"Спинной мозг"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Тема: Спинной мозг
Класс: 8
УМК: Биология человека, Сонин
Тема данного урока является частью главы «Нервная система»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Задачи:
- Предметные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
- Метапредметные: развить умение логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с текстом и рисунками, извлекая из них нужную информацию, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
- Личностные: продолжить формировать научное мировоззрение учащихся, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Содержание урок соотвествует учебной программе, поставленным задачам.
Тип урока - открытия нового знания.
В соответствии с поставленной целью и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
- Организационный этап
- Этап актуализации знаний и мотивации
- Этап изучения нового материала
- Этап первичного закрепления
- Рефлексия
Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена деятельностным методом.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм. Этап прошел быстро, психологически и эмоционально подготовил учащихся к успешной работе на уроке.
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом (приведены факты о жизнедеятельности организма человека). С целью образования групп, а также проверки знаний проводилась подвижная деятельность учащихся. В качестве мотивации учащихся сообщилось домашнее задание с дифференцированным подходом. Для активизации познавательной деятельности использовались ИКТ.
На третьем этапе, новое знание получено в результате групповой исследовательской деятельности учащихся, проведенного под руководством учителя.
При изучении материала проводилась частично-поисковая работа, поиск, выделение информации из текста, поиск информациии, соотвествующего конктерно-поставленному вопросу.
На данной этапе использовались такие педагогические технологии, как: технология проблемной ситуации, технология групповой работы.
На четвертом этапе выступление с мини-проектом позволила учащихся закрепить полученные знания и оценить степень усвоения материала.
Технологии: технология проекта, технология критического мышления.
Последний этап урока позволил учащимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке.
Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосфере, рационально используемых методов и приемов. Групповая деятельность позволила вовлечь всех учеников в работу, при этом позволила исчезнуть болезненной реакции детей на неудачные ответы. Учебно-познавательная деятельность учащихся была высокой, что позволило учащимся усвоить большой объем учебной информации.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Спинной мозг" | 23.1 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Спинной мозг: строение и функции»
Тип урока: открытия нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Задачи:
- Предметные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
- Метапредметные: развить умение логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с текстом и рисунками, извлекая из них нужную информацию, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
- Личностные: продолжить формировать научное мировоззрение учащихся, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Вид урока: урок командной деятельности.
Оборудование: ПК, проектор, дидактический материал для учащихся (карточки с заданиями, карточки с названиями элементов нервной системы, памятка с правилами командной работы, информационные листы, листы самооценки, карта «Менеджмент», номерки для столов, пазл «Спинной мозг», ватман, двусторонний скотч, магниты)
Ход урока:
1) Организационный момент - 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Д.А., я учитель биологии и химии Марксовского района. Сегодня к вам я приехала на самый замечательный и очень важный предмет в вашей жизни – это предмет «Биология».
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах есть карточка, она называется «Менеджмент» (Приложение 1). На этой карточке указан номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участники №1 поднимите руку вверх. Участник №2…№3…№4… Здесь же указан номер вашего стола (№1,2,3).
2) Актуализация знаний – 6 мин.
Учитель: Каждый день, каждый час, каждую минуту 150000000 клеток в нашем организме работают. Нет ничего удивительного, более совершенного в строении и великолепного в познании, чем организм человека.
Представьте, только лишь стоит поднять человека из горизонтального в вертикальное, в каждой клетке головного мозга должно произойти 120000 химических реакций, одномоментно.
В день мы делаем около 40000 морганий, 20000 вдохов, и совершаем более 3500 шагов. Много это? Да, примерно 20 км.
Человек это необыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем организм человека?
Учащиеся: …..
Учитель: Ребята, каждый из вас получил карточку (Приложение 2). Поднимите ее вверх и покажите друг другу. Спасибо! По-моему сигналу, вы, двигаясь по классу, и общаясь друг с другом, должны создать некие группы. Но принцип построения вы выберите сами. Вы ограниченны по времени – у вас на это есть всего 2 мин.
- Потихоньку встаньте! Задвиньте стулья! Пройдите ко мне в центр класса! Через 2 мин я хочу видеть группы!
- По какому принципу построена ваша группа?
Учащиеся: Строение нейрона. Рефлекторная дуга. Части нервной системы.
Учитель: Молодцы! Потихоньку пройдите к столам, сядьте. Для достижения успеха, ваша группа должна работать сплоченно и эффективно. В этом вам поможет памятка с правилами групповой работы (Приложение 3). Распределите обязанности (директор, секретарь, дизайнер, редактор).
Учащиеся знакомятся с памяткой и распределяют обязанности.
Учитель: Прежде чем перейти к изучению нового материала, я хотела бы вам сообщить о домашнем задании. Домашнее задание будет зависеть от оценки, которую вы получите за работу на уроке.
Учитель на слайде выводит домашнее задание, комментируя его (слайд 5).
Учитель: Если оценка за урок 5 баллов: уточни понимание основных терминов, запиши в тетрадь значение спинного мозга в жизни человека. Если за урок 4 балла: внимательно поработай с рисунками в параграфе, запиши основные термины в тетрадь. Если оценка «3» и менее, то внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа (Приложение 4). Листы с домашним заданием лежат на столе у каждой группы.
3) Изучение нового материла – 12 мин
Учитель: Ребята, для того чтобы определить тему урока, прошу вас просмотреть анимацию (слайд 1).
- Что вы увидели?
Учащиеся: Ответную реакцию на раздражение – рефлекс.
Учитель: Составьте рефлекторную дугу данного рефлекса
Учащиеся: 1-рецепторы кожи, 2-чувствительный нейрон, 3-вставочный нейрон, 4-исполнительный нейрон, 5-рабочий орган.
Учитель: Какая часть центральной нервной системы задействована в этом рефлексе?
Учащиеся: Спинной мозг.
Учитель: Верно! И сегодня тема нашего урока «Спинной мозг: строение и функции» (слайд 2)
- Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Познакомиться с особенностями строения и функциями спинного мозга.
Учитель, если необходимо дополняет ответ учащихся, демонстрируя слайд 3.
Учитель: Для достижения цели, будем работать в командах. Каждая команда получила задания, на выполнение которых отводится 10 мин (команда №1 получает задание «Внешнее строение и местоположение СМ», команда №2 «Внутреннее строение СМ», команда №3 «Функции СМ. Последствия повреждения головного мозга» - Приложение 5). Результатом вашей работы будет стенгазета «Спинной мозг». Приступаем к выполнению заданий!
Учитель контролирует процесс формирования и усвоения знаний по теме. Если необходимо оказывает помощь консультанта.
4) Первичное закрепление – 8 мин
По истечению времени, учащиеся по очереди выступают с докладами по своей работе, демонстрируя результат работы – плакат. На выступление отводиться по 2 мин для каждой команды.
После выступления проводится фронтальный опрос по 3 заданию в карточке (Задание: ответить на вопросы).
5) Рефлексия. Оценка – 5 мин
Учитель: Ребята, оцените работу каждого участника вашей команды, поставив общую оценку. – Теперь оцените свою работу в команде (Приложение 4 – Лист самооценки).
Учитель в это время проходит по классу, выставляя оценку каждому ученику за работу на уроке.
- Выведите среднюю оценку. Эта и есть ваша оценка за урок!
- Выберите высказывание философа, которое характеризует вашу работу на уроке. Прокомментируйте ваш выбор.
Учитель: Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
150 000 000 000
120 000
40 000 морганий
20 000 вдохов
3500 шагов 20 км
?
Домашнее задание Если оценка за урок 5 баллов: уточни понимание основных терминов, запиши в тетрадь значение спинного мозга в жизни человека. Если за урок 4 балла: внимательно поработай с рисунками в параграфе, запиши основные термины в тетрадь. Если оценка «3» и менее, то внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа 1
2
Спинной мозг 3
Цель урока расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга. 4
5
Спасибо за активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг
данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...
Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга"
Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга", 8 класс....
Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса.
Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучени...
Презентация "Строение и функции спинного мозга"
Презентацию можно использовать в 8 классе. Она содержит материал для изучения и закрепления...
презентация для 8 класса по биологии на тему Строение спинного мозга
Данная презентация содержит слайды с проверочным заданием, слайды , на которых видно строение спинного мозга в поперечном и общем виде....
Конспект урока "Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по ФГОС в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д....
Урок по теме "Строение спинного мозга" 8 класс
Разработка урока применялась на дне самоуправления где урок проводил учащийся 11 класса...