Материалы для учеников
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Люджен Марина Геннадьевна

Материалы конспектов для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Типы питания организмов и их примеры. Для всех организмов характерен процесс  питания.

Питание – это (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития; составная часть обмена веществ. Или кратко- питание- это процесс поглощения организмом питательных веществ, их использование (расщепление, всасывание) для своих процессов жизнедеятельности.

Существует 3 типа питания:

I.Автотрофный тип питания (или «автотрофы» с греческого перевод  как – «самопитающиеся» )– это такие организмы, которые  самостоятельно создают питательные вещества из неорганических веществ.

 Группы автотрофов:

  1. Фототрофы – это организмы, которые  для  создания органических веществ используют световую  энергию, - за счёт процесса фотосинтеза.

(Примеры фототрофов:  все растения, кроме хищных (исключение),   среди бактерий: циано-бактерии или сине-зелёные бактерии)

Фотосинтез  это химический процесс, при котором образуются органические вещества (глюкоза, крахмал)  из неорганических (вода), а также выделяется кислород, поглощается углекислый газ.

  1. Хемотрофы - это организмы, которые используют для создания органических веществ энергию химических связей.

(Примеры хемотрофов -  это:

  1. нитрифицирующие бактерии (их открыл Виноградский в 1887 году), которые окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков, до азотистой кислоты;
  2. азотофиксирующие бактерии или клубеньковые бактерии создают

симбиоз с бобовыми растениями.  Они живут в почве, в спецклубеньках – в корнях бобовых растений (это фасоль, горох, люпин и т.д.),способны   в результате процесса азотфиксации переводить газообразный азот в растворимую форму, доступную для усваивания растениями.

  1. серобактерии ( живут  на болотах) способны окислять на сероводород на  водород  и серу (запах тухлых яиц ил сожжённая спичка)
  2. железобактерии (способны окислять железо и превращать в ржавчину)

 Хемосинтез-это химический процесс, при котором организмы образуют себе энергию – органические вещества из неорганических  за счёт энергии  распада сложных химических веществ на простые – углекислый газ и воду или за счёт окислительно-восстановительных  реакций  соединений азота, железа, серы…

II. Гетеротрофный  тип питания (или «гетеротрофы» - с греческого перевод как  «разнопитающиеся») – это  организмы, которые питаются  готовым органическим веществом.

Группы гетеротрофов:

  1. Сапрофиты  (микробы) или сапротрофы ( мукор, пенициллум, бактерии, грибы, жук-навозник и т.д.) -это организмы, которые  используют для питания  органические вещества  мертвых тел  или  выделения (экскременты) животных. (Примеры - это  бактерии разложения и  гниения в почве, почвенные бактерии,  кисло-молочные бактерии или «лактобактерии»  почти все грибы  являются сапрофитами, кроме хищных, микробы, мукор, пенициллум, жук-навозник)
  2. Паразиты это организмы, которые питаются «живым»  органическим веществом.  Они живут за счёт другого организма и приносят ему вред. (Примеры-  паразиты  есть везде,  к ним относят все болезнетворные бактерии, вызывающие заболевания-тиф, холеру, дифтерию, столбняк,  туберкулёз, ангину, минингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз, чуму и т.д.)
  3. Симбионты- это организмы, которые живут за счёт взаимовыгодного сожительства  организмов с друг с другом. Это за счёт процесса симбиоза.

Симбиоз- это процесс взаимовыгодного  сожительства  двух и более организмов  между  собой . (Примеры: грибы и деревья (образуют  грибокорень или  микоризу);  одноклеточные водоросли и  гриб в лишайнике;  азотофиксирующие или клубеньковые бактерии с бобовыми растениями)

  1.  Биотрофы- это организмы, у которых  источником энергии являются животные (только хищные животные)
  2.  Голозои-  ( с греческого «голо» - полный, «зоон»- животные) - это сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения  разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание. Примеры:  животные- растительноядные, всеядные, плотоядные (хищники).

III. Миксотрофный (или смешанный) тип питания.  Они  могут питаться как автотрофно, так и гетеротрофно. Миксотрофы-это организмы, которые могут питаться как органическими веществами и неорганическими веществами, способны использовать различные источники  углерода и доноры  электронов.  Миксотрофы могут быть одновременно фототрофами и хемотрофамилитотрофами и органотрофами. Миксотрофами являются представители как прокариот, так и эукариот. Примеры: хлорофилл жгутиковые-  это  эвглена зелёная,  вольвокс (простейшие) ; одноклеточная водоросль- это хламидомонада; насекомоядные растения (Венерина мухоловка,  Росянка, Пузырчатка ; полупаразиты- Омела, Заразиха, Раффлезия); среди бактерий- серобактерии, водородные бактерии.

 Литотрофы- организмы,  использующие неорганические вещества в качестве окисляемых субстратов (доноров электронов). Различают фото- и хемотрофы. Примеры:  некоторые цианобактерии, Бактерии: пурпурные,  водородные, тионовые, денитрифицирующие, сульфатредуцирующие. 

Органотрофы-организмы, для которых донорами электронов являются органические  вещества. Противопоставлены литотрофами. Почти все органотрофы — гетеротрофы. Это означает, что они не способны синтезировать органические вещества из неорганических, и им нужна органика, произведенная другими организмами. Это все животные и грибы, многие бактерии, археи и простейших.



Предварительный просмотр:

Разделы и науки биологии:

  • Биология – наука о жизни, о животных организмах, о строении, происхождении, о процессах жизнедеятельности, а также взаимодействие организмов между собой и окружающей средой.
  • Систематика – раздел биологии, изучающий классификацию организмов на основе родственных связей между отдельными организмами на группы или таксоны.
  • Классификация – это условная группировка (разделение), совокупности объектов по любым схожим признакам.
  • Палеонтология – наука, изучающая древние останки и ископаемых организмов.
  1. Ботаника – наука о растениях:
  • Флора – растительный мир Земли;
  • Микология – наука о грибах;
  • Дендрология – наука о древесных растениях (деревья и кустарники);
  • Бактериология – наука о бактериях;
  • Бриология – наука о мхах;
  • Альгология – наука о водорослях;
  • Лихенология – наука о лишайниках
  • Карпология – наука о строении, форме, классификации плодов и  семян
  • Цитология – строение и функции растительных клеток;
  • Гистология – ткани, их расположение, функциональные особенности;
  • Морфология растений – внешнее строение растений, отдельные органов, их видоизменения в зависимости от условий среды;
  • Птеридология – папоротники.
  • Палеоботаника – вымершие виды, дошедшие до нас в виде окаменелостей и отпечатков.
  • Фитоценология – растительные сообщества (фитоценозы) и взаимодействия между их компонентами.
  • Фитопатология – наука о болезнях растений
  • География растений – распределение видов растений и фитоценозов по поверхности Земли в зависимости от климата, почвы и геологической истории.
  • Экология растений – отношение растительных организмов к факторам среды и взаимоотношения растений с другими организмами.
  1. Зоология – наука о животных:
  • Фауна – животный мир;
  • Эмбриология – закономерности образования и развития зародыша растений;
  • Физиология – жизненные процессы растений (фотосинтез, транспорт веществ, рост, развитие, дыхание);
  • Этология – наука о поведении животных;
  • Энтомология – наука о насекомых;
  • Орнитология – наука о птицах;
  • Ихтиология – наука о рыбах;
  • Зоогеография – наука о закономерностях распространения и распределении животных.
  • Акарология – наука о беспозвоночных (клещах)
  • Арахнология – наука о пауках
  • Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся
  • Карциология – наука о ракообразных
  • Малакология –наука о моллюсках
  1. Человек и его здоровье:
  • Медицина –  область науки и практической деятельности человека и направленной на сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний организма;
  • Анатомия – наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных способностей;
  • Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования во всём организме;
  • Гигиена – наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней.
  1. Общая биология:
  • Генетика –это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов;
  • Биофизика – наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах;
  • Биохимия – наука о химическом составе живых клеток и организмов,
  • Радиобиология – это наука, изучающая механизмы и закономерности биологического действия ионизирующих излучений на живые организмы; (наука, изучающая действие вредных излучений)
  • Бионика –  это наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем;
  • Космическая биология – наука, изучающая возможности жизни в космическом пространстве;
  • Микробиология – наука, изучающая микроскопические организмы;
  • Эволюция – историческое развитие органического мира;
  • Цитология –   наука о клетках;
  • Гистология –  наука, изучающая строение, структуру тканей человеческого организма с помощью микроскопа;
  • Биогеография –  наука, изучающая общие закономерности географического распространения живых организмов;
  • Биотехнология –  совокупность промышленных методов, использующих живые организмы и биологические процессы для производства различных продуктов (производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов);
  • Экология –  наука об отношениях организмов между собой и окружающей средой;
  • Эмбриология – наука, изучающая зародыши и их эмбриональное развитие;
  • Вирусология – наука о вирусах;
  • Селекция – наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами;
  • Психология – наука, изучающая общие закономерности психологических процессов и индивидуально-личных свойств человека;
  • Антропология –  наука, изучающая происхождение человека.
  1. Современные межпредметные науки:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нуклеиновые кислоты. Сходство и различия»

Сходство нуклеиновых кислот:

1.Нуклеиновые кислоты  ( от лат. «нуклеус»- ядро)  впервые обнаружены в ядрах лейкоцитов и являются самыми крупными  из молекул, образуемыми живыми организмами (относят к органическим веществам- 1,0-2,0 % содержание в клетке)

2. Нуклеиновые кислоты  это полимеры , которые состоят из мономеров - нуклеотидов.

3. Каждый нуклеотид состоит из: фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы) и азотистого основания. (рис.17, стр. 48 в  учебнике). Остаток фосфорной  кислоты, связан с пентозой ковалентной связью с гидроксильной группой.

4. Азотистое основание состоит из 4-х оснований – нуклеотидов: АДЕНИН (обозначается А), ГУАНИН (обозначается Г), ЦИТОЗИН (обозначается Ц) или ТИМИН (обозначается Т).Соединение между нуклеотидами идёт по принципу комплементарности по количеству водородных связей: между Ц и Г - 3 водородных связей, а между А и Т или У – 2 водородных связей.

5.   Важно! (Рис. 18. Стр. 49) Концы цепочки нуклеотидов – разные, на одном расположен  связанный с 5 атомом пентозы фосфат (читается 5 –штрих конец), на другом остаётся не связанная с фосфатом ОН-группа около 3-го атома. (читается 3-штрих конец)

Различия нуклеиновых кислот.

 Различают 2 типа нуклеиновых кислот, в зависимости от того, какой углерод (пентоза) входит в их состав:

1.ДНК – (дезоксирибонуклеиновая кислота), это полинуклеотид , состоящий из  двух цепочек, спирально закрученных.  (Состоит  из несколько десятков тясяч или миллионов нуклеотидов).

1. РНК – (рибонуклеиновая кислота), это полимер, состоит из 1 цепочки.  (Значительно меньшего размера по сравнению с ДНК – от 75 единиц до нескольких десятков тысяч)

2. Содержит углевод  дезоксирибозу.

2. Содержит углевод  рибозу.

3.Входят 4 нуклеотида, которые соединены по принципу комплементарности:

 Ц-Г, А-Т. Нет  УРАЦИЛА

3. Входят 4 нуклеотида:

 Ц-Г, А-У.  Нет ТИМИНА,

4. ДНК располагается в ядрах клеток, но есть и в митохондриях, пластидах.

4. РНК располагается в ядре, цитоплазме, рибосомах, митохондриях, пластидах.

5. ДНК выполняет функцию – хранение и передача наследственной информации клетки. Разделение на группы нет.

5. РНК разделяют на 3 группы (типа),    которые различны по структуре, величине молекул, расположению в клетке и функциям:

   1) рРНК (рибосомальная РНК ) – входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где происходит СИНТЕЗ БЕЛКА. ( сосотоит из 2-х субъединиц)

2) т РНК (транспортная РНК)- транспортируют аминокислоты  к месту синтеза белка. (имеет вид трилистника-рис.20)

3). иРНК ( информационная или матричная РНК) синтезируется на участке одной из цепей молекулы ДНК и передаёт информацию  о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где происходите синтез  новой белковой цепочки. (биосинтез белка в клетке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по презентации учащихся - Света Осипова, Ученик года, 2012 год

Света Осипова - финалист конкурса "Ученик года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3421296","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 480px; height: 36...

Материалы по презентации учащихся - Яна Ефименкова, Ученик года, 2011год

Яна Ефименкова - Финалист конкурса "Ученик года 2011"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3425060","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 320px; heig...

Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)

В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...

Материалы для учеников 5 класса по истории

Данные презентации и материалы помогут вам лучше и интереснее провести урок в 5 классе....

Синтаксис (материалы для учеников 5-7 классов).

Даны основные теоретические материалы к разделу "Синтаксис" для учеников 5-7 классов....