урок экскурсия "В гости к хвойникам"
план-конспект занятия по биологии (6, 7 класс)

Черакшева Ольга Петровна
закрепить знания о видах хвойных растений, произрастающих на участке в дендрологическом отделе, научить распознавать хвойные деревья и кустарники по внешним признакам и давать им сравнительную характеристику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема экскурсии:

«В гости к хвойникам»

Время и место проведения: июнь, учебно-опытный участок, отдел «Дендрологический»

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации хвойных деревьев; их частей  и продуктов/вещей, изготовленных из этих растений;
  • части живых хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена

Продолжительность экскурсии - 30 мин.

Цель: закрепить знания о видах хвойных растений, произрастающих на участке в дендрологическом отделе, научить распознавать хвойные деревья и кустарники по внешним признакам и давать им сравнительную характеристику.

Образовательные задачи: 

  • познакомить с видовым разнообразием хвойников в отделе;
  • расширить представления о их применении, значении;

Развивающие задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  • развитие восприятия;
  • развитие коммуникативных навыков и осуществление межпредметных связей;
  • развитие экологической культуры школьников.

Воспитательные задачи:

  • воспитание эстетического чувства прекрасного через красоту растений;
  • воспитывать у учащихся    бережное, доброе отношение к природе

Содержание экскурсии

В ходе беседы, рассказа экскурсовода, ребята и взрослые знакомятся с видовым разнообразием хвойных деревьев и кустарников, изучают особенности их строения, знакомятся с их лечебными свойствами, с применением и значением в природе и жизни человека.

Ход экскурсии.

1.Организационно-мотивационная часть (2 мин.)

Приветствие. Знакомство.

Ознакомление с правилами поведения и безопасности во время нахождения в дендрологичесом отделе.

 Э: А прежде чем мы отправимся в дендрологический отдел, я хочу вам рассказать о правилах поведения и безопасности:

- передвигаться можно только по дорожкам;

- не перебивайте экскурсовода и не разговаривайте громко, вопросы вы сможете задать или с его разрешения, или после экскурсии;

- без разрешения не срывайте растения, не пробуйте их на вкус: растения, растущие здесь, не ядовиты, но они содержат вещества, которые могут вызвать аллергическую реакцию у некоторых из вас.

2.Актуализация опорных знаний (1 мин.)  Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.

 3.Основная часть (15 мин.) Ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять).

Э: Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Послушайте:

Легенда о "живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения "вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада.  

 

Э: Показываю хвойные растения, произрастающие в отделе, даю сравнительную характеристику, комментирую.

 Хвойные деревья (сосна, ель, лиственница, туя, можжевельник)

1.Сосна – это уникальное и удивительное дерево. Сосна относится к вечнозеленым растениям семейства Хвойных. Сосна является светолюбивым, морозостойким деревом, способным произрастать на засушливых территориях. Средняя продолжительность жизни сосны достигает более 100 лет. Сосна - дерево высотой от 20 до 40 м. Сверху её ствол медно-красный, блестит на солнце. Снизу кора коричневая. В начале лета сосна цветёт. Семена созревают через 18 месяцев, в марте выпадают из шишек на снег и, подхватываемые ветром, разлетаются в стороны. Прорастают семена весной.

  Но сосне нужен солнечный свет. Если семена сосны попадут под ель с её широкими лапами, проросшие сосёнки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут.

Сосна доживает обычно до 350 лет.

Человек использует сосну во многих сферах своей жизни. Её сажают вдоль железных дорог, на берегах водоёмов, на склонах гор и по берегам рек. Сосны - хранители вод: под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

Древесина идёт на строительные материалы и производство мебели. Высокие, тонкие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром.

Смола-живица перерабатывается в канифоль и скипидар. Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивые украшения.

Канифолью натирают смычки скрипок, она идёт на изготовление мыла, лаков, сургуча, на проклейку бумаги.

Из коры, хвои, семян получают ценное масло, витамин С, дубильные вещества.

Сосна служит не только человеку. Почти на протяжении всего года хвоей питается глухарь. Для лося лучший зимний корм - сосновые побеги и их кора. Белки, бурундуки, птицы лакомятся семенами, которые ловко извлекают из шишек.

  2. Ель — хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Это про нее загадка: «Зимой и летом одним цветом».

  Ёлка — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см.

Чтобы ель хорошо росла, ей нужны такие условия:

  • Тень. Это дерево не очень любит солнце, молодые ёлочки часто получают солнечные ожоги на открытых местах.
  • Достаточное увлажнение. Ёлка плохо переносит засуху.
  • Умеренный климат. Дерево холодостойкое, не боится морозов, но оно плохо растет в южных регионах, где слишком жаркое и долгое лето,
  • Почва должна быть не слишком плотная, в меру плодородной

Еловые насаждения очень часто можно увидеть в санаториях. Потому что их хвоя выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух. Также часто ель становится основой ландшафтов на приусадебных участках.

Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты. Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк, бездымный порох. Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.

Еловые шишки широко используются в народной медицине. Целители считают, что ёлка — дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу.

Лесную гостью ждут на Новый год ребятишки.

3.Туя тоже хвойное дерево. Кора у нее гладкая, коричневого цвета. Веточки плоские и сплюснутые. Хвоя зеленая и мелкая, не колючая, как у елки. Хвоинки, в виде чешуек прижаты к веточкам. Имеет приятный запах

  Туя в отличие от других хвойных деревьев растет не только в лесах, но и на садовых участках. Она хорошо переносит стрижку. В течение зимы хвоя несколько светлеет, весной вновь приобретает яркий цвет. Туя очищает воздух от вредных веществ, но и обогащает кислородом. Послушайте про тую стихотворение:

Можно гладить ветку Туи,

Уколоться не рискуя.

Шепчет Туя безмятежная:

«Я хоть хвойная, но нежная».

 Интересные факты

Французские монархи, зная о целебных свойствах туи, назвали ее «деревом жизни» и приказали разводить ее в своих парках. Отвары из хвои и коры этого растения использовали для остановки кровотечения, излечивали ими кровохарканье и астму, а также применяли для лечения половых инфекций. Из туи изготавляют эфирное масло, клторое снимает стресс и сильное перенапряжение, уменьшает тревожность и страх и помогает при бессоннице. Но при этом следует знать, что масла из туи используют только для наружного применения и в малых дозах, поскольку при излишествах оно ядовито.

4.Можжевельник низкий, почти лежит на земле. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие. Можжевельник тоже очень полезный. Там, где растет можжевельник, воздух намного чище. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей и тростей. Запах древесины можжевельника приятен для человека, но ужасен для микробов и бактерий. Часто чтобы избавиться от ужасного запаха дома люди сжигали древесину можжевельника, и это спасало на пару лет. Чтобы сохранить одежду от моли можно так же положить сырую древесину этого растения.

5. Лиственница является одним из самых распространенных пород деревьев в России. Деревья лиственницы - настоящие лесные великаны: ствол 30-40 м в высоту, до 2 м в диаметре.

Ветки у лиственницы редкие. Листья - мягкие плоские иголки, сидят пучками или вьются спиральками. Держатся они всего год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина - листья. Лиственница поэтому так и называется. А весной у лиственницы вырастает новая хвоя.

Хвоя лиственницы мягкая. Лиственница очень светолюбива. 

Древесина лиственницы тяжёлая, смолистая, крепкая. Брёвна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему используются для различных подводных сооружений (свай мостов, причалов, плотин т. д.). Хороша древесина также для рудничных стоек, шпал. Её применяют при постройке кораблей.

Уникальность.

Лиственница обладает рядом уникальных свойств, известных издревле. Это очень прочная порода. На сваях именно из этого дерева стоит красивейший город Венеция. За столетия дерево не сгнило и никак не повредилось.

Э: Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

Дети: Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.

Дети: Отличия: у туи и можжевельника иголки прижаты к стволу и веточки  поэтому плоские, а у ели и сосны нет.

Сосна, туя и елка – это деревья, а можжевельник – кустарник.

У сосны, ели и можжевельника хвоинки колючие, а у туи нет.

У ели и сосны шишки большие, а у туи и можжевельника маленькие.

4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия (5 мин.) Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.

5.Заключительная часть (5 мин.)

Э: Загадки про хвойные деревья
1.Дерево - Ёж
Носит платье клёш.
(Ель)

2.Он растёт у нас в Сибири,
Самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший
Собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
Любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ...
(Кедр)

3.Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

4.У маленькой ёлочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)
5.Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
(Сосна)

6.Деревце колючее,
Зелёное, пахучее.
Прилетела к нам метель,
Стала белой наша...
(Ель)

Пословицы и поговорки о лесе:

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
  • Лес и вода – брат и сестра.
  • По лесу иди – под ноги гляди.
  • Лес не школа, а всех учит.
  • Не высок лесок, а от жары спасает.
  • Какой лес без чудес.
  • Заблудиться в трех соснах
  • Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает
  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Сосна кормит, липа одевает.
  • Всякая сосна своему лесу весть подает.
  • Где выросла сосна, там она и красна.
  • Ель не сосна: шумит неспроста.
  • От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
  • Ель не сосна, шумит неспроста.
  • Сосна там красна, где росла.

Картины о лесе

  • Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,
  • Виктор Васнецов «Аленушка»
  • Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»
  • Константин Крыжицкий «Лес зимой»
  1. 6. Подведение итогов экскурсии (2 мин.) Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Э; Раздаю жетоны, определяем победителя!

Спасибо вам за внимание и работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)

Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...

Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...