Формирование умения выдвигать нулевую гипотезу.
статья по биологии (11 класс)
Умение выдвигать гипотезы, строить предположения - это самое главное в исследовательском обучении. Здесь работает гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логических рассуждений, а также интуитивного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_vydvigat_gipotezy.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умения выдвигать нулевую гипотезу.
Умение выдвигать гипотезы, строить предположения - это самое главное в исследовательском обучении. Здесь работает гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логических рассуждений, а также интуитивного мышления.
Выдвижение гипотез, предположений, идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности.
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.
Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.
Определить гипотезу можно через следующие черты:
1) гипотеза – это обязательная форма развития любого познавательного процесса. Она является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;
2) построение гипотезы обязательно должно сопровождаться выдвижением предположения;
3) данное предположение рождается на основе рассмотрения материала, на базе неоднократных наблюдений.
.
Сейчас в преподавании биологии необходимо четко знать что же такое нулевая гипотеза.
В теории вероятности и статистике нулевая гипотеза – это утверждение, которое предполагает отсутствие какого-либо эффекта, различия или связи между переменными..
Нулевая гипотеза формулируется для того, чтобы быть проверенной и, в случае необходимости, отвергнутой в пользу альтернативной гипотезы. Она является исходной или нейтральной позицией, которая предполагает, что никаких изменений или влияний нет.
Например, предположим, что вы исследуете эффект нового лекарства на пациентов с определенным заболеванием. Нулевая гипотеза может звучать так: “Новое лекарство не имеет никакого эффекта на пациентов с этим заболеванием”.
Основная цель проверки нулевой гипотезы – определить, насколько вероятно, что наблюдаемые данные могут быть объяснены случайными факторами, а не наличием реального эффекта или связи. Если вероятность такого объяснения низка, то нулевая гипотеза может быть отвергнута в пользу альтернативной гипотезы.
Нулевая гипотеза – это утверждение, которое предполагает отсутствие эффекта, связи или различий между переменными.
Какие же тогда существуют переменные:
Зависимая переменная и независимая переменная.
Независимая переменная задается экспериментатором ( например температура, освещение, влажность, концентрация и т.д)
Зависимая – это та переменная которая будет изменятся в результате эксперимента.
Например: независимая переменная - освещенность
Тогда зависимая переменная -изменение окраски листьев растения
Таким образом нулевая гипотеза в этом эксперименте будет звучать так – окраска листьев растений не зависит от освещенности.
Задание ЕГЭ по биологии
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется термостат. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку в термостате менее 15 минут?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.
Зависимая переменная – активность фермента амилазы
Независимая (задаваемая экспериментатором)- рН среды
Нулевая гипотеза — действие амилазы не зависит от pH среды.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, почему в эксперименте используется хлорид кальция.
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор провел эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний из пруда и поместил их в растворе с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.
Вода из пруда | Раствор, концентрация ионов кальция (г/л) | ||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | ||
ЧСС/10 минут | 250 | 293 | 347 | 412 | 432 |
Зависимая переменная –ЧСС
Независимая переменная- концентрация ионов кальция
Значит нулевая гипотеза-ЧСС не зависит от концентрации ионов кальция в растворе.
https://nauchniestati.ru/spravka/nulevaya-gipoteza/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нулевой контрольный срез по информатики для 11 класса
Нулевой контрольный срез по информатики для 11 класса в виде теста подготовленного в формате Microsoft Word...
Нулевой контрольный срез по информатики для 10 класса
Нулевой контрольный срез по информатики для 10 класса...
Нулевой контрольный срез по информатики для 9 класса
Нулевой контрольный срез по информатики для 9 класса...
Нулевой контрольный срез по информатики для 8 класса
Нулевой контрольный срез по информатики для 8 класса...
Отсутствие артикля (нулевой артикль). Грамматика.
Материал может быть использован при подготовке к урокам....
Урок по теме "Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы".
Открытый урок по теме «Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы» для 8 класса на материале «Ma futur profession».Учитель: Смекалова Анна ВладимировнаОбразовательное у...
Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...