Материалы для учеников
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материалы конспектов для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tipy_pitaniya_organizmov.docx | 45.11 КБ |
razdely_i_nauki_po_biologii.docx | 17.37 КБ |
sravnitelnaya_tablitsa_nukleinovye_kisloty.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы питания организмов и их примеры. Для всех организмов характерен процесс питания.
Питание – это (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития; составная часть обмена веществ. Или кратко- питание- это процесс поглощения организмом питательных веществ, их использование (расщепление, всасывание) для своих процессов жизнедеятельности.
Существует 3 типа питания:
I.Автотрофный тип питания (или «автотрофы» с греческого перевод как – «самопитающиеся» )– это такие организмы, которые самостоятельно создают питательные вещества из неорганических веществ.
Группы автотрофов:
- Фототрофы – это организмы, которые для создания органических веществ используют световую энергию, - за счёт процесса фотосинтеза.
(Примеры фототрофов: все растения, кроме хищных (исключение), среди бактерий: циано-бактерии или сине-зелёные бактерии)
Фотосинтез – это химический процесс, при котором образуются органические вещества (глюкоза, крахмал) из неорганических (вода), а также выделяется кислород, поглощается углекислый газ.
- Хемотрофы - это организмы, которые используют для создания органических веществ энергию химических связей.
(Примеры хемотрофов - это:
- нитрифицирующие бактерии (их открыл Виноградский в 1887 году), которые окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков, до азотистой кислоты;
- азотофиксирующие бактерии или клубеньковые бактерии создают
симбиоз с бобовыми растениями. Они живут в почве, в спецклубеньках – в корнях бобовых растений (это фасоль, горох, люпин и т.д.),способны в результате процесса азотфиксации переводить газообразный азот в растворимую форму, доступную для усваивания растениями.
- серобактерии ( живут на болотах) способны окислять на сероводород на водород и серу (запах тухлых яиц ил сожжённая спичка)
- железобактерии (способны окислять железо и превращать в ржавчину)
Хемосинтез-это химический процесс, при котором организмы образуют себе энергию – органические вещества из неорганических за счёт энергии распада сложных химических веществ на простые – углекислый газ и воду или за счёт окислительно-восстановительных реакций соединений азота, железа, серы…
II. Гетеротрофный тип питания (или «гетеротрофы» - с греческого перевод как «разнопитающиеся») – это организмы, которые питаются готовым органическим веществом.
Группы гетеротрофов:
- Сапрофиты (микробы) или сапротрофы ( мукор, пенициллум, бактерии, грибы, жук-навозник и т.д.) -это организмы, которые используют для питания органические вещества мертвых тел или выделения (экскременты) животных. (Примеры - это бактерии разложения и гниения в почве, почвенные бактерии, кисло-молочные бактерии или «лактобактерии» почти все грибы являются сапрофитами, кроме хищных, микробы, мукор, пенициллум, жук-навозник)
- Паразиты это организмы, которые питаются «живым» органическим веществом. Они живут за счёт другого организма и приносят ему вред. (Примеры- паразиты есть везде, к ним относят все болезнетворные бактерии, вызывающие заболевания-тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, минингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз, чуму и т.д.)
- Симбионты- это организмы, которые живут за счёт взаимовыгодного сожительства организмов с друг с другом. Это за счёт процесса симбиоза.
Симбиоз- это процесс взаимовыгодного сожительства двух и более организмов между собой . (Примеры: грибы и деревья (образуют грибокорень или микоризу); одноклеточные водоросли и гриб в лишайнике; азотофиксирующие или клубеньковые бактерии с бобовыми растениями)
- Биотрофы- это организмы, у которых источником энергии являются животные (только хищные животные)
- Голозои- ( с греческого «голо» - полный, «зоон»- животные) - это сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание. Примеры: животные- растительноядные, всеядные, плотоядные (хищники).
III. Миксотрофный (или смешанный) тип питания. Они могут питаться как автотрофно, так и гетеротрофно. Миксотрофы-это организмы, которые могут питаться как органическими веществами и неорганическими веществами, способны использовать различные источники углерода и доноры электронов. Миксотрофы могут быть одновременно фототрофами и хемотрофами, литотрофами и органотрофами. Миксотрофами являются представители как прокариот, так и эукариот. Примеры: хлорофилл жгутиковые- это эвглена зелёная, вольвокс (простейшие) ; одноклеточная водоросль- это хламидомонада; насекомоядные растения (Венерина мухоловка, Росянка, Пузырчатка ; полупаразиты- Омела, Заразиха, Раффлезия); среди бактерий- серобактерии, водородные бактерии.
Литотрофы- организмы, использующие неорганические вещества в качестве окисляемых субстратов (доноров электронов). Различают фото- и хемотрофы. Примеры: некоторые цианобактерии, Бактерии: пурпурные, водородные, тионовые, денитрифицирующие, сульфатредуцирующие.
Органотрофы-организмы, для которых донорами электронов являются органические вещества. Противопоставлены литотрофами. Почти все органотрофы — гетеротрофы. Это означает, что они не способны синтезировать органические вещества из неорганических, и им нужна органика, произведенная другими организмами. Это все животные и грибы, многие бактерии, археи и простейших.
Предварительный просмотр:
Разделы и науки биологии:
- Биология – наука о жизни, о животных организмах, о строении, происхождении, о процессах жизнедеятельности, а также взаимодействие организмов между собой и окружающей средой.
- Систематика – раздел биологии, изучающий классификацию организмов на основе родственных связей между отдельными организмами на группы или таксоны.
- Классификация – это условная группировка (разделение), совокупности объектов по любым схожим признакам.
- Палеонтология – наука, изучающая древние останки и ископаемых организмов.
- Ботаника – наука о растениях:
- Флора – растительный мир Земли;
- Микология – наука о грибах;
- Дендрология – наука о древесных растениях (деревья и кустарники);
- Бактериология – наука о бактериях;
- Бриология – наука о мхах;
- Альгология – наука о водорослях;
- Лихенология – наука о лишайниках
- Карпология – наука о строении, форме, классификации плодов и семян
- Цитология – строение и функции растительных клеток;
- Гистология – ткани, их расположение, функциональные особенности;
- Морфология растений – внешнее строение растений, отдельные органов, их видоизменения в зависимости от условий среды;
- Птеридология – папоротники.
- Палеоботаника – вымершие виды, дошедшие до нас в виде окаменелостей и отпечатков.
- Фитоценология – растительные сообщества (фитоценозы) и взаимодействия между их компонентами.
- Фитопатология – наука о болезнях растений
- География растений – распределение видов растений и фитоценозов по поверхности Земли в зависимости от климата, почвы и геологической истории.
- Экология растений – отношение растительных организмов к факторам среды и взаимоотношения растений с другими организмами.
- Зоология – наука о животных:
- Фауна – животный мир;
- Эмбриология – закономерности образования и развития зародыша растений;
- Физиология – жизненные процессы растений (фотосинтез, транспорт веществ, рост, развитие, дыхание);
- Этология – наука о поведении животных;
- Энтомология – наука о насекомых;
- Орнитология – наука о птицах;
- Ихтиология – наука о рыбах;
- Зоогеография – наука о закономерностях распространения и распределении животных.
- Акарология – наука о беспозвоночных (клещах)
- Арахнология – наука о пауках
- Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся
- Карциология – наука о ракообразных
- Малакология –наука о моллюсках
- Человек и его здоровье:
- Медицина – область науки и практической деятельности человека и направленной на сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний организма;
- Анатомия – наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных способностей;
- Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования во всём организме;
- Гигиена – наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней.
- Общая биология:
- Генетика –это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов;
- Биофизика – наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах;
- Биохимия – наука о химическом составе живых клеток и организмов,
- Радиобиология – это наука, изучающая механизмы и закономерности биологического действия ионизирующих излучений на живые организмы; (наука, изучающая действие вредных излучений)
- Бионика – это наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем;
- Космическая биология – наука, изучающая возможности жизни в космическом пространстве;
- Микробиология – наука, изучающая микроскопические организмы;
- Эволюция – историческое развитие органического мира;
- Цитология – наука о клетках;
- Гистология – наука, изучающая строение, структуру тканей человеческого организма с помощью микроскопа;
- Биогеография – наука, изучающая общие закономерности географического распространения живых организмов;
- Биотехнология – совокупность промышленных методов, использующих живые организмы и биологические процессы для производства различных продуктов (производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов);
- Экология – наука об отношениях организмов между собой и окружающей средой;
- Эмбриология – наука, изучающая зародыши и их эмбриональное развитие;
- Вирусология – наука о вирусах;
- Селекция – наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами;
- Психология – наука, изучающая общие закономерности психологических процессов и индивидуально-личных свойств человека;
- Антропология – наука, изучающая происхождение человека.
- Современные межпредметные науки:
Предварительный просмотр:
Тема: «Нуклеиновые кислоты. Сходство и различия»
Сходство нуклеиновых кислот:
1.Нуклеиновые кислоты ( от лат. «нуклеус»- ядро) впервые обнаружены в ядрах лейкоцитов и являются самыми крупными из молекул, образуемыми живыми организмами (относят к органическим веществам- 1,0-2,0 % содержание в клетке)
2. Нуклеиновые кислоты это полимеры , которые состоят из мономеров - нуклеотидов.
3. Каждый нуклеотид состоит из: фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы) и азотистого основания. (рис.17, стр. 48 в учебнике). Остаток фосфорной кислоты, связан с пентозой ковалентной связью с гидроксильной группой.
4. Азотистое основание состоит из 4-х оснований – нуклеотидов: АДЕНИН (обозначается А), ГУАНИН (обозначается Г), ЦИТОЗИН (обозначается Ц) или ТИМИН (обозначается Т).Соединение между нуклеотидами идёт по принципу комплементарности по количеству водородных связей: между Ц и Г - 3 водородных связей, а между А и Т или У – 2 водородных связей.
5. Важно! (Рис. 18. Стр. 49) Концы цепочки нуклеотидов – разные, на одном расположен связанный с 5 атомом пентозы фосфат (читается 5 –штрих конец), на другом остаётся не связанная с фосфатом ОН-группа около 3-го атома. (читается 3-штрих конец)
Различия нуклеиновых кислот.
Различают 2 типа нуклеиновых кислот, в зависимости от того, какой углерод (пентоза) входит в их состав:
1.ДНК – (дезоксирибонуклеиновая кислота), это полинуклеотид , состоящий из двух цепочек, спирально закрученных. (Состоит из несколько десятков тясяч или миллионов нуклеотидов). | 1. РНК – (рибонуклеиновая кислота), это полимер, состоит из 1 цепочки. (Значительно меньшего размера по сравнению с ДНК – от 75 единиц до нескольких десятков тысяч) |
2. Содержит углевод дезоксирибозу. | 2. Содержит углевод рибозу. |
3.Входят 4 нуклеотида, которые соединены по принципу комплементарности: Ц-Г, А-Т. Нет УРАЦИЛА | 3. Входят 4 нуклеотида: Ц-Г, А-У. Нет ТИМИНА, |
4. ДНК располагается в ядрах клеток, но есть и в митохондриях, пластидах. | 4. РНК располагается в ядре, цитоплазме, рибосомах, митохондриях, пластидах. |
5. ДНК выполняет функцию – хранение и передача наследственной информации клетки. Разделение на группы нет. | 5. РНК разделяют на 3 группы (типа), которые различны по структуре, величине молекул, расположению в клетке и функциям: 1) рРНК (рибосомальная РНК ) – входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где происходит СИНТЕЗ БЕЛКА. ( сосотоит из 2-х субъединиц) 2) т РНК (транспортная РНК)- транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка. (имеет вид трилистника-рис.20) 3). иРНК ( информационная или матричная РНК) – синтезируется на участке одной из цепей молекулы ДНК и передаёт информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где происходите синтез новой белковой цепочки. (биосинтез белка в клетке) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по презентации учащихся - Света Осипова, Ученик года, 2012 год
Света Осипова - финалист конкурса "Ученик года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3421296","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 480px; height: 36...
Материалы по презентации учащихся - Яна Ефименкова, Ученик года, 2011год
Яна Ефименкова - Финалист конкурса "Ученик года 2011"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3425060","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 320px; heig...
Рабочий блокнот информатики для ученика 8 класса (на основе материалов к УМК И. Г. Семакина)
В рабочем блокноте использованы материалы из коллекции ЦОР, с сайта school-collection.edu.ru. На этом сайте все материалы цифровые, ими не очень удобно пользоваться, т. к. чтобы выполнить рекомен...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...
Материалы для учеников 5 класса по истории
Данные презентации и материалы помогут вам лучше и интереснее провести урок в 5 классе....
Синтаксис (материалы для учеников 5-7 классов).
Даны основные теоретические материалы к разделу "Синтаксис" для учеников 5-7 классов....