В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца».  Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания ...

Рабочая карта урока по теме: "Строение и работа сердца"

Рабочая карта урока в 8 классе по теме: "Строение и работа сердца" содержит задаия и вопросы для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок по теме «Строение и работа сердца»

Предмет: биология.Целевая аудитория:  учащиеся  8 класса.Тема урока:  «Строение и работа сердца».Тип урока: Урок  изучения нового материала.Место урока в теме: 3-й урок...