урок "Организм-единое целое"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Татьяна Иннокентьевна Бочкина
Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizm-edinoe_tseloe_.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»

МО Боханский район.

Разработка открытого урока на тему

«Организм-единое целое»

5 класс 
Биология. Линия жизни (5-9) Линейный курс

                                                                       

Автор –составитель:

Бочкина Татьяна Иннокентьевна,

учитель биологии,

МБОУ «Ново-Идинская СОШ»

Новая Ида 2023г

Урок по теме: «Организм - единое целое»

Цель урока: Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания

Предметные умения:

  • знать общее строение животного и  растительного оганизмов;
  • закрепить  определение понятий  «клетка», «ткань», «орган», организм;
  • признаки взаимосвязи органов;
  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
  • Растения и животные – целостный организм
  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД:

1. Работать с биологическими моделями

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, учебник, биологические модели, таблицы,

1.Организационный момент. 

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш 5 «а»

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.

На нашей планете мир живых  существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. (Слайд №2)

Организмы :Бактерии, Одноклеточные, Многоклеточные, Вирусы (Слайд№3)

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

    - Вспомните и назовите свойства живого.           

Давайте вспомним все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

       У вас на столах лежат листочки с неоконченными предложениями, к концу нашего урока вы должны будете их дописать, но в начале напишите на них свои фамилии   

 Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

 Но прежде чем приступить к изучению нового материала давайте запишем тему урока в тетрадь. Запишем определение понятия «система» в тетрадь. Проблемным вопросом, на который мы должны будем ответить. Является ли организм-единым целым?

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов) (Слайд№4)

 1.  Уровень Клетка –  открытая система

-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»

  Посмотрите на модели части клетки

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?           

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?      

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

           Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне

От уровня Клетка мы переходим на уровень??? (найдите в тексте страницы 55 Какой уровень организации живого идет дальше?)

2 Уровень Ткань

(Слайд №6 и №7)

          Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

           Самостоятельная работа с таблицами (Слайд№8) Какие слова я должна написать в пустые ячейки?

По особенностям функций узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

           Задание 1.  - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

           Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

            Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека». (Слайд №6)

    - Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему? Обсудите с товарищем по парте это задание и ответьте на вопрос.  

       

  Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

3. Уровень Органный

1. От солнца скрыт,                              
В землю зарыт (корень))

2. Весною появляется,

Из почек распускается,

А в жаркий летний день

Даёт прохладу, тень.

Едва наступит осень,

Его на землю сбросят. (Лист)

3. Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьёз

Качает кровь, качает

И устали не знает. (сердце)

4.Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой организма четко управляет (мозг)

Игра «Снежный ком» Назвать органы растений и животных, кто больше?

 Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов. (Слайд №9)

4. Уровень Системы органов

Поговорим о системах органов.

(Обсудите с соседом)

 Когда мы едим куда кладем пищу? А потом куда она попадает?

Кровь какой орган у нас перекачивает? А по каким органам у нас течет кровь?

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки?  (Слайд10)

5. Уровень Организменный.  Какой уровень у нас остался последним? (Слайд№11)

 Рефлексия 

1)Выполнить задания (Слайд №12) Вставьте пропущенные слова.

Все части организма------------, ---------, -------------,---------, взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга,  работают ----------- и составляют единый---------

2)Проверьте и допишите на листочках определения.

3) Ответили ли мы на вопрос  Является ли организм-единым целым?

Оценки и подведение итогов урока.

На обратной стороне листочка поставьте себе оценку большой цифрой и покажите мне

Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

Типы растительных тканей и их функции

Защищают внутреннее содержимое растения

Проводят воду и минеральные вещества

Образуют и накапливают  вещества

Образуют новые органы растений

Придают прочность растительному организму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как найти часть от целого и целое по его части"

Мультимедийная разработка урока к учебнику  "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение...

Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."

Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...

Презентация по математике к уроку в 5 классе по теме "Отыскание части от целого и целого по его части"

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме " Отвскание части от целого и целого по его части" Урок изучения новой темы....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...