урок "Организм-единое целое"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizm-edinoe_tseloe_.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»
МО Боханский район.
Разработка открытого урока на тему
«Организм-единое целое»
5 класс
Биология. Линия жизни (5-9) Линейный курс
Автор –составитель:
Бочкина Татьяна Иннокентьевна,
учитель биологии,
МБОУ «Ново-Идинская СОШ»
Новая Ида 2023г
Урок по теме: «Организм - единое целое»
Цель урока: Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания
Предметные умения:
- знать общее строение животного и растительного оганизмов;
- закрепить определение понятий «клетка», «ткань», «орган», организм;
- признаки взаимосвязи органов;
- распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
- Растения и животные – целостный организм
- Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные УУД:
1. Работать с биологическими моделями
2. Находить отличия
3.Работа с информационными текстами
4.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, учебник, биологические модели, таблицы,
1.Организационный момент.
-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш 5 «а»
Мы начнём урок, друзья.
- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.
2. Актуализация знаний.
На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. (Слайд №2) Организмы :Бактерии, Одноклеточные, Многоклеточные, Вирусы (Слайд№3) - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? - Вспомните и назовите свойства живого. Давайте вспомним все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации. У вас на столах лежат листочки с неоконченными предложениями, к концу нашего урока вы должны будете их дописать, но в начале напишите на них свои фамилии Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня - Наименьшая часть любого живого организма – это ... - Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... - Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... - Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... - Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... |
Но прежде чем приступить к изучению нового материала давайте запишем тему урока в тетрадь. Запишем определение понятия «система» в тетрадь. Проблемным вопросом, на который мы должны будем ответить. Является ли организм-единым целым?
Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов) (Слайд№4)
1. Уровень Клетка – открытая система
-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
Посмотрите на модели части клетки
-Взаимосвязаны ли они между собой?
-Взаимодействуют ли они друг с другом?
Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.
-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?
Вывод: По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.
Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне
От уровня Клетка мы переходим на уровень??? (найдите в тексте страницы 55 Какой уровень организации живого идет дальше?)
2 Уровень Ткань
(Слайд №6 и №7)
Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?
Самостоятельная работа с таблицами (Слайд№8) Какие слова я должна написать в пустые ячейки?
По особенностям функций узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?
Задание 1. - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?
Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит
Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.
-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека». (Слайд №6)
- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему? Обсудите с товарищем по парте это задание и ответьте на вопрос.
Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?
3. Уровень Органный
1. От солнца скрыт,
В землю зарыт (корень))
2. Весною появляется,
Из почек распускается,
А в жаркий летний день
Даёт прохладу, тень.
Едва наступит осень,
Его на землю сбросят. (Лист)
3. Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает. (сердце)
4.Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой организма четко управляет (мозг)
Игра «Снежный ком» Назвать органы растений и животных, кто больше?
Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов. (Слайд №9)
4. Уровень Системы органов
Поговорим о системах органов.
(Обсудите с соседом)
Когда мы едим куда кладем пищу? А потом куда она попадает?
Кровь какой орган у нас перекачивает? А по каким органам у нас течет кровь?
- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? (Слайд10)
5. Уровень Организменный. Какой уровень у нас остался последним? (Слайд№11)
Рефлексия
1)Выполнить задания (Слайд №12) Вставьте пропущенные слова.
Все части организма------------, ---------, -------------,---------, взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, работают ----------- и составляют единый---------
2)Проверьте и допишите на листочках определения.
3) Ответили ли мы на вопрос Является ли организм-единым целым?
Оценки и подведение итогов урока.
На обратной стороне листочка поставьте себе оценку большой цифрой и покажите мне
Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня
- Наименьшая часть любого живого организма – это ...
- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...
- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...
- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...
Типы растительных тканей и их функции
Защищают внутреннее содержимое растения | |
Проводят воду и минеральные вещества | |
Образуют и накапливают вещества | |
Образуют новые органы растений | |
Придают прочность растительному организму |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как найти часть от целого и целое по его части"
Мультимедийная разработка урока к учебнику "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение...
"Нахождение части от целого и целого по его части"
урок закрепления, 6 класс...
Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."
Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...
Презентация по математике к уроку в 5 классе по теме "Отыскание части от целого и целого по его части"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме " Отвскание части от целого и целого по его части" Урок изучения новой темы....
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...